Предложен новый способ поиска внеземной жизни
Правда, речь идет о довольно своеобразной жизни — анаэробных микроорганизмах, наподобие тех, что на Земле живут в толщах гуано, кишечниках некоторых животных и других местах, которые наверняка не понравились бы нам.
Эти микробы в качестве одного из продуктов своего метаболизма выделяют фосфин (фосфид водорода, PH3). В земных условиях фосфин — бесцветный, очень ядовитый газ, немного тяжелее воздуха. Он используется в некоторых промышленных процессах, поэтому его получают взаимодействием фосфора со щелочами или, реже, воды с какими-то другими фосфидами. Биогенный синтез фосфина на Земле невелик, здесь преобладают другие типы метаболизма.
Крайне примечательно, что у земной атмосферы нет сколько-нибудь заметных источников фосфина кроме биогенного (техногенный мы в расчет не берем, поскольку он возможен только при серьезных авариях). Это вещество не образуется при абиогенных процессах.
Это, вероятно, означает, что сколько-нибудь заметное количество фосфина в атмосфере какой-то экзопланеты должно, как минимум, настораживать. Если же это экзопланета земного типа, а их уже сейчас известно довольно много, то это почти наверняка признак жизни. Правда, речь идет об анаэробной жизни в ядовитой атмосфере — нам бы там не понравилось.
По мнению группы американских планетологов, если фосфин на какой-то экзопланете будет вырабатываться примерно в таких же количествах, как метан на Земле, то распознать его следы в спектре при помощи новейших инструментов, вроде готовящегося к старту космического телескопа «Джеймс Уэбб», можно будет с расстояния около 12 световых лет. Правда, слетать туда при жизни нас и, вероятно, наших правнуков не получится.
Ознакомиться с подробностями можно в статье, опубликованной в журнале Astrobiology.