/ Новости сайта / Археология / В Китае нашли окаменелости древней птицы с подвижным клювом
20.02.2022

В Китае нашли окаменелости древней птицы с подвижным клювом

Оценка: 0.0    524 0 Археология

В северо-западной части Китая палеонтологи нашли окаменелости необычного вида древних птиц. У них был зубастый клюв с ранее не встречавшейся особенностью: его нижняя половина могла двигаться из стороны в сторону. Описание находки опубликовал Journal of Systematics and Evolution.

"Мы предполагаем, что подвижная часть нижней челюсти этим птицам была нужна, чтобы захватывать пищу или щупать добычу", – рассказал один из авторов статьи, куратор Музея Филдса в Чикаго (США) Цзинмай О'Коннор.

За последние 20 лет представления о том, как выглядели динозавры и первые птицы и как проходила их эволюция, радикально изменились. Теперь ученые считают, что почти у всех динозавров было оперение, многие из них высиживали яйца и ухаживали за потомством. На роль "потерянного звена" эволюции сейчас претендует сразу несколько видов древних протоптиц, таких как Gansus yumenensis и Confuciusornis sanctus.

Во время раскопок на северо-западе Китая, на местонахождении Чанма, О'Коннор и его коллеги нашли окаменелости еще двух птиц мезозоя. Здесь залегают породы, сформировавшиеся в начале мелового периода, примерно 125-113 млн лет назад. Именно в таких породах ученые нашли первые окаменелости Gansus yumenensis и других видов первоптиц.

Птица с подвижным клювом

Недавно ученые нашли в этом регионе пласт пород с отпечатками костей нескольких сотен древних птиц. Большинство из них относилось к виду Gansus yumenensis или его ближайших родственников, однако были там и следы ранее неизвестных видов, которых ученые назвали Meemannavis ductrix и Brevidentavis zhangi.

Meemannavis ductrix был похож на Gansus yumenensis и современных птиц. Его назвали в честь Чжан Мимань – первой женщины, возглавившей пекинский Институт палеоантропологии и палеонтологии беспозвоночных. Второй вид отличала причудливая анатомия клюва и челюстей, не характерная для всех других птиц мелового периода.

Как выяснили палеонтологи, у Brevidentavis zhangi был необычно короткий зубастый клюв. Палеонтологи считают, что его нижней частью птица могла двигать из стороны в сторону. Этот вывод основан на том, что что нижняя челюсть этих птиц была оснащена так называемой предзубной костью, аналоги которой позволяли некоторым птицетазовым динозаврам двигать роговым клювом в стороны при пережевывании пищи.

Ученые предполагают, что эта необычная черта анатомии помогала птицам искать пищу в почве или в грунте на дне рек и озер. В пользу этого, в частности, свидетельствует то, что в предзубной кости было много нервных окончаний, которые помогали пернатым "щупать" невидимую добычу. Последующие раскопки и обнаружение более полных отпечатков тела этих птиц, как надеются О'Коннор и его коллеги, позволит ученым уточнить место этих пернатых в экосистемах мелового периода.