/ Новости сайта / Медицина и здоровье / Будущее медицины: искусственные формы жизни
09.10.2023

Будущее медицины: искусственные формы жизни

Оценка: 0.0    348 0 Медицина и здоровье

Идея создания искусственной жизни давно привлекает внимание как ученых, так и широкой общественности. От антиутопических представлений о злобных существах до возможности создания индивидуальных домашних животных - эта концепция поднимает этические и философские вопросы о роли искусственной жизни в нашем естественном мире. Однако для доцента Ченгуанга Лу и профессора Ханьбина Мао создание искусственных форм жизни - не просто плод научной фантазии, а вполне достижимая цель.

Лу из Университета Южной Дании и Мао из Университета штата Кент добились значительных успехов в области создания гибридных наноструктур пептид-ДНК. В своем недавнем обзоре, опубликованном в журнале Cell Reports Physical Science, они описывают текущее состояние исследований в этой развивающейся области, которая открывает перспективы для создания искусственных форм жизни с потенциальным применением в медицине и за ее пределами.

Сила ДНК и пептидов

В основе их работы лежит сочетание двух мощных биомолекул - ДНК и пептидов. Технология ДНК позволяет точно контролировать программирование на атомарном уровне, но ограниченность ее химических функций (всего четыре основания) ограничивает возможности ее применения. С другой стороны, пептиды обладают более широким набором химических функций (20 аминокислот), но не имеют такого же уровня точности программирования.

Природа использует как ДНК, так и пептиды для создания сложных белковых фабрик, находящихся в клетках, что позволило эволюционировать живым организмам. Лу и Мао успешно соединили разработанные трехцепочечные структуры ДНК с трехцепочечными пептидными структурами, создав гибридную молекулу, которая сочетает в себе сильные стороны обеих структур. Информация об этом открытии была опубликована в журнале Nature Communications в 2022 году.

Потенциальные применения

Одним из наиболее интересных потенциальных применений этой технологии является создание вирусных вакцин. Создавая искусственные формы жизни, способные выступать в роли естественных врагов болезнетворных вирусов, Лу представляет себе будущее, в котором мы сможем бороться с вирусными инфекциями с большей эффективностью. Это также может привести к созданию нанороботов или наномашин с лекарственными или диагностическими элементами, которые могут быть направлены в организм пациента для лечения или диагностики заболеваний.

Несмотря на то что создание искусственной клетки все еще находится на горизонте, Лу считает, что это вполне достижимо, поскольку мы продолжаем получать знания и контроль над составными частями жизни. По его мнению, до создания искусственной вирусной вакцины осталось всего 10 лет.

Этические соображения

Как и любая новая технология, создание искусственных форм жизни вызывает этические проблемы. Кто-то может возразить, что игра со строительными блоками жизни противоречит естественному порядку вещей и может привести к непредвиденным последствиям. Других может беспокоить возможность использования этой технологии в разрушительных целях.

Однако Лу считает, что при надлежащем регулировании и соблюдении этических норм преимущества искусственной жизни значительно перевесят возможные риски. Он представляет себе будущее, в котором искусственные формы жизни будут использоваться во благо - от борьбы с болезнями до очистки окружающей среды от загрязнений.

В заключение

Область гибридных пептид-ДНК-наноструктур находится еще на ранней стадии развития, но потенциал создания искусственных форм жизни с разнообразными возможностями применения очень велик. По мере того как мы продолжаем раскрывать секреты ДНК и пептидов, возможности искусственной жизни становятся безграничными. При ответственном подходе к исследованиям и вдумчивом подходе мы можем стать свидетелями наступления новой эры, когда искусственная жизнь будет играть важную роль в формировании нашего мира к лучшему.