Археологи нашли в Монголии наскальное изображение загонной охоты на медведей и козлов
Археологи обнаружили в Северо-Западной Монголии крупное скопление петроглифов. Среди них выделяется сцена загонной охоты четырех людей с собаками на трех медведей и двух козлов. По всей видимости, наскальные изображения относятся к бронзовому веку. Об этом сообщается в статье, опубликованной в журнале Проблемы археологии, этнографии, антропологии Сибири и сопредельных территорий.
В Северо-Западной Монголии находится большое количество памятников с наскальными изображениями. Российские археологи регулярно участвуют в разведках, направленных на выявление новых петроглифов. Так, в 2019 году участники российско-монгольской экспедиции обследовали долину реки Хара-Джамат Гол, где обнаружили скальные выходы и сланцевые останцы с большим количеством изображений, относящихся к бронзовому и раннему железному веку. Самое крупное скопление петроглифов археологи зафиксировали на памятнике Саби-Салаа, который находится у ручья Джум-Салаа. Ученые отметили, что в этом местонахождении преобладают изображения животных — быков, лошадей, горных козлов, собак, волков и барсов. Кроме того, встречаются антропоморфные фигуры охотников и воинов, а также изображения колесниц.
Одна из примечательных находок, обнаруженных на этом памятнике, это две фигуры быков, которые были изображены на поверхности валуна. По мнению археологов, по своему стилю и технике они отличаются от других животных памятника Саби-Салаа и, вероятно, представляют собой самые древние наскальные рисунки, найденные в долине реки Хара-Джамат Гол. Возможно, они относятся к так называемому калгутинскому стилю, который характерен для архаичных памятников Российского и Монгольского Алтая
Прорисовка сцен охоты на медведей, обнаруженных на монгольском памятнике Хар-Салаа-II
Российские ученые из Института археологии и этнографии СО РАН под руководством Вячеслава Молодина (Vyacheslav Molodin) совместно с сотрудниками Института археологии Монгольской академии наук описали петроглифы, найденные в ходе полевых исследований в долине реки Хара-Джамат Гол рядом с местом впадения в нее ручья Джун-Салаа. Исследователи предположили, что в этой местности еще с бронзового века находился зимник древних скотоводов, поэтому большинство изображений, вероятно, относится именно к этому времени.
Археологи выделили композицию, которая изображает загонную охоту на медведя. Четыре охотника окружили животных, которых свора собак гонит в одну сторону. Исследователи отметили, что все эти животные изображены в динамике. Так, один из медведей с оскаленной пастью, пораженный в холку стрелой из лука, показан убегающим от трех собак. На поясе одного из охотников археологи заметили предмет, который может представлять собой булаву или хвост — распространенный элемент антропоморфных изображений бронзового века.
Сцена загонной охоты на медведей и козлов: а – фотография на месте обнаружения; б – прорисовка авторов исследования
Все три медведя были изображены друг над другом. Самый хорошо проработанный рисунок находится в верхней части композиции. Под ним располагается наиболее крупное изображение медведя, за которым гонится большая собака. За ней изображен второй охотник, который также показан с булавой или хвостом на поясе, а также неким предметом за плечами и половым членом между ног.
Третий медведь — самый маленький. Под ним изображена еще одна крупная собака. Лицом к лицу это дикое животное встречает лучник, на голове которого находится плюмаж. Рядом с туловищем охотника, возможно, изображен колчан. Кроме того, в нижней части композиции находятся два рисунка горных козлов, которые изображены статично, а также фигуры собаки и человека. По мнению археологов, всю эту композицию можно трактовать как единую сцену охоты на копытных и медведей.
Ученые считают, что вся композиция была выполнена одним человеком. Они отметили, что в Алтайских горах изображения медведей встречаются достаточно редко. Ближайшая аналогия находится в местонахождении Шивээт-Хайрхана, где археологи обнаружили сцену охоты на двух медведей и медвежат. Однако чаще всего такие сюжеты встречаются в Северной Европе, например, в Фенноскандии.