Вход / Регистрация
19.12.2024, 02:17
/ Новости сайта / Наука и Технологии / Электростимуляция мозга способна укреплять или ослаблять социальные нормы
Электростимуляция мозга способна укреплять или ослаблять социальные нормы
Мы поступаем честно или нечестно в зависимости от того, как работает
один из участков коры мозга, при этом наши представления о норме
честности будут оставаться неизменными.
Исследователи из Цюрихского университета (Швейцария) сумели найти в мозге человека зону, отвечающую за подчинение социальным нормам.
Нет нужды доказывать, что наше поведение подчиняется некоему набору социальных норм: каждый из нас хорошо знает, как можно вести себя с другими, а как — нельзя. Как и во всём, что касается высшей нервной деятельности, что-то в соответствующих нервных цепочках достаётся нам от рождения, что-то — приобретается с воспитанием, но никто не ожидал, что на приобретаемые, казалось бы, представления о социальных нормах можно подействовать простой стимуляцией мозга!
В эксперименте участвовали 63 человека; им раздавали деньги, которые они должны были разделить между собой и неким партнёром. Привычная социальная норма говорит нам, что делить нужно поровну. С другой стороны, собственные интересы принуждают оставить бóльшую часть денег себе. В этом случае решающим аргументом может стать возможное наказание за нечестность, и в одном из вариантов опыта его участникам давали понять, что, если они дадут волю жадности, их партнёр как-то их накажет.
С помощью транскраниальной электростимуляции, когда в мозг посылаются слабые электрические импульсы, Кристиан Рафф (Christian Ruff) и его коллеги усиливали или ослабляли нейронную активность в различных участках коры мозга. И, как пишут авторы работы в журнале Science, решение о том, как делить деньги, честно или нечестно, зависело от стимуляции префронтальной коры, а именно правой латеральной части.
Когда эту область стимулировали, человек становился более честным, но лишь в том случае, если ему грозило взыскание за нечестный делёж. Если же честность дележа зависела только от его собственной доброй воли, испытуемый при стимуляции правой латеральной коры был склонен поступать нечестно.
Ну а если активность нейронов в упомянутой зоне коры, наоборот, подавляли, картина менялась на противоположную: если следование норме зависело лишь от собственной воли, человек становился более честным, а вот перспектива наказания его мало впечатляла, и в этом случае он был склонен делить деньги с выгодой для себя.
При этом, что любопытно, ни в первом, ни во втором случае испытуемые не сомневались в справедливости нормы, ожидая одинакового наказания за пренебрежение честностью.
Последнее наблюдение весьма важно, так как показывает, что поведение может не зависеть от нашей осведомлённости о социальных нормах или веры в их праведность. Так что в целом не совсем правильно говорить о том, что наше представление о социальных нормах меняется: оно оказывается само по себе, а поведение — само по себе. Если учесть разнонаправленную картину этих изменений в зависимости от социального контекста (то есть от возможности наказания за несоблюдение нормы), картина социальных и нейроэволюционных регуляторов поведения становится совсем запутанной.
Конечно, было бы неплохо, если бы похожий эксперимент был поставлен ещё с какими-нибудь нормами, которые, желательно, не имели бы прямой привязки к материальным ценностям. И хорошо бы провести такой же опыт с нормами другой культуры, отличной от культуры «белого западного человека». Однако даже при всех этих оговорках подобные исследования всё равно оставляют неприятное чувство: неужели всеобщее светлое будущее с башнями-излучателями на горизонте совсем близко?
Подготовлено по материалам Цюрихского университета.
Исследователи из Цюрихского университета (Швейцария) сумели найти в мозге человека зону, отвечающую за подчинение социальным нормам.
Нет нужды доказывать, что наше поведение подчиняется некоему набору социальных норм: каждый из нас хорошо знает, как можно вести себя с другими, а как — нельзя. Как и во всём, что касается высшей нервной деятельности, что-то в соответствующих нервных цепочках достаётся нам от рождения, что-то — приобретается с воспитанием, но никто не ожидал, что на приобретаемые, казалось бы, представления о социальных нормах можно подействовать простой стимуляцией мозга!
Если ваш партнёр по бизнесу начал мухлевать, просто попробуйте простимулировать ему мозг. (Фото Roy McMahon.)
В эксперименте участвовали 63 человека; им раздавали деньги, которые они должны были разделить между собой и неким партнёром. Привычная социальная норма говорит нам, что делить нужно поровну. С другой стороны, собственные интересы принуждают оставить бóльшую часть денег себе. В этом случае решающим аргументом может стать возможное наказание за нечестность, и в одном из вариантов опыта его участникам давали понять, что, если они дадут волю жадности, их партнёр как-то их накажет.
С помощью транскраниальной электростимуляции, когда в мозг посылаются слабые электрические импульсы, Кристиан Рафф (Christian Ruff) и его коллеги усиливали или ослабляли нейронную активность в различных участках коры мозга. И, как пишут авторы работы в журнале Science, решение о том, как делить деньги, честно или нечестно, зависело от стимуляции префронтальной коры, а именно правой латеральной части.
Когда эту область стимулировали, человек становился более честным, но лишь в том случае, если ему грозило взыскание за нечестный делёж. Если же честность дележа зависела только от его собственной доброй воли, испытуемый при стимуляции правой латеральной коры был склонен поступать нечестно.
Ну а если активность нейронов в упомянутой зоне коры, наоборот, подавляли, картина менялась на противоположную: если следование норме зависело лишь от собственной воли, человек становился более честным, а вот перспектива наказания его мало впечатляла, и в этом случае он был склонен делить деньги с выгодой для себя.
При этом, что любопытно, ни в первом, ни во втором случае испытуемые не сомневались в справедливости нормы, ожидая одинакового наказания за пренебрежение честностью.
Последнее наблюдение весьма важно, так как показывает, что поведение может не зависеть от нашей осведомлённости о социальных нормах или веры в их праведность. Так что в целом не совсем правильно говорить о том, что наше представление о социальных нормах меняется: оно оказывается само по себе, а поведение — само по себе. Если учесть разнонаправленную картину этих изменений в зависимости от социального контекста (то есть от возможности наказания за несоблюдение нормы), картина социальных и нейроэволюционных регуляторов поведения становится совсем запутанной.
Конечно, было бы неплохо, если бы похожий эксперимент был поставлен ещё с какими-нибудь нормами, которые, желательно, не имели бы прямой привязки к материальным ценностям. И хорошо бы провести такой же опыт с нормами другой культуры, отличной от культуры «белого западного человека». Однако даже при всех этих оговорках подобные исследования всё равно оставляют неприятное чувство: неужели всеобщее светлое будущее с башнями-излучателями на горизонте совсем близко?
Подготовлено по материалам Цюрихского университета.