Тайна пропавших в Южной Осетии российских миллиардов
Парадная витрина
«Мимо трибуны проезжает колонна БТР Минобороны Южной Осетии!» - под бравурные комментарии диктора бронемашины, кряхтя, проплывают по улице Сталина. За ними, вгрызаясь траками в потрескавшийся асфальт, дефилируют танки и самоходки. Если знать, в каком состоянии Цхинвал спустя 4 года после войны, подобные перформансы кажутся непозволительной роскошью. Но гости из Никарагуа, Науру и Сомалийской Республики, приехавшие сюда на День республики, 20 сентября, с восторгом взирают на военную мощь признанного ими государства.
За шествием наблюдают и простые цхинвальцы, за последние 20 лет пережившие три войны. Подобные праздники для них единственная отдушина в перманентном процессе восстановления их страны. Сегодня Цхинвал выглядит так, будто по нему прошла еще одна война. Перекопанные улицы, торчащие на полметра канализационные колодцы, израненные фасады... Казалось бы, на средства, выделенные Россией, можно было отстроить счастливую жизнь...
Точную сумму вливаний в Южную Осетию в республике не может назвать никто. Говорят - от 20 до 40 миллиардов. Власть здесь сменилась 5 месяцев назад и пока не до конца разобралась в хаотичной пляске цифр.
- Сразу после избрания Леонида Тибилова президентом была создана комиссия по проверке расхода средств, выделенных на восстановление, - рассказывает мне зам генпрокурора Южной Осетии Сергей Битиев. - Материалы проверок мы пересылаем в Россию, и по ним будут приниматься решения. Сейчас возбуждены дела в отношении бывшего первого зама генпрокурора Эльдара Кокоева, экс-главы минстроя Рудольфа Джиоева. Но мы каждому даем шанс приехать сюда и возместить ущерб.
К слову, деньги в Южную Осетию поступали не только из российского бюджета. Сразу после войны здесь был открыт счет, куда перечислялись пожертвования из России. Там собралось более миллиарда рублей. Предыдущая администрация оригинально распорядилась частью этих средств, раздав беспроцентные кредиты чиновникам и милиционерам на 49 лет!
- Наследство нам досталось тяжелое, - признается глава республики Леонид Тибилов. - Город специфичный, много частных домов, к которым должны быть сделаны разводящие сети. В итоге основные трубы и сети наши предшественники проложили, а разводящие - нет. Теперь приходится по новой вскрывать улицы. Некоторые подрядчики, получив 100-процентную предоплату, практически исчезали.
- Вы можете оценить ущерб?
- Точно сказать сложно. К примеру, во время правления Вадима Бровцева (с декабря 2011 по апрель 2012 года) за полтора месяца было показано освоение 1,8 миллиарда рублей. А работ мы не видим.
Мертвое поголовье
- Я не знаю, как межведомственная комиссия по восстановлению отбирала строителей, - сокрушается глава контрольно-счетной палаты республики Батраз Таказов. - Все крыши, положенные в конце 2008 - начале 2009 года, протекали. Все без исключения! Дороги раскапывают по многу раз вдоль и поперек. Под газопровод вскрыли, закопали. Через полгода тут же копают под водопровод. Закопали, потом снова роют - про ливневку забыли. Люди, считай, два года без воды.
Вместе с Таказовым листаю уголовные дела. По инвестпрограмме на подъем сельского хозяйства было выделено 600 миллионов рублей. На 22 миллиона в Калмыкии закупили 950 телят. В декабре. По бумагам каждый весил 270 килограммов, на деле - 180. Везли открытым транспортом. Половина скотины подохла от болезней. Поздней весной предприимчивые дельцы умудрились закупить саженцев на 22 миллиона. «Сажать-то поздно уже. Теперь у нас есть кладбище деревьев - все погибли», - констатирует глава контрольно-счетной палаты ЮО. Остальные деньги ушли на самый амбициозный проект - в каждом районе решили построить ферму для скота. Но кто-то выдвинул более «рациональное» предложение - вместо четырех маленьких ферм забабахать одну большую, сразу на 450 голов! Под возведение чудо-хозяйства запланировали 100 миллионов. Еще несколько сотен тысяч евро перечислили в Германию - на покупку автоматических поилок-доилок.
- И тут выясняется, что на такое количество скотины в одном месте у нас не то что кормов - пастбищ нет! - разводит руками Таказов. - Сейчас решаем, под что перестроить все это хозяйство. А деньги кукуют в Германии.
Сколько ушло налево
Помощники Таказова приносят все новые и новые документы, иллюстрирующие запредельно циничное раздербанивание российских денег.
- Уголовное дело в отношении директора ООО «Кировская ПМК» (из Кировского района Северной Осетии) Эрика Гассиева. Получили 40 миллионов на строительство разводящих систем водоснабжения. Палец о палец не ударили, уехали - и с концами. Денег уже полтора года нет. Следующее дело - в отношении бывшего главы минстроя Рудольфа Джиоева. Завысили объемы работ на 29 миллионов при строительстве бассейна. Вообще-то этот бассейн уже построен - в грузинском Тамарашени, немного поврежден во время войны. По итогу представляется акт о выполненных работах на 47 миллионов. Мы там нашли объем на 19 миллионов.
- Сколько всего денег ушло налево, вы можете сказать?
- Мы же не знаем, сколько еще вскроется. Вот буквально на днях сложный материал отправили. Дорога Цхинвал - Ленингор, работает Спецстрой, старается, все по-честному. Наши деляги посмотрели - дорога построена, мосты тоже. И параллельно на эти же дороги закрыли себе наряды, получили 266 миллионов. Так что можно смело сказать, что налево ушел не один миллиард. Инна Иналовна, как вы считаете? - обращается он к помощнице, майору Такаевой.
- 10 миллиардов? - наугад присоединяюсь к вопросу.
- Думаю, больше десяти... - опускает она глаза.
Конечно, нельзя сказать, что за 4 года в Южной Осетии не сделали вообще ничего. Восстановлены школы и детские сады, проложены ключевые дороги, протянуты электролинии в села, где об электричестве забыли еще в первую войну. Говоря об успехах, местные чиновники подчеркивают, что все они свершились в последние три-четыре месяца. Намекая на заслуги новых властей. Отсюда и беспрецедентная откровенность тех, кто обычно не раскрывает секреты своей кухни. Они как бы обрубают ассоциативные связи прошлой администрации с нынешней. Москва, в свою очередь, ужесточает процесс отчетности за выделяемые деньги. Но все прекрасно понимают, что «иждивенчество» вечно длиться не может.
- Будем строить свои заводы, - соглашается со мной президент Южной Осетии. - В 2013 году собираемся начать возведение пяти мини-электростанций на горных речках. А еще есть знаменитые на весь бывший Союз минеральные источники. Надо только определиться с рынком сбыта...
Простые жители республики к процессу восстановления относятся стоически: «20 лет сами выживали и сейчас выдюжим». Однако 20 лет назад в Южной Осетии жили более 100 тысяч человек (без учета грузин), сегодня - около 40 000. Кто бежал от войны, кто от бытовой беспросветности. За эти два десятилетия люди привыкли жить в условиях, когда нет никакой уверенности в стабильном будущем. Психологический комплекс обреченности слишком крепко засел в головах. Многие просто не знают другой жизни, надеясь на большого соседа. Но, перефразируя известное высказывание Сергея Лаврова, россияне не могут быть бо`льшими осетинами, чем сами осетины. И официальному Цхинвалу надо самому быть избирательнее в подборе строительных кадров. Если есть положительно зарекомендовавшие себя российские государственные организации, зачем отдавать подряды новорожденным частным однодневкам. Которые в результате приходится разыскивать российской прокуратуре. Да и местное население к построению своего независимого государства пора привлекать. С них и спрос за протекающие крыши будет строже.
|
А В ЭТО ВРЕМЯ
С пропажей разбирается Совбез России
Факты разбазаривания российской помощи Южной Осетии не остались незамеченными и в Кремле. Президент России создал специальную межведомственную комиссию, сопредседателями которой стали замсекретаря Совбеза Рашид Нургалиев и помощник президента Татьяна Голикова. Они уже выезжали в Цхинвал, где детально разбирались в ситуации. По сведениям «КП», Владимиру Путину был представлен подробный доклад.
А вот что рассказал нам вчера один из членов этой комиссии, аудитор Счетной палаты Сергей Рябухин, который не раз выезжал с проверками в Южную Осетию:
- Мы постоянно совместно с контрольно-счетной палатой республики проводим там мониторинг. На многих объектах по-прежнему нет проектно-сметной документации, договоров с фиксированной стоимостью работ, утвержденных календарных графиков их выполнения. Надеемся, что новые власти Южной Осетии обратят на это самое серьезное внимание.
Кстати, проектом федерального бюджета России на 2013 год на социально-экономическое развитие Южной Осетии предусмотрено еще 5,5 млрд. рублей. Счетная палата РФ заранее готовит проверки использования этих средств.