/ Новости сайта / Космос / Астрономы впервые обнаружили порожденные звездным ветром рентгеновские волны
15.04.2024

Астрономы впервые обнаружили порожденные звездным ветром рентгеновские волны

Европейские ученые впервые зафиксировали рентгеновское излучение, которое вырабатывает звездный ветер, аналог солнечного ветра, в ближайших окрестностях трех звезд, похожих по размерам и физическим свойствам на Солнце. Эти замеры подтвердили его существование и указали на необычно большую силу звездного ветра, сообщила в пятницу пресс-служба Венского университета.

"Мы разработали алгоритм, который позволил нам отделить рентгеновское излучение звездного ветра и астросферы от других источников рентгена, что позволило впервые обнаружить сигнал, который вырабатывался при взаимодействиях между материей межзвездной среды и ионами кислорода, присутствующими в звездном ветре трех разных светил. Это значительно расширило наши представления о природе этих потоков частиц", - рассказала старший научный сотрудник Венского университета Кристина Кислякова, чьи слова приводит пресс-служба вуза.

Кислякова и ее коллеги совершили это открытие при наблюдениях за рентгеновским свечением трех близлежащих солнцеподобных звезд - 70 Змееносца, эпсилон Эридана и 61 Лебедя - которые ученые проводили при помощи европейского орбитального телескопа XMM-Newton. При его помощи астрономы проследили за тем, как много рентгеновского излучения вырабатывают ионы кислорода из звездного ветра при столкновениях с нейтральными атомами межзвездной среды.

Как объясняют исследователи, эти столкновения приводят к формированию рентгеновских фотонов с определенными длинами волн и энергией, что позволяет отличить их от прочих пучков рентгена, которые вырабатываются самими светилами и другими объектами в звездных системах. Опираясь на это соображение, ученые измерили силу рентгеновского свечения атомов кислорода в тех регионах космоса, где, предположительно, находится астросфера трех изученных ими звезд.

Эти замеры и последующие расчеты показали, что все три звезды вырабатывают очень сильный звездный ветер, который превосходит его солнечный аналог по уровню плотности и концентрации материи примерно в 10-66 раз. Это говорит о том, что 70 Змееносца, эпсилон Эридана и 61 Лебедя выбрасывают в космос и теряют значительно больше материи, чем Солнце, что, предположительно, связано с высоким уровнем магнитной активности этих звезд.

Как надеются Кислякова и ее коллеги, последующие наблюдения за звездным ветром в системах, где присутствуют планеты, позволит ученым впервые проследить за тем, как этот поток частиц, вырабатываемых далекими звездами, влияет на свойства и состав атмосферы потенциальных аналогов Земли, а также планет-гигантов. Это критически важно для оценки того, как высокий уровень активности звезд влияет на их приспособленность к зарождению и существованию жизни.

Солнечный ветер, как и его звездные аналоги, представляет собой поток протонов и прочих заряженных частиц, который непрерывно испускается Солнцем и другими звездами и формирует вокруг них "пузырь" из горячей разреженной плазмы, который астрономы называют гелиосферой или астросферой. Эти структуры взаимодействуют с атмосферами планет и материей комет и астероидов, что влияет на их химический состав и свойства.

Источник:  https://tass.ru/