Вход / Регистрация
05.11.2024, 01:31
/ Новости сайта / Происшествия / Законы о двойном гражданстве – продуманная стратегия или чистой воды политика?
Законы о двойном гражданстве – продуманная стратегия или чистой воды политика?
Изменения в законодательных документах некоторых европейских государств за последние несколько лет заставляют задуматься над тем, не намерены ли они пересмотреть карту Восточной Европы? И каким образом это может коснуться стран бывших советских республик, в частности Украины? На первый взгляд подобные вопросы могут показаться совершенно абсурдными, но если все хорошо обдумать и взвесить – то становится понятно, что ничего невозможного в наше время нет. Новые законы о гражданстве в Румынии, Венгрии, а теперь и Польше стали причиной того, что население Украины начало массово получать второе гражданство, даже несмотря на то, что по украинскому законодательству это запрещено.
А между тем, все началось намного раньше, еще в 1920 году, когда Австро-Венгрия, проигравшая Первую Мировую войну, вынуждена была согласиться на Трианонский договор и прекратить свое существование. И большое количество земель, которые раньше принадлежали ей, отошли к другим государствам. Подобное потрясение выпало и на долю Румынии, которая в 1939 году подписала пакт Молотова-Риббентропа и также потеряла принадлежавшие ей земли. Но ни одна, ни вторая страна по прошествии стольких лет так и не смогли смириться с потерей. Понятное дело, что пока существовал Советский Союз, о возвращении земель даже думать не приходилось, потому как советское правительство жестко контролировало все, что происходило в странах социалистического лагеря.
Но в 1991 году СССР приказал долго жить, и тогда и Венгрия, и Румыния вспомнили о старых обидах.
Сразу обозначим, какое отношение ко всему этому имеет Украина. После подписанных названных договоров ей отошли Закарпатская область, которая принадлежала Австро-Венгрии, и где проживало 156 тысяч венгров, а также Северная Буковина и Южная Бессарабия, принадлежавшие Румынии. В настоящее время на Украине проживает порядка 150 тысяч румын, а еще более 258 тысяч молдаван, которых румыны считают своими братьями. Таким образом, все выдвинутые претензии и Венгрии, и Румынии касаются Украины самым непосредственным образом.
В 2010 году в Венгрии прошли парламентские выборы, на которых победу одержали представители консервативных сил – партия «Фидес». Ее лидер Виктор Орбан широко известен неоднократными скандальными заявлениями о том, что необходимо вернуть утраченные по Трианонскому договору земли. Когда речь заходила о Закарпатье, он утверждал, что это – венгерская земля. И эти высказывания нашли свое отражение в изменениях законодательства относительно гражданства. Согласно им паспорт Венгрии могут получить не только этнические венгры, но и украинцы, которые имели предков, проживавших на австро-венгерской территории. При этом стоит отметить, что украинское законодательство в расчет не принимается. Но венгерское правительство проводит подобную политику не только на украинской территории, но и тех государств, которые получили земли бывшей Австро-Венгрии.
Нечто подобное происходит и в Румынии. Причем пропагандированием румынского гражданства занимаются многие государственные органы страны. Так, к примеру, Министерство образования оказывает поддержку студентам, которые приезжают в Бухарест на обучение. Кроме того, оно же занимается организацией экскурсий в Румынию для молодого поколения, которое проживает на этнических румынских землях, а также организовывает встречи с румынскими политиками. Министерство юстиции внимательно следит за тем, сколько новых граждан Румынии появилось в других странах.
Согласно заявлениям самих чиновников, раньше данные тех, кто получил паспорт и гражданство Румынии, можно было посмотреть на официальном сайте румынского Министерства юстиции. Но в 2009 году Черновицкий областной совет обратился к В.Ющенко, бывшему в то время Президентом, разобраться в сложившейся ситуации. Затем на уровне Министерств двух стран произошел весьма непростой разговор, после которого списки новых румынских граждан украинского происхождения исчезли. Теперь подобную информацию можно найти на ресурсах общественных организаций, но сути проблемы это нисколько не меняет.
Свою политику Румыния проводит через национально-культурные организации, которые действуют на Украине. И хотя официального подтверждения тому нет, но украинские спецорганы заявляют, что средства на это выделяются ни много, ни мало из государственного бюджета Румынии. К политике примешивается и церковь. Но, несмотря на все обвинения, румынская сторона уверяет, что не претендует на украинские земли, а лишь поддерживает своих сограждан, проживающих за пределами своей страны.
Примечательно, что политики Румынии делают весьма противоречивые заявления. Так, если Анатолий Попеску, глава Одесской ассоциации «Бессарабия» говорит о том, что Румыния ни в коем случае не претендует на территории Украины, то Корнелий Вадим Тудор, председатель партии «Великая Румыния», наоборот, говорит о том, что Румыния под давлением отдала и Буковину, и Бессарабию, но ситуация может и измениться в корне.
А румынский Президент Траян Басеску пошел еще дальше, предложив в 2008 году украинскому правительству своего рода сделку – Украина отдает Румынии Северную Буковину и Южную Бессарабию, а взамен получает Приднестровье, где живет много украинцев.
Мнения представителей украинских властей также неоднозначны. По мнению Вадима Колесниченко, международное законодательство не располагает необходимыми механизмами пересмотра государственных границ, если часть населения является гражданами другого государства. Поэтому ни у Венгрии, ни у Румынии нет шансов вернуть когда-то утерянные территории.
В то же время, по утверждениям экспертов-международников, мало кому известно о том, что в международном законодательстве предусмотрено создание автономии в тех районах, где компактно проживает нацменьшинство в случае, если 80 процентов населения этих территорий имеют гражданство другой страны. А если будет автономия – то и до перехода в другую страну не далеко. Конечно, в украинском законодательстве подобные нормы отсутствуют. Но румынское и венгерское правительства могут работать на перспективу. Когда будет необходимое количество граждан, имеющих двойное гражданство, можно будет перейти к более решительным действиям. С одной стороны, будучи членом Европейского Союза, эти государства не смогут просто забрать украинские территории, но кто может гарантировать, что они будут действовать честными методами? Что помешает им заказать несколько скандалов в прессе об ущемлении прав национальных меньшинств на территории Украины?
Скажем также несколько слов о самом новом законе о гражданстве, принятом в Польше меньше месяца назад. По мнению украинских политиков, это решение имеет более стратегический характер, нежели политический. Дело в том, что если проанализировать миграционные процессы, особенно те, которые происходят на европейской территории, то очевидной становится нехватка рабочей силы и сокращение рождаемости. Таким образом, вопрос о двойном гражданстве в Польше имеет больше правовой, юридический, общественный характер, в некоторой степени даже включает проблему рабочей силы. Но опять же, кто даст гарантию, что за всем этим не скрывается желание польского правительства вернуть свои территории?..
Напомним, в Польше 15 августа вступил в силу закон о гражданстве, согласно которому все желающие получить польский паспорт, могут не отказываться от гражданства другой страны. Гражданином Польши может стать любой человек, который легально проживает на ее территории на протяжении последних трех лет. По словам спикера украинского министерства иностранных дел Александра Дикусарова, принятие нового закона в Польше создает определеннее предпосылки для украинских жителей в получении польского гражданства. Но поскольку украинское законодательство запрещает двойное гражданство, то, со слов Дикусарова, Министерство будет отслеживать ситуацию.
Но с другой стороны, отследить-то они может и смогут, но ведь никакого наказания за двойное гражданство на Украине не предусмотрено (!). Вот такой парадокс… Правда, в феврале 2012 года была предпринята попытка изменить ситуацию – на рассмотрение Верховной Рады был внесен законопроект о наложении штрафов за двойное гражданство. Сумма штрафа должна была составить от 10 до 30 необлагаемых минимумов. Если же подобное нарушение закона совершит государственное лицо, в таком случае сумма штрафа должна равняться 50-100 необлагаемым минимумам. Но на этом все и закончилось единственное – был принят закон о том, что жители Украины, получившие второе гражданство, должны поставить в известность соответствующие органы… Одним словом, без комментариев…
В настоящее время нет точных данных о том, сколько украинских граждан обзавелись вторым гражданством: во-первых, потому что люди, как правило, не афишируют подобную информацию, во-вторых, обладателей двух паспортов на Украине подсчитать никто особо не старался.
Конечно, можно пойти по радикальному пути, взяв в качестве примера Словакию – там просто забирали паспорта у тех, кто получил гражданство другой страны. Но ситуация на Украине в экономическом плане и так нерадужная, государство не может позволить себе лишить значительную часть населения возможности заработать в европейских государствах и тем самым прокормить свои семьи. Получение второго паспорта, в частности государства, являющего членом Евросоюза, дает украинскому населению «зеленый свет» на выезд за границу. Ведь на Украине заработать негде.
Чисто по-человечески людей, стремящихся получить второе гражданство, понять можно. Если родное государство не способно обеспечить людей работой и достойным заработком, то и удивляться нечему. Люди будут по-прежнему стремиться к тому, чтобы покинуть пределы Родины. Поэтому вместо пустой демагогии, лучше бы поднимали национальную экономику, тогда и масштабы проблемы были не такими впечатляющими.
В то же время, совершенно другое отношение возникает к высокопоставленным политикам и чиновникам, которые получают гражданства других стран. Им-то зачем это нужно? Разве только для того, чтобы иметь возможности для «отхода»…
Автор Валерий Бовал, Днепродзержинск, Украина
"Военное обозрение"
 
Источник: http://topwar.ru
Комментарии 6
0
Miloslav
13.09.2012 23:42
[Материал]
Я бы добавил про аналогичные ситуации с Эстонией и Латвией. Мало кто знает, что Печорский район (Псковской обл.) с 1920 по 1940 входил в состав Эстонии, а Пыталовский р-н в состав Латвии, только что образованных (до 1920 года эти республики вообще самостоятельно не существовали).
С распадом СССР Эстония предоставляет без проблем гражданство всем родственникам тех, кто проживал на территории Печорского р-на с 1920 по 1940 гг., главное доказать факт проживания (архивная справка) и родство (и ВСЁ). Т.е. в настоящее время очень многие жители этого района являются полноправными гражданами в отличии от тех, кто родился в Эстонии и жил там, но оказался этническим славянином (они не совсем граждане, и процесс получения ими гражданства и всех вытекающих от сюда прав очень осложнен). Аналогичная ситуация в Пыталовском районе Пск. обл., но там ситуацией владею хуже. |