/ Новости сайта / Космос / Астрономы получили новые сведения о самых ярких вспышках во Вселенной
25.01.2020

Астрономы получили новые сведения о самых ярких вспышках во Вселенной

Шведские и японские ученые после 10 лет исследований нашли объяснение необычным эмиссионным линиям, наблюдаемым со стороны одной из самых ярких сверхновых, когда-либо известных в истории астрономии – сверхновой SN 2006gy.

Сверхъяркие сверхновые являются самыми яркими взрывами в космосе. Сверхновая SN 2006gy является одним из наиболее изученных событий такого рода, однако происхождение её до настоящего времени оставалось невыясненным. В новом исследовании астрономы во главе с Андерсом Йеркстрендом (Anders Jerkstrand) с кафедры астрономии Стокгольмского университета, Швеция, обнаружили большие содержания железа в материале сверхновой по спектральным линиям, которые прежде никогда не наблюдались в излучении сверхновых или других астрофизических объектов. Это позволило предложить новое объяснение происхождения сверхновой.

«Никто никогда не сравнивал спектральные линии нейтрального железа с неидентифицированными эмиссионными линиями сверхновой SN 2006gy, поскольку железо в составе материала сверхновых обычно находится в ионизированном состоянии. Мы осуществили такую проверку и обнаружили полное соответствие линии железа одной из линий анализируемого спектра», - рассказал Йеркстренд.

«Еще интереснее ситуация стала, когда мы поняли, что эти линии соответствуют весьма большим количествам железа – составляющим порядка одной трети от массы Солнца. Это позволило нам исключить некоторые старые сценарии происхождения данной сверхновой и предложить взамен свою версию».

Согласно этой новой модели, предшественником сверхновой SN 2006gy являлась двойная система, состоящая из белого карлика, имеющего такой же размер, что и Земля, а также богатой водородом массивной звезды размером примерно с Солнечную систему, которая находилась на тесной орбите вокруг белого карлика. Когда оболочка богатой водородом звезды стала расширяться в конце её жизненного цикла, белый карлик был захвачен внутрь этой оболочки и устремился по спирали к ее центру – в котором находилась звезда-компаньон. По достижении центра оболочки нестабильный белый карлик взорвался, в результате чего была сформирована сверхновая типа Ia. Затем излучение этой сверхновой столкнулось с газом отходящей от звезды оболочки, и в результате этого мощного столкновения сформировался сверхъяркий источник SN 2006gy, показали авторы.

Исследование опубликовано в журнале Science.