Фото из склепа: исследована единственная нетронутая императорская гробница Европы
Очень необычное сообщение в современном потоке научных новостей: в нем нет ни слова про всеми любимые передовые методы исследований – ни про ДНК, ни про изотопы, ни даже про рентгенофлуоресцентную спектрометрию с каким-нибудь простеньким радиоуглеродным анализом. Австрийские специалисты рассказали о «секретном» исследовании, основанном исключительно на фотографиях.
Результат, по словам ученых, сенсационный. А по накалу эмоций – сравнимый с моментом открытия гробницы Тутанхамона, по двум причинам. Во-первых, изученный покойный был даже рангом повыше – Фридрих III, император Священной Римской империи. Во-вторых, из 14 известных усыпальниц средневековых королей и императоров Священной Римской империи только эта гробница в венском кафедральном соборе Св. Стефана осталась нетронутой – за 500 лет никто не осмелился потревожить покой основателя будущей империи Габсбургов.
На фото ниже – собственно императорская гробница в соборе Св. Стефана. Ее история заслуживает небольшого отдельного рассказа, поскольку доступные энциклопедии приводят лишь самые общие сведения: автор – Николай Герхарт Лейденский (Nikolaus Gerhaert van Leyden), материал – красный мрамор, время захоронения – 1513 год. Однако эта информация не совсем точная.
Гробница Фридриха III в соборе Св. Стефана. Фото: APA/KHM-MUSEUMSVERBAND
Достаточно сверить даты: Николай Лейденский умер в 1473 году, Фридрих III – в 1493-м, а усыпальница появилась только в 1513-м. Как так? Да и красный мрамор – не мрамор, а очень сложный в обработке красный известняк из знаменитого месторождения Ардет рядом с Зальцбургом.
Объяснение этих «нестыковок» сохранилось в исторических записях. Фридрих III (1415 – 1493) жил и правил очень долго, под разными титулами. В 1452 году стал императором Священной Римской империи – последним из коронованных в Риме и первым из рода Габсбургов на этом престоле. Похоже, Фридрих и сам не ожидал, что проживет долгую жизнь: собственную усыпальницу он попытался заказать еще в 1463-м, за тридцать лет до смерти. Обратился к одному из лучших скульпторов своего времени, Николаю Герхарту Лейденскому. Тот был занят и смог приступить к работе только в 1468-м, после второго настойчивого обращения императора.
Герхарт разработал сложнейший дизайн усыпальницы (240 фигур и 32 герба – это только те элементы, которые поддаются подсчету) и выбрал для нее, как назло, очень трудоемкий камень, тот самый красный ардетский «мрамор». В 1473-м Герхарт умер, успев закончить только надгробную плиту с изображением заказчика, спящего вечным сном.
Надгробная плита. Фото: APA/KHM-MUSEUMSVERBAND
Заказчик, судя по всему, остался доволен своим посмертным образом, и работу по утвержденному проекту продолжили венские мастера Макс Вальмет (ему принадлежат боковые рельефы) и Михель Тихтер, придворный «гробовщик». Тихтер создал опоясывающую балюстраду и руководил монтажом двухметровой усыпальницы в соборе Св. Стефана. К слову, с высоты человеческого роста надгробную плиту работы великого Николая Герхарта не разглядеть, но для особо приближенных с обратной стороны балюстрады предусмотрены ступеньки.
А теперь немного о покойном. Фридрих III скончался в августе 1493 года в Линце, в возрасте 78 лет. Императора хоронили трижды – или в три этапа, тут трудно подобрать правильное выражение. После кончины его сердце и внутренние органы были замурованы в приходской церкви города Линц, где они и пребывают по сей день. Сын Фридриха, Максимилиан I, не успел попрощаться с отцом: его задержало вторжение турок в Каринтию и Крайну. Только в декабре 1493-го останки императора удалось перевезти в Вену и поместить в «герцогский склеп» собора Св. Стефана. К телу прилагалась нога, ампутированная незадолго до смерти – Фридрих, вероятно, страдал от артериосклероза (не путать с атеросклерозом), и есть обоснованное предположение, что именно обширное хирургическое вмешательство в 78 лет его и доконало.
Через 20 лет после смерти, в ноябре 1513-го, останки Фридриха III (включая ногу) были максимально торжественно захоронены в третий раз – в новой усыпальнице, создание которой растянулось на 45 лет. С тех пор монументальная гробница стояла нетронутой.
В ноябре 2019 года австрийские исследователи внезапно сообщили, что уже шесть лет занимаются изучением содержимого гробницы, и в декабре будут представлены сенсационные результаты их многолетней работы.
Причина, по которой ученые и музейщики в 2013 году решили «проникнуть» в императорскую усыпальницу, не сообщается. Полагаем, всё объясняется неистребимым научным любопытством: как уже упоминалось, гробница Фридриха III – единственное захоронение средневекового монарха, ни разу не потревоженное ни войнами, ни революциями, ни грабителями, ни учеными. А в 2013 году, вероятно, удалось получить финансирование под круглую дату: 500-летнюю годовщину завершения усыпальницы и окончательного упокоения в ней останков императора. Но в результате работы затянулись на шесть лет и велись, как оказалось, в тайне от широкой публики.
Результатом шестилетнего исследования стали… фотографии. Многочисленные снимки внутреннего пространства усыпальницы, сделанные через крохотное отверстие с помощью видеоэндоскопа.
«Открыть гробницу в 2013 году мы не смогли, и вряд ли такая возможность появится в ближайшем будущем. Это выдающееся произведение искусства имеет гигантский вес (отдельные его части весят несколько тонн) и сложную структуру, следовательно, любые попытки вскрыть усыпальницу могут привести к повреждению саркофага и его содержимого», – объясняют исследователи в пресс-релизе на сайте венского Музея истории искусств.
К слову, в 2016 году компания Format4plus провела внешнее 3D-сканирование гробницы по заказу реставрационной мастерской при соборе Св. Стефана, однако неясно, было ли это частью большого «секретного» исследования или отдельным проектом. Полученные изображения позволяют в полной мере оценить мастерство средневековых скульпторов и резчиков.
Сканирование гробницы Фридриха III. Фото: format4plus.de
Одно из полученных изображений (низ надгробной плиты) с точностью до 0,5 мм. Фото: format4plus.de
Еще недавно ученые не были столь категоричны в своем нежелании причинять вред драгоценным артефактам: по большому счету, у них и выбора особого не было, ведь современных технологий – бесконтактных, неинвазивных, беспроводных, миниатюрных – просто не существовало. Исследователи вспомнили, что в 1969 году их предшественники уже пытались заглянуть в гробницу императора. Тогда поползли слухи, что монументальная усыпальница на самом деле пустая (как одна из двух гробниц сына Фридриха, Максимилиана I), и специалистам пришлось провести первую «секретную операцию», как выразился Франц Цехетнер, архивист собора Св. Стефана. Иными словами, они просто просверлили в стенке саркофага небольшое отверстие и с помощью системы ламп и зеркал получили визуальное подтверждение: внутри находятся человеческие останки и некие погребальные дары. Никаких фотографий содержимого, по понятным причинам, в 1969 году сделать не могли, к тому же участникам той «варварской» операции было запрещено о ней рассказывать посторонним. «В 1969 году больше никаких подробностей публично не сообщали», – заметил Франц Цехетнер.
Однако сведения о проделанной работе сохранились в памяти ее участников и в соборных архивах. Исследователи 2013 года, узнав о существовании секретного отверстия, не могли им не воспользоваться.
В результате почти медицинской операции ученым удалось протолкнуть внутрь видеоэндоскоп, а также «отщипнуть» и извлечь небольшой фрагмент облицовки саркофага и крохотный кусочек ткани, но «в основном все наши знания о том, что находится внутри гробницы, основаны на анализе фотографий, сделанных в 2013 году», – говорится в пресс-релизе. Исследователи признают, что при таком способе невозможно получить ответы на все вопросы, однако новые данные представляют чрезвычайный интерес для историков.
Корона-митра, изготовленная специально для погребения. Фото: APA/KHM-MUSEUMSVERBAND
На фото выше – одно из наиболее значимых открытий: старейший из сохранившихся экземпляр Mitrenkrone, «короны-митры». Подобный тип короны прочно ассоциировался с домом Габсбургов вплоть до распада Священной Римской империи в 1806 году. Искусствоведы уже выстроили прямую преемственность: корону из гробницы Фридриха III можно считать предшественницей самого знаменитого образчика «короны-митры» – личной короны императора Рудольфа II Габсбурга, созданной в 1602 году и в 1804-м ставшей короной Австрийской империи.
Похожая корона-митра венчает голову Фридриха III на надгробной плите (созданной, как мы уже упоминали, не позже 1473 года), а также на портрете 1468 года и его более известной копии 1500 года работы Ханса Бургкмайра.
Портрет Фридриха III кисти Ханса Бургкмайра с оригинала 1468 года. Источник: Wikimedia Commons
Массивная погребальная корона Фридриха III выполнена, по всей видимости, из позолоченного серебра. Помимо короны, исследователи обнаружили рядом с телом другие символы императорской власти: скипетр и державу. Очевидно, эти регалии были изготовлены специально для погребения и, вероятно, были копией священных оригиналов. Такое открытие стало сюрпризом для исследователей, причем эта деталь многое говорит о Максимилиане I, знаменитом сыне Фридриха.
«Ради отца Максимилиан пошел на огромные траты и устроил чрезвычайно статусные похороны по самому высшему разряду. Наиболее ярким доказательством можно считать императорские регалии, изготовленные, по всей вероятности, уже после смерти Фридриха и предназначенные исключительно для погребения. Они должны были и после смерти указывать на статус императора Священной Римской империи, а некоторые детали прямо воспроизводят погребальные традиции древнеримских императоров», – говорит Франц Кирхвегер, куратор венского Музея истории искусств.
Корона-митра и держава, обнаруженные в гробнице Фридриха III. Фото: APA/KHM-MUSEUMSVERBAND
Прямой отсылкой к античным традициям исследователи называют, в частности, обнаруженные в гробнице памятные монеты, отчеканенные специально к торжественному перезахоронению останков в 1513 году. Подобные детали, по мнению историков, говорят о растущем влиянии идей Ренессанса в средневековой Австрии – точнее, при дворе Максимилиана I.
Еще одна уникальная находка – гигантские позолоченные плиты с перечислением заслуг и достижений Фридриха и Максимилиана, установленные по длинным внутренним сторонам саркофага. На фотографиях отчетливо виден фрагмент надписи, в котором Максимилиан лишний раз напоминает, что останки его родителя упокоились именно здесь, in hoc precioso monomento, «в этом драгоценном памятнике».
Внутренний вид гробницы: разбитая верхняя плита и позолоченные плиты с перевернутыми надписями. Фото: APA/KHM-MUSEUMSVERBAND
Деталь перевернутой надписи. Фото: APA/KHM-MUSEUMSVERBAND
Почему текст на плитах перевернут вверх ногами – в пресс-релизе не уточняется, однако в декабре венский Музей истории искусств планирует издать полный отчет с результатами исследования, в котором, возможно, историки попытаются найти объяснение таким странностям как перевернутые надписи, разбитая верхняя плита и ее материал – глазурованная керамическая плитка, что крайне необычно для той эпохи. Во всяком случае, ученым удалось извлечь крохотный осколок керамической плиты для лабораторного исследования.
Помимо императорских регалий и памятных монет, в саркофаге обнаружили и другие артефакты – меч, большое распятие и несколько видов ткани (включая стропы, с помощью которых саркофаг перемещали 500 лет назад).
Текстиль прекрасно сохранился, а по фотографиям (и небольшому фрагменту, который удалось извлечь из гробницы) исследователи определили по меньшей мере три типа ткани. Два из них хорошо видны на снимке державы (ниже). Вероятно, обе представляют собой шелковый бархат, расшитый нитями позолоченного серебра. Специалисты по средневековому текстилю определили место и время их создания: Италия, начало XVI века. Резонно предположить, что драгоценные ткани также были изготовлены специально под торжественное перезахоронение останков в 1513 году.
Фрагмент державы и тканей из захоронения Фридриха III. Фото: APA/KHM-MUSEUMSVERBAND
Из-за особенностей исследования (напомним, миниатюрное оборудование в большой темной гробнице) невозможно определить, насколько захоронение соответствует скульптурному изображению на надгробии, хотя некоторые детали полностью совпадают. На надгробной плите Фридрих – при двух ногах, Николай Лейденский его другим не видел – лежит в полном императорском облачении, голова в короне-митре покоится на подушечке (совпадает), в правой руке – держава, в левой – длинный скипетр (совпадает). В каменном варианте вокруг скипетра обернута лента с аббревиатурой A.E.I.O.U., а справа видна монограмма с этими же буквами – в пресс-релизе о подобной находке в гробнице не сообщается, но с большой долей вероятности такой артефакт есть где-то рядом с останками.
Надпись и монограмма A.E.I.O.U. на надгробии. Фото: APA/KHM-MUSEUMSVERBAND
Загадочная аббревиатура A.E.I.O.U. – личное «изобретение» Фридриха III, позже превратившееся в официальный девиз династии Габсбургов. Историки до сих пор не пришли к единому мнению, каким конкретным словам соответствуют эти буквы, но общее направление давно известно: все варианты расшифровки так или иначе обыгрывают самый первый, Austriae Est Imperare Orbi Universo («Австрия правит миром»).
«Австрия» в данном случае означает не страну или территорию, а «дом/династию из Австрии», то есть собственно династию Габсбургов. С учетом того, что Фридрих впервые использовал эту монограмму в 1437 году, будучи всего лишь герцогом Штирии, его можно назвать провидцем: позже он станет основателем королевской династии Габсбургов, которая веками будет править почти всей Европой.
Неплохое наследие для человека, которого при жизни прозвали Erzschlafmütze – дословно «архи-ночной-колпак», «архи-соня». Эдакий средневековый Обломов, а если использовать современный жаргон – то и вовсе слоупок с приставкой архи-.
В наши дни представления историков об эпохе правления Фридриха III действительно начали меняться в позитивную сторону. Впрочем, судя по величественной гробнице и многолетнему стремлению увековечить память о Фридрихе, его сын Максимилиан понимал отцовское наследие гораздо лучше историков.
В Австрии лишь одна усыпальница по масштабу и роскоши сравнима с гробницей Фридриха III: это кенотаф, «пустая могила» его сына Максимилиана I в Инсбруке. У Максимилиана были весьма своеобразные идеи о собственной кончине и погребении, но закончилось все не столь экзотично – его бренные останки покоятся под ступенями алтаря капеллы Святого Георга в городке Винер-Нойштадт.
По мнению авторов современного исследования по гробнице Фридриха, сын похоронил отца с такой роскошью и таким пиететом, которых вовсе не желал для себя. Редкий случай, когда археологические и исторические изыскания дают пищу психологам: находки в гробнице способны пролить новый свет на отношения между отцом и сыном, на личности Фридриха и Максимилиана, на доминирующие при дворе нравы и идеи – все это, по мнению авторов исследования, может стать одним из ключевых направлений будущей работы.
Ампутированная нога императора в пресс-релизе не упоминается – нашли, не нашли? Подождем публикации полного отчета об исследовании.