Вход / Регистрация
18.12.2024, 21:08
Тайны Святого Грааля
Ни тарелке, ни кружке, ни кувшину, да и вообще никакой другой посуде не удалось покинуть кухню и стать духовным символом. Такое «вознесение» из мира дольнего в мир горний произошло только с чашей. И случилось это благодаря Иисусу Христу.
Не просто посуда
Из чаши, согласно всем Евангелиям, Христос вкушал на Тайной вечере. И из неё же предложил испить апостолам «свою кровь». После распятия в эту чашу Иосиф Аримафейский собрал кровь Спасителя из раны, нанесённой ему копьём римского легионера Лонгина. Таким образом, она стала первым потиром — чашей для причастия. А также хранилищем Святой крови. Не удивительно, что после этого она перестала быть просто посудой! Однако и мистическим предметом сделалась далеко не сразу…
Что же случилось с Чашей Христовой дальше? По преданию, ею владел Иосиф Аримафейский, который был богатым и знатным иудеем, но при этом являлся тайным последователем Христа. Согласно апокрифичному тексту «Деяния Пилата», написанному в III-IV веках, Иосифа посадили в темницу за то, что он снял с креста и похоронил тело Иисуса. Подробности этой истории есть в другом апокрифе «Отмщение Спасителя», написанном в IX веке. В нём рассказывается, что заточенный в башне Иосиф выжил благодаря пище, которая ему посылалась с неба. А во французском романе 1240 года Grand St. Graal конкретизируется, что это была за пища — Иосиф 42 года провёл в темнице, питаясь кровью из Чаши Христовой, которую каждый день приносил ему Господь. И, наконец, в английской версии этого же романа вместо крови упоминаются различные кушанья и питьё, а получал их Иосиф уже не от Спасителя, а благодаря Граалю, который ежедневно наполнялся заново.
Таким образом, это чудесное свойство Чаши Христовой было описано только в XIII веке. Исследователи полагают, что именно к этому моменту легенда о Граале окончательно смешалась с античным мифом о роге изобилия и кельтским преданием о Котле Дагды. Стоит отметить, что это не единственное дополнение к «функционалу» Грааля, которое появилось в Средневековье. Примерно тогда же возникло предание о том, что эта святая реликвия дарует молодость, бессмертие и исцеление от всех болезней.
Иосиф — первый хранитель
Но вернёмся к Иосифу. Выйдя на свободу, он покинул Иерусалим, по одной версии, повинуясь указаниям святого Филиппа, по другой — сев в лодку без весел и парусов. В обоих вариантах в итоге Иосиф прибыл в Британию и привёз Грааль с собой. На туманном острове вблизи местечка Гластонбери среди болот путешественник, как мы знаем из легенды, воткнул в землю палку, и она тут же пустила корни. Из палки вырос прекрасный терновый куст, который цвёл два раза в году. Иосиф усмотрел в этом знак свыше и построил в Гластонбери церковь, которая со временем выросла в аббатство. И вот на его-то территории, по легендам, и укрыт легендарный Грааль. Говорят, что в том месте, где его закопали, внезапно забил источник. Кстати, в аббатстве до сих пор имеется некий Колодец Чаши.
Сегодня историки, правда, считают, что христианство «завезли» в Британию обращённые римляне, а не Иосиф Аримафейский с дюжиной спутников. Но в Средние века легендарная версия ни у кого не вызывала сомнений, а Иосиф был официально признан основателем церкви Англии. Более того, считалось, что из его рода произошёл и легендарный король Артур!
Перед своей смертью Иосиф передал Грааль следующему хранителю. Одни тексты утверждают, что это был кто-то из его потомков, другие — что это был его зять по имени Брон, третьи — что это был один из его спутников, некий сириец Эвалак, обращённый Иосифом в христианство. В легенды он вошёл под именем Король-Рыбак. Кто бы ни был новым хранителем, он хорошо выполнял свои функции, потому что на протяжении нескольких веков про чашу слышно ничего не было. А вспомнили о ней только в IX веке, когда в Европе начали «охотиться» за реликвиями, связанными с земной жизнью Христа.
В Генуе или в Нормандии?
В IX веке некий Бернгард фон Верден сообщал королю Лотарю II о «великолепном gradale из Александрии», и описывал не то блюдо, не то чашу. Однако больше никаких свидетельств о том «градале» нет. Как и его самого.
В XII веке, судя по записям Гийома Тирского, один из крестоносцев нашёл в мечети палестинского города Кесария некую чашу из зелёного египетского стекла. Её тут же отождествили с Граалем, поскольку в те времена бытовала легенда, что Иисус с учениками на Тайной вечере пил из «изумрудной чаши». Она якобы была сделана из осколка сверкающего зелёного камня, который некогда был вставлен в корону Люцифера. Архангел Михаил своим мечом выбил камень во время сражения, и тот упал на землю. Здесь его нашли люди и сделали из него чашу (по другой версии — украсили металлическую чашу осколками этого изумруда). Такая версия даже записана в «Золотой легенде» Иакова Ворагинского — собрании христианских преданий . XIII века. Кстати, шестигранная чаша из Кесарии абсолютно реальна и хранится в Генуе в соборе Святого Лоренцо.
В XII веке Грааль объявился в Нормандии в бенедиктинском аббатстве. Здесь рассказывали легенду о том, что праведник Никодим собрал кровь Спасителя в сосуд и запечатал его. А после, повинуясь голосу с неба, он спрятал этот сосуд внутри ствола смоковницы и бросил его в море. Дерево якобы прибило к берегам Нормандии. В XIV веке для этого «Грааля» даже выстроили особый собор!
В Галлии были уверены, что вовсе не Никодим и даже не Иосиф Аримафейский привезли Грааль в Европу, а Мария Магдалина. Спасаясь от преследований, она вместе с сестрой Марфой, братом Лазарем и Дионисием Ареопагитом отплыла из Палестины и высадилась около Марселя. Грааль она якобы спрятала в пещере неподалёку. Здесь же она проповедовала христианство и умерла в 63 году. Похоронили Марию в аббатстве Сент-Максимин. В XIII веке гробницу Марии вскрыли и в ней обнаружили алебастровый сосуд, содержащий остатки засохшей крови. Останки перенесли в город Везеле и воздвигли собор в честь Марии Магдалины. К сожалению, во времена Великой французской революции они были уничтожены. А что стало с сосудом, остаётся загадкой.
Загадка ордена Храма
В том же XII веке Чашу Христову очень активно начали искать тамплиеры. Изначально этот орден был создан для охраны паломников в Иерусалиме. Однако довольно быстро он заслужил репутацию некого мистического института, где занимались не то волшебством, не то алхимией — то есть чем-то не одобряемым церковью. Нашли храмовники Грааль или нет — эту тайну Жак де Моле, последний магистр ордена, унёс с собой на костёр. Тем не менее по всей Европе и в Палестине ходили слухи о том, что тамплиеры много чего раскопали в подвалах Храма Соломона, в том числе старинные артефакты, Очень уж быстро этот орден бедных рыцарей Храма, у которых в самом начале была только одна лошадь на двоих, стал самым богатым и могущественным! Но после разгрома храмовников в 1314 году ни чаши, ни тамплиерских несметных сокровищ найдено не было. Разумеется, тут же поползли слухи о том, что храмовники успели спрятать Грааль. Вот только куда?
Одна из версий — реликвию укрыли те рыцари Храма, которые избежали суда и вошли в орден Калатравы. В этом случае Чашу Христову следует искать в Испании. Другая версия — тамплиеры к этому времени уже передали Святой Грааль катарам. Собственно, катары — следующие претенденты на роль хранителей Грааля. Папа Иннокентий III объявил в 1209 году крестовый поход против катарской ереси, в результате чего почти 40 лет в Европе бушевали так называемые Альбигойские войны. В 1243 году был осаждён последний оплот катаров — замок Монсегюр. Он держался почти год — как были уверены многие, только благодаря Граалю и его чудесным свойствам. Согласно народному преданию, когда «добрые люди» — так называли себя катары — поняли, что им не устоять, они взмолились, и с неба спустился к ним голубь. Он клюнул скалу, и гора раскололась надвое — тогда хранители Грааля бросили его в расщелину, и она тут же сомкнулась. С тех пор Чаша Христова надёжно укрыта, и найти её смогут лишь чистые сердцем и помыслами.
Некоторые исследователи полагают, что голубь в этой истории — мифологический персонаж, а дело было так: за несколько дней до Рождества 1243 года один из епископов-еретиков Бертран Марти тайком отправил из крепости двух верных людей. Они вынесли некое сокровище катаров и спрятали его в спульге (укреплённом гроте) в графстве Фуа. Накануне сдачи Монсегюра, 15 марта 1244 года четверо мужчин покинули обречённый замок. Они спустились ночью по верёвке с вершины горы высотой 1200 метров, чтобы пробраться в грот, где было спрятано сокровище, и забрать его. Двое из них позже добрались до катаров, живших в итальянской Кремоне, и рассказали о своей миссии. Об этом стало известно спустя много лет, когда один из кремонцев давал показания на допросе инквизиции. Он сам не знал — что это было за сокровище. Но у его современников и сомнений не возникало — конечно, это был Грааль!
Сосуд, признанный Ватиканом
В XIV веке ещё один «Грааль» нашёлся в Испании. По местной легенде, чашу из агата привёз из Палестины сам апостол Пётр. Позже папа римский Сикст II вручил её святому Лаврентию, который увёз реликвию в родную Испанию. Есть упоминание в документе 1399 года о передаче Грааля королю Арагона Мартину I Гуманному. Он хранил чашу в Сарагосе, а затем в Барселоне вплоть до своей смерти в 1410-м. Кстати, Святой Грааль упомянут в описи имущества арагонской короны! Другой король, Альфонсо V Великодушный, доставил Чашу Христову в собор Валенсии в 1436 году, где её до сих пор можно увидеть в Кафедральном соборе. Стоит подчеркнуть, что это единственный «Грааль», официально признанный Ватиканом.
Но не все согласны с папой римским. Часть исследователей уверена, что истинный Грааль хранится в Шотландии в Рослинской капелле. Этот храм, построенный в середине XV века, был родовой усыпальницей Синклеров, которых традиционно считают основателями масонской ложи в Шотландии. Ну а где масоны, там и до тамплиеров рукой подать с их тайными знаниями и древними артефактами. Странные украшения часовни в виде непонятных символов и фигур только подтверждают эту теорию. Местная легенда гласит, что если расшифровать знаки на потолке часовни, то по полученным данным можно составить карту и найти место, где спрятаны сокровища тамплиеров и Святой Грааль.
Символ духовных искании
Поиски Грааля не увлекли бы столько народа по всей Европе, если бы не Кретьен де Труа, романист при дворе графов Шампанских. Он написал в 1181-1191 годах куртуазный роман «Персеваль, или Повесть о Граале», который тут же стал средневековым бестселлером. Из-за смерти автора роман остался незаконченным, но у него тут же появились продолжения, пересказы и переводы на другие языки. В результате чего в моду вошли легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, которые до этого были известны только в Британии и Бретани. Всем европейским монархам захотелось походить на легендарного короля Артура, а рыцарям — на Персеваля или Галахада. Однако не просто было соответствовать этим высоким идеалам!
Вторая волна увлечения поисками Грааля пришлась на XV век, и этим мы обязаны сэру Томасу Мэлори, написавшему великолепный роман «Смерть Артура». Позже были и другие всплески граалемании. А совсем недавно — уже в XXI веке — на охоту за Чашей Христовой снова вышли искатели приключений, прочитавшие бестселлер «Код да Винчи» или более раннюю книгу «Святая кровь. Священный Грааль». Впрочем, в этих произведениях Грааль сильно переосмыслен и предстаёт перед нами в виде потомков Иисуса Христа и Марии Магдалины.
Со временем в литературе и в общественном сознании сформировалась идея о том, что важен не столько сам предмет, пусть даже священный и несущий в себе неслыханную мощь, сколько процесс поиска Святого Грааля. Это символический поиск истины, поиск Бога и собственного «я». Поиск вечный и не имеющий конца.
Камень особой породы
Грааль не всегда «выглядел» как чаша. Иногда, как в «Парцифале» Вольфрама фон Эшенбаха, это lapsit exillis — священный камень, существовавший со времён сотворения мира:
«Грааль — это камень особой породы.
На наш язык пока что нет перевода,
Он излучает волшебный свет!
Но как попасть в Граалево братство?
Надпись на камне сумей прочитать!
Она появляется время от времени,
С указанием имени, рода, племени,
А также пола того лица,
Что призван Граалю служить до конца».
Не просто посуда
Из чаши, согласно всем Евангелиям, Христос вкушал на Тайной вечере. И из неё же предложил испить апостолам «свою кровь». После распятия в эту чашу Иосиф Аримафейский собрал кровь Спасителя из раны, нанесённой ему копьём римского легионера Лонгина. Таким образом, она стала первым потиром — чашей для причастия. А также хранилищем Святой крови. Не удивительно, что после этого она перестала быть просто посудой! Однако и мистическим предметом сделалась далеко не сразу…
Что же случилось с Чашей Христовой дальше? По преданию, ею владел Иосиф Аримафейский, который был богатым и знатным иудеем, но при этом являлся тайным последователем Христа. Согласно апокрифичному тексту «Деяния Пилата», написанному в III-IV веках, Иосифа посадили в темницу за то, что он снял с креста и похоронил тело Иисуса. Подробности этой истории есть в другом апокрифе «Отмщение Спасителя», написанном в IX веке. В нём рассказывается, что заточенный в башне Иосиф выжил благодаря пище, которая ему посылалась с неба. А во французском романе 1240 года Grand St. Graal конкретизируется, что это была за пища — Иосиф 42 года провёл в темнице, питаясь кровью из Чаши Христовой, которую каждый день приносил ему Господь. И, наконец, в английской версии этого же романа вместо крови упоминаются различные кушанья и питьё, а получал их Иосиф уже не от Спасителя, а благодаря Граалю, который ежедневно наполнялся заново.
Таким образом, это чудесное свойство Чаши Христовой было описано только в XIII веке. Исследователи полагают, что именно к этому моменту легенда о Граале окончательно смешалась с античным мифом о роге изобилия и кельтским преданием о Котле Дагды. Стоит отметить, что это не единственное дополнение к «функционалу» Грааля, которое появилось в Средневековье. Примерно тогда же возникло предание о том, что эта святая реликвия дарует молодость, бессмертие и исцеление от всех болезней.
Иосиф — первый хранитель
Но вернёмся к Иосифу. Выйдя на свободу, он покинул Иерусалим, по одной версии, повинуясь указаниям святого Филиппа, по другой — сев в лодку без весел и парусов. В обоих вариантах в итоге Иосиф прибыл в Британию и привёз Грааль с собой. На туманном острове вблизи местечка Гластонбери среди болот путешественник, как мы знаем из легенды, воткнул в землю палку, и она тут же пустила корни. Из палки вырос прекрасный терновый куст, который цвёл два раза в году. Иосиф усмотрел в этом знак свыше и построил в Гластонбери церковь, которая со временем выросла в аббатство. И вот на его-то территории, по легендам, и укрыт легендарный Грааль. Говорят, что в том месте, где его закопали, внезапно забил источник. Кстати, в аббатстве до сих пор имеется некий Колодец Чаши.
Сегодня историки, правда, считают, что христианство «завезли» в Британию обращённые римляне, а не Иосиф Аримафейский с дюжиной спутников. Но в Средние века легендарная версия ни у кого не вызывала сомнений, а Иосиф был официально признан основателем церкви Англии. Более того, считалось, что из его рода произошёл и легендарный король Артур!
Перед своей смертью Иосиф передал Грааль следующему хранителю. Одни тексты утверждают, что это был кто-то из его потомков, другие — что это был его зять по имени Брон, третьи — что это был один из его спутников, некий сириец Эвалак, обращённый Иосифом в христианство. В легенды он вошёл под именем Король-Рыбак. Кто бы ни был новым хранителем, он хорошо выполнял свои функции, потому что на протяжении нескольких веков про чашу слышно ничего не было. А вспомнили о ней только в IX веке, когда в Европе начали «охотиться» за реликвиями, связанными с земной жизнью Христа.
В Генуе или в Нормандии?
В IX веке некий Бернгард фон Верден сообщал королю Лотарю II о «великолепном gradale из Александрии», и описывал не то блюдо, не то чашу. Однако больше никаких свидетельств о том «градале» нет. Как и его самого.
В XII веке, судя по записям Гийома Тирского, один из крестоносцев нашёл в мечети палестинского города Кесария некую чашу из зелёного египетского стекла. Её тут же отождествили с Граалем, поскольку в те времена бытовала легенда, что Иисус с учениками на Тайной вечере пил из «изумрудной чаши». Она якобы была сделана из осколка сверкающего зелёного камня, который некогда был вставлен в корону Люцифера. Архангел Михаил своим мечом выбил камень во время сражения, и тот упал на землю. Здесь его нашли люди и сделали из него чашу (по другой версии — украсили металлическую чашу осколками этого изумруда). Такая версия даже записана в «Золотой легенде» Иакова Ворагинского — собрании христианских преданий . XIII века. Кстати, шестигранная чаша из Кесарии абсолютно реальна и хранится в Генуе в соборе Святого Лоренцо.
В XII веке Грааль объявился в Нормандии в бенедиктинском аббатстве. Здесь рассказывали легенду о том, что праведник Никодим собрал кровь Спасителя в сосуд и запечатал его. А после, повинуясь голосу с неба, он спрятал этот сосуд внутри ствола смоковницы и бросил его в море. Дерево якобы прибило к берегам Нормандии. В XIV веке для этого «Грааля» даже выстроили особый собор!
В Галлии были уверены, что вовсе не Никодим и даже не Иосиф Аримафейский привезли Грааль в Европу, а Мария Магдалина. Спасаясь от преследований, она вместе с сестрой Марфой, братом Лазарем и Дионисием Ареопагитом отплыла из Палестины и высадилась около Марселя. Грааль она якобы спрятала в пещере неподалёку. Здесь же она проповедовала христианство и умерла в 63 году. Похоронили Марию в аббатстве Сент-Максимин. В XIII веке гробницу Марии вскрыли и в ней обнаружили алебастровый сосуд, содержащий остатки засохшей крови. Останки перенесли в город Везеле и воздвигли собор в честь Марии Магдалины. К сожалению, во времена Великой французской революции они были уничтожены. А что стало с сосудом, остаётся загадкой.
Загадка ордена Храма
В том же XII веке Чашу Христову очень активно начали искать тамплиеры. Изначально этот орден был создан для охраны паломников в Иерусалиме. Однако довольно быстро он заслужил репутацию некого мистического института, где занимались не то волшебством, не то алхимией — то есть чем-то не одобряемым церковью. Нашли храмовники Грааль или нет — эту тайну Жак де Моле, последний магистр ордена, унёс с собой на костёр. Тем не менее по всей Европе и в Палестине ходили слухи о том, что тамплиеры много чего раскопали в подвалах Храма Соломона, в том числе старинные артефакты, Очень уж быстро этот орден бедных рыцарей Храма, у которых в самом начале была только одна лошадь на двоих, стал самым богатым и могущественным! Но после разгрома храмовников в 1314 году ни чаши, ни тамплиерских несметных сокровищ найдено не было. Разумеется, тут же поползли слухи о том, что храмовники успели спрятать Грааль. Вот только куда?
Одна из версий — реликвию укрыли те рыцари Храма, которые избежали суда и вошли в орден Калатравы. В этом случае Чашу Христову следует искать в Испании. Другая версия — тамплиеры к этому времени уже передали Святой Грааль катарам. Собственно, катары — следующие претенденты на роль хранителей Грааля. Папа Иннокентий III объявил в 1209 году крестовый поход против катарской ереси, в результате чего почти 40 лет в Европе бушевали так называемые Альбигойские войны. В 1243 году был осаждён последний оплот катаров — замок Монсегюр. Он держался почти год — как были уверены многие, только благодаря Граалю и его чудесным свойствам. Согласно народному преданию, когда «добрые люди» — так называли себя катары — поняли, что им не устоять, они взмолились, и с неба спустился к ним голубь. Он клюнул скалу, и гора раскололась надвое — тогда хранители Грааля бросили его в расщелину, и она тут же сомкнулась. С тех пор Чаша Христова надёжно укрыта, и найти её смогут лишь чистые сердцем и помыслами.
Некоторые исследователи полагают, что голубь в этой истории — мифологический персонаж, а дело было так: за несколько дней до Рождества 1243 года один из епископов-еретиков Бертран Марти тайком отправил из крепости двух верных людей. Они вынесли некое сокровище катаров и спрятали его в спульге (укреплённом гроте) в графстве Фуа. Накануне сдачи Монсегюра, 15 марта 1244 года четверо мужчин покинули обречённый замок. Они спустились ночью по верёвке с вершины горы высотой 1200 метров, чтобы пробраться в грот, где было спрятано сокровище, и забрать его. Двое из них позже добрались до катаров, живших в итальянской Кремоне, и рассказали о своей миссии. Об этом стало известно спустя много лет, когда один из кремонцев давал показания на допросе инквизиции. Он сам не знал — что это было за сокровище. Но у его современников и сомнений не возникало — конечно, это был Грааль!
Сосуд, признанный Ватиканом
В XIV веке ещё один «Грааль» нашёлся в Испании. По местной легенде, чашу из агата привёз из Палестины сам апостол Пётр. Позже папа римский Сикст II вручил её святому Лаврентию, который увёз реликвию в родную Испанию. Есть упоминание в документе 1399 года о передаче Грааля королю Арагона Мартину I Гуманному. Он хранил чашу в Сарагосе, а затем в Барселоне вплоть до своей смерти в 1410-м. Кстати, Святой Грааль упомянут в описи имущества арагонской короны! Другой король, Альфонсо V Великодушный, доставил Чашу Христову в собор Валенсии в 1436 году, где её до сих пор можно увидеть в Кафедральном соборе. Стоит подчеркнуть, что это единственный «Грааль», официально признанный Ватиканом.
Но не все согласны с папой римским. Часть исследователей уверена, что истинный Грааль хранится в Шотландии в Рослинской капелле. Этот храм, построенный в середине XV века, был родовой усыпальницей Синклеров, которых традиционно считают основателями масонской ложи в Шотландии. Ну а где масоны, там и до тамплиеров рукой подать с их тайными знаниями и древними артефактами. Странные украшения часовни в виде непонятных символов и фигур только подтверждают эту теорию. Местная легенда гласит, что если расшифровать знаки на потолке часовни, то по полученным данным можно составить карту и найти место, где спрятаны сокровища тамплиеров и Святой Грааль.
Символ духовных искании
Поиски Грааля не увлекли бы столько народа по всей Европе, если бы не Кретьен де Труа, романист при дворе графов Шампанских. Он написал в 1181-1191 годах куртуазный роман «Персеваль, или Повесть о Граале», который тут же стал средневековым бестселлером. Из-за смерти автора роман остался незаконченным, но у него тут же появились продолжения, пересказы и переводы на другие языки. В результате чего в моду вошли легенды о короле Артуре и рыцарях Круглого стола, которые до этого были известны только в Британии и Бретани. Всем европейским монархам захотелось походить на легендарного короля Артура, а рыцарям — на Персеваля или Галахада. Однако не просто было соответствовать этим высоким идеалам!
Вторая волна увлечения поисками Грааля пришлась на XV век, и этим мы обязаны сэру Томасу Мэлори, написавшему великолепный роман «Смерть Артура». Позже были и другие всплески граалемании. А совсем недавно — уже в XXI веке — на охоту за Чашей Христовой снова вышли искатели приключений, прочитавшие бестселлер «Код да Винчи» или более раннюю книгу «Святая кровь. Священный Грааль». Впрочем, в этих произведениях Грааль сильно переосмыслен и предстаёт перед нами в виде потомков Иисуса Христа и Марии Магдалины.
Со временем в литературе и в общественном сознании сформировалась идея о том, что важен не столько сам предмет, пусть даже священный и несущий в себе неслыханную мощь, сколько процесс поиска Святого Грааля. Это символический поиск истины, поиск Бога и собственного «я». Поиск вечный и не имеющий конца.
Камень особой породы
Грааль не всегда «выглядел» как чаша. Иногда, как в «Парцифале» Вольфрама фон Эшенбаха, это lapsit exillis — священный камень, существовавший со времён сотворения мира:
«Грааль — это камень особой породы.
На наш язык пока что нет перевода,
Он излучает волшебный свет!
Но как попасть в Граалево братство?
Надпись на камне сумей прочитать!
Она появляется время от времени,
С указанием имени, рода, племени,
А также пола того лица,
Что призван Граалю служить до конца».
 
Комментарии 3
-4
Аня
19.07.2018 13:14
[Материал]
Значение священных символов
«Взял хлеб, воздал благодарность, разломил его и дал им, говоря: „Это означает мое тело, которое будет отдано за вас. Делайте это в воспоминание обо мне“» (Луки 22:19). Когда Иисус взял хлеб и сказал: «Это означает мое тело»,— он хотел показать, что незаквашенный хлеб представлял его безгрешное тело, которое он отдал «за жизнь мира» (Иоанна 6:51). В некоторых переводах Библии встречается выражение «это есть [по-гречески эсти́н] мое тело». Однако в «Греческо-английском словаре Нового Завета» Тайера говорится, что глагол эсти́н часто означает «иметь значение, значить, выражать» («Greek-English Lexicon of the New Testament»). Его смысл — представлять собой или символизировать (Матфея 26:26). Это же относится и к чаше вина. Христос сказал: «Эта чаша означает новый завет на основании моей крови, которая прольется за вас» (Луки 22:20). Согласно сообщению Матфея, Иисус сказал о чаше следующее: «Это означает мою „кровь завета“, которая прольется за многих для прощения грехов» (Матфея 26:28). Иисус использовал вино в чаше в качестве символа своей крови. Его пролитая кровь станет основанием «нового завета» для помазанных духом христиан, которые будут править с ним на небе как цари и священники (Иеремия 31:31—33; Иоанна 14:2, 3; 2 Коринфянам 5:5; Откровение 1:5, 6; 5:9, 10; 20:4, 6). Вино в чаше также напоминает о том, что пролитая кровь Иисуса служит основанием для «прощения грехов», поэтому участники Вечери могут быть призваны к небесной жизни как сонаследники с Христом. Логично, что во время Вечери только имеющие небесное призвание — их число ограничено — принимают хлеб и вино (Луки 12:32; Эфесянам 1:13, 14; Евреям 9:22; 1 Петра 1:3, 4). А как насчет всех тех последователей Иисуса Христа, которые не состоят в новом завете? Они представляют «других овец» Господа, которые не будут править с Христом на небе, а будут вечно жить на райской земле (Иоанна 10:16; Луки 23:43; Откровение 21:3, 4). Это «великое множество» верных христиан, которые «совершают священное служение ему [Богу] день и ночь», присутствуют на Вечере Господней в качестве признательных наблюдателей. Словами и делами они возвещают: «Спасением обязаны мы Богу нашему, сидящему на престоле, и Агнцу» (Откровение 7:9, 10, 14, 15). Источник: библиотека онлайн |