Вход / Регистрация
18.11.2024, 01:21
Социальные сети родились в XVII веке.
13.11.11 Ничто не ново под луной, даже социальные сети. Точно такой же страстью общения была охвачена просвещённая часть Европы в XVII–XVIII веках.
«Семнадцатый век стал своего рода информационной бомбой», — рассказывает Анаис Сен-Джуд, директор программы BibioTech Стэнфордского университета (США). Коперниканская революция, распространение книгопечатания, изучение Нового Света — всё это необходимо было осмыслить и обсудить. «Это был динамичный, беспокойный период», — подчёркивает специалист.
«Семнадцатый век стал своего рода информационной бомбой», — рассказывает Анаис Сен-Джуд, директор программы BibioTech Стэнфордского университета (США). Коперниканская революция, распространение книгопечатания, изучение Нового Света — всё это необходимо было осмыслить и обсудить. «Это был динамичный, беспокойный период», — подчёркивает специалист.
Вольтер не ложился спать, не написав с десяток писем. (Фрагмент картины Сальвадора Дали.)
Конечно, ни «Твиттера», ни «Фейсбука» тогда ещё не придумали. Как ни странно, не было даже смартфонов. Зато бурно цвела почта. Вольтер отправлял по 10–15 писем в день. Жан Расин жаловался, что не успевает вести переписку: его «ящик» переполнен, сказали бы сейчас. При этом, судя по данным стэнфордского проекта Mapping the Republic of Letters, 40% писем Вольтера предназначались корреспондентам, жившим относительно близко.
Что писали? Чаще всего ничего особенного (с тех пор мало что изменилось). Приглашали к чаю и говорили: «OMG, ты слышал о герцоге?»
С другой стороны, эта болтовня имела важные последствия, говорит руководитель проекта Дэн Эдельштейн, который весной начнёт преподавать курс «Социальные животные, социальные революции и социальные сети». Прежде всего наступил расцвет почтовых услуг. Веками почта обслуживала главным образом правительственных чиновников, затем — торговые и банковские дома. Со временем переписываться стали не только близкие люди, но и далёкие корреспонденты, которым не суждено было никогда увидеться (как и вам с вашими «одноклассниками»).
Письма слали не только писатели. Мадам де Севинье с конца 1670-х по 1696 год сочинила 1 120 посланий своей дочери, которая после женитьбы уехала в Бретань: надо было держать ребёнка в курсе всех парижских дел. Письма оказались настолько остроумными, что были опубликованы, хотя не предназначались публике.
В течение какого-то времени улицы Парижа были усеяны клочками бумаги (les billets) — скабрезными и политическими стишками. Похоже на «Твиттер»? Вольтер за свои вирши оказался в тюрьме, а такие анонимки позволяли обойти цензуру и остаться на свободе. Кстати, эти бумажки играли роль в организации восстаний — точно так же, как в Египте в этом году.
Несмотря на отсутствие Интернета, существовали даже социальные сети — в виде салонов, клубов, академий. В XVII веке доминирующей формой искусства стал театр — и здание театра стало важным местом встречи «тусовщиков». На сцену почти не смотрели: обсуждали и разглядывали друг друга. Ради того, чтобы все были в курсе «флеш-мобов», изобрели афишу.
Одна социальная сеть даже привела к созданию нового государства. 2 июля известного года 56 мужчин подписали некую бумагу, которая была опубликована как Декларация независимости США 4 июля. «Обратите внимание: мы отмечаем не факт её подписания, — говорит г-н Эдельштейн. — Праздником стал день, когда она увидела свет в газетах и начала объединять вокруг себя людей».
Примерно в те же годы появилась современная журналистика. Знать (например, кардинал Мазарини) нанимала «блогеров», собиравших сплетни по всему Парижу и распространявших отсебятину по подписке. Постепенно расцвели «литературные обозрения» и газеты, популярными стали «письма редактору».
«Нет ничего нового под солнцем», — вздыхает г-жа Сен-Джуд.
www
Что писали? Чаще всего ничего особенного (с тех пор мало что изменилось). Приглашали к чаю и говорили: «OMG, ты слышал о герцоге?»
С другой стороны, эта болтовня имела важные последствия, говорит руководитель проекта Дэн Эдельштейн, который весной начнёт преподавать курс «Социальные животные, социальные революции и социальные сети». Прежде всего наступил расцвет почтовых услуг. Веками почта обслуживала главным образом правительственных чиновников, затем — торговые и банковские дома. Со временем переписываться стали не только близкие люди, но и далёкие корреспонденты, которым не суждено было никогда увидеться (как и вам с вашими «одноклассниками»).
Письма слали не только писатели. Мадам де Севинье с конца 1670-х по 1696 год сочинила 1 120 посланий своей дочери, которая после женитьбы уехала в Бретань: надо было держать ребёнка в курсе всех парижских дел. Письма оказались настолько остроумными, что были опубликованы, хотя не предназначались публике.
В течение какого-то времени улицы Парижа были усеяны клочками бумаги (les billets) — скабрезными и политическими стишками. Похоже на «Твиттер»? Вольтер за свои вирши оказался в тюрьме, а такие анонимки позволяли обойти цензуру и остаться на свободе. Кстати, эти бумажки играли роль в организации восстаний — точно так же, как в Египте в этом году.
Несмотря на отсутствие Интернета, существовали даже социальные сети — в виде салонов, клубов, академий. В XVII веке доминирующей формой искусства стал театр — и здание театра стало важным местом встречи «тусовщиков». На сцену почти не смотрели: обсуждали и разглядывали друг друга. Ради того, чтобы все были в курсе «флеш-мобов», изобрели афишу.
Одна социальная сеть даже привела к созданию нового государства. 2 июля известного года 56 мужчин подписали некую бумагу, которая была опубликована как Декларация независимости США 4 июля. «Обратите внимание: мы отмечаем не факт её подписания, — говорит г-н Эдельштейн. — Праздником стал день, когда она увидела свет в газетах и начала объединять вокруг себя людей».
Примерно в те же годы появилась современная журналистика. Знать (например, кардинал Мазарини) нанимала «блогеров», собиравших сплетни по всему Парижу и распространявших отсебятину по подписке. Постепенно расцвели «литературные обозрения» и газеты, популярными стали «письма редактору».
«Нет ничего нового под солнцем», — вздыхает г-жа Сен-Джуд.
www
 
Комментарии 1
0
Conrad
13.11.2011 02:36
[Материал]
Абсолютно неверно.
1. Вся переписка была частной, тогда как "Твиттер" и прочая фигня - публичные сервисы. Никто не писал другим: "Я поср*л, зацени как крута". Суть эпистолярного жанра была в выражении определенных идей, причем выражении этих идей со вкусом. Переписка аббата Галиани до сих пор не превзойдена по части объяснения экономических реалий, математик Л. Эйлер в письмах вюртембергской принцессе описал курс высшей математики и математической физики - идеальный учебник, лучше пресловутого Перышкина. 2. Переписка циркулировала и была актуальна для очень узкого круга людей, связанного социальным положением и интересами: это аристократия и небольшая кучка буржуазии, к ней примкнувшая. По большому счету, это был замкнутый и довольно душный мирок. Она не имеет ничего общего с проводимой аналогией между "твиттерной революцией" и более низовыми движениями. 3. Самое забавное, что публичными фигурами в XVII-XVIII вв. были отнюдь не дворяне, высшая буржуазия или даже королевский двор. Отнюдь. Публичными фигурами в это время были схоласты - в основном иезуиты. Во всяком случае, они оценили значение публичности и активно издавались (и было - что издавать: богатейшая научная культура). В XVII-XVIII вв. читаемыми авторами были отнюдь не Декарт, Лейбниц или Вольтер - они писали "для своих". Читаемыми были Суарес, Арриага, Карамуэль, Кирхер и множество других авторов-схоластов. Вот они-то впервые и предложили научно разрабатывать физику, химию, математику, философию. Сравнить их наработки с тем, что писали Декарт с Лейбницем - слезы наворачиваются. 4. Главным общественным институтом в это время является университет. Образование - это все. И данный факт прекрасно понимают все сословия. Забавно, но кто ввел всеобщее полное бесплатное образование? Иезуиты. Кто открыл университеты для реальных профессий? Иезуиты. Которых в литературе принято поливать грязью. Публичной средой общения и был университет, открытый для всякого, кто знает латынь и готов трудиться. Казус "болонской системы", кстати, тоже восходит к XVI в., когда реформаторы университета выбирали между "парижской системой" (университет - это коллегия профессионалов, разрабатывающих фундаментальную науку) и "болонской системой" (университет - это объединение заинтересованных лиц - одни готовы продавать знание, другие за него платить, наука как таковая не интересует никого). Так что происходяще сейчас - болонская контрреволюция |