В атмосфере этой раскаленной экзопланеты атомы не могут соединиться в молекулы
В раскаленной добела атмосфере этой экзопланеты под названием KELT-9b даже молекулы оказываются разорванными на части.
Массивные газовые гиганты, называемые «горячими юпитерами» - планеты, которые обращаются слишком близко к родительской звезде, чтобы на их поверхности могла существовать жизнь – являются одними из самых необычных миров за пределами Солнечной системы. Новые наблюдения демонстрируют, что самые горячие из этих планет содержат в атмосфере ионизированный газ – то есть газ, молекулы которого под действием высоких температур диссоциируют на атомы.
Эта планета под названием KELT-9b представляет собой раскаленный до сверхвысоких температур горячий юпитер массой примерно в три массы крупнейшей планеты Солнечной системы, который обращается вокруг звезды, находящейся на расстоянии примерно 670 световых лет от нас. Эта планета – температура на поверхности которой достигает 4300 градусов Цельсия (что больше, чем даже температура некоторых звезд) является самой горячей планетой, когда-либо обнаруженной учеными до сегодняшнего дня. Близость планеты к звезде обусловливает ее синхронное вращение – иными словами, планета KELT-9b всегда обращена к родительской звезде одной и той же стороной, называемой дневной стороной, в то время как другая, ночная сторона планеты остается в вечной тени.
В новом исследовании команда астрономов под руководством Меган Мэнсфилд (Megan Mansfield), магистранта Чикагского университета, США, использовала космический телескоп НАСА Spitzer («Спитцер») для наблюдений планеты KELT-9b. Проведенные командой наблюдения показали, что тепловой режим на планете обусловливает диссоциацию молекул водорода на дневной стороне планеты, в то время как на ночной стороне происходит рекомбинация частиц с образованием молекулярного водорода. Молекулы нейтрального водорода затем вновь попадают на дневную сторону, где вновь происходит их диссоциация, замыкающая цикл. Расчет альтернативных моделей, в которых не происходит диссоциации водорода, требует наличия на планете быстрых ветров, движущихся со скоростью примерно 60 километров в секунду – что представляется маловероятным, пояснили авторы.
Исследование опубликовано в журнале Astrophysical Journal.