Генерал Зяп и миф о непобедимости Америки
Как раз перед тем, как в мае 1965 года, с высадки бригады морской пехоты США в Данаге началась наземная война Америки во Вьетнаме, генерал Во Нгуен Зяп, занимавший с 1944 года должность главнокомандующего коммунистическими вооружёнными силами Вьетнама сообщил телерепортёру, что «дела врага идут плохо, поскольку солдаты Южного Вьетнама не хотят воевать за американцев. Однако мы не спешим. Чем дольше мы ждём, тем масштабнее будет поражение Америки».
Главному военному стратегу-коммунисту Вьетнама не впервой было столь спокойно строить прогноз, говоря о противнике, обладавшем наибольшей военной мощью в мире. Также это был и не последний раз. Зяп – солдат-самоучка из маленькой деревни в провинции Куангбинь, что в Центральном Вьетнаме, к тому времени уже наголову разбил колонизаторов Вьетнама французов, после шести лет войны (1946-1954).
Он начал борьбу с легендарным Иностранным легионом и регулярной французской армией, имея в своём распоряжении несколько тысяч частично-обученных партизан. Приняв разумное решение, в течение первых четырёх лет войны он придерживался тактик саботажа и нападения из засады, на протяжении всего этого времени формируя внушительную силу из шести регулярных подразделений в отдалённых горах северного Вьетнама. Терпение и выдержка были одними из главных талантов Зяпа-командующего.
Война с Францией обернулась поразительной победой коммунистов над пятнадцатитысячным французским войском в отдалённой крепости Дьенбьенфу. Там французский командир Генри Наварр надеялся выманить Зяпа на канонический бой, в ходе которого значительно превосходящие по вооружению французские силы смогли бы использовать своё преимущество и уничтожить бо́льшую половину Народной армии Зяпа.
К изумлению французской разведки, люди Зяпа притащили в горы 150 орудий тяжёлой артиллерии, наполнив долину волами и снаряжением. Большие автоматы и захваченные американские гаубицы из Кореи на кусочки разнесли французскую базу, в то время как пехотинцы Народной армии постепенно пробивали внешнюю границу укрепления врага до тех пор, пока дальнейшее противостояние не стало бесполезным.
С тех пор как в 1965 году, после девяти лет квази-войны, сила американцев возросла, ничто из того, что они делали – ни масштабные наземные операции против бунтов Вьетконга, ни постоянные бомбардировки Северного Вьетнама, ни завоевания Камбоджи и Лаоса, призванные уничтожить святыни Народной армии – не пошатнуло заразительной уверенности Зяпа в способности своей армии и своего народа заставить американцев одуматься и оставить Вьетнам вьетнамцам.
Скончавшись четвёртого октября, в возрасте 102-х лет, Зяп пережил всех французских и американских командующих, с которыми так долго сражался. Худощавый, низкий мужчина с высоким лбом, проницательным взглядом, производящий впечатление человека с острым умом, он был одним из наиболее успешных учеников в своей нации, получившим желанную стипендию на обучение в Университете Ханой.
В коммунистическую партию он вступил в конце 1930-х, по ночам работая тайным агентом и подпольным журналистом, а днём перевоплощаясь в школьного учителя, чтобы оплачивать счета и завлекать перспективных учеников в ряды коммунистов. Совместно с Хо и Фам Ван Донгом он заложил фундамент организации Вьетминь, столь искусно обошедшей конкурентов и завоевавшей среди миллионов крестьян репутацию единственного законного голоса вьетнамской независимости.
Добродушный аскет Хо Ши Мин был духовным отцом и живым символом вьетнамской независимости с 1940-х по 1960-е, однако именно Зяп нёс главную ответственность за объединение коммунистических организационных и пропагандистских методик с неудержимой жаждой независимости, томившей колонизированный народ. И после французской войны на Зяпа пали обязанности по расширению и модернизации армии, чтобы она смогла противостоять американскому наступлению, а также по планированию важнейших кампаний.
Несмотря на блестящую карьеру командующего и политического агитатора-пропагандиста, репутация Зяпа в военных кругах Запада совсем не безупречна. Его часто называют бесчувственным мясником, безразличным к жизням своих людей, а также жестоким фанатиком, который отказывался покидать поле боя даже тогда, когда уже не было никакого шанса получить реальную выгоду. В ходе французской и американской войн его противники часто называли его заурядным дилетантом.
Можно привести ряд причин, по которым репутация Зяпа так долго оставалось плохой, несмотря на грандиозность его достижений. Одна из наиболее очевидных – зависть. Практически все американские военные историки предпочитают объяснять поражение США недостатками в их стратегиях и тактиках, лишь вскользь упоминая боеспособность и находчивость противника.
Также правдиво и то, что Зяп не обладал исключительным оперативным и тактическим талантом Макартура или Инчона, или Роммеля в Северной Африке – тем, что на Западе считается идеалом стратегии. Зяп проиграл практически все значительные сражения с американцами, также как и Вашингтон потерпел поражения в большинстве битв против британской армии. Однако как отметил последний воевавший против Зяпа американский командир Крейтон Абрамс, в масштабной программе вьетнамской войны большие сражения значили не много. То что Зяп с самого начала чётко осознавал этот факт, дало ему огромное преимущество в планировании войны с США.
Можно сказать, что Зяп не столько поборол Америку на поле боя, сколько одержал интеллектуальную победу. Главнокомандующий Народной армии Вьетнама был глубоко убеждён, что в то время как боевые способности американцев намного превосходили его собственные, ситуация с их видением сути конфликта была совершенно противоположной. По его мнению, ахиллесовой пятой американцев была выдача желаемого за действительное, и он собирался этим воспользоваться.
Более того, методы ведения боевых действий американцев были контрпродуктивными. Американское оружие, войска и щедрость никогда бы не даровали легитимность коррумпированному и некомпетентному режиму Сайгона. А огневая мощь США была настолько разрушительной, что унесла сотни тысяч жизней гражданских, но вместе с тем должна была стать «спасением» от ужасов коммунизма.
Успех разработанной генералом Уильямом Уэстморлендом стратегии изнурения противника зависел от способности американской армии уничтожить солдат регулярной армии Зяпа в таких ошеломляющих количествах, что невозможно было успевать находить людей на замену для продолжения военных действий. Американские и южновьетнамские войска уничтожили огромное количество коммунистических войск – 1,1 миллион в период с 1954-го по 1975-й – однако это был далеко не конец. Зяп всегда мог контролировать интенсивность сражения, а тем самым и количество жертв среди своих людей, посредством того, что оттягивал основные силы на наиболее безопасную полосу наступления, а сражаться оставлял местных партизан.
Кроме того, находчивым инженерам и строительной команде Зяпа удалось сорвать попытки военно-воздушных сил и ВМФ США перекрыть Тропу Хо Ши Мина, которая снабжала поля сражения в Южном Вьетнаме. Поток проходившего по Тропе снаряжения и южновьетнамских солдат постоянно возрастал в течение всего периода американской эскалации. Американцы пришли посмотреть на этот фундаментальный недостаток в их стратегии, что обернулось Тетским наступлением (январь 1968 года), и в американских гостиных замерцали ужасающие кадры битвы при Хюэ.
Говоря в общем, Зяп намного чётче своих соперников видел, что баланс сил в игре американского конфликта – политического, военного, и морального – может быть изменён идеями и запалом вдали от поля боя. Он был хорошо осведомлён о том, как можно манипулировать внутренней политикой Соединённых Штатов, чтобы вбить клин между народом и правительством, которое якобы действовало от имени этого самого народа. Усугубляя недовольство Америкой и изображая военную политику США бессмысленно-разрушительной и несправедливой с помощью обширных революционных пропагандистских программ, Зяп верил, что сумеет истощить силы американцев до такой степени, что военная победа будет невозможна.
Он был совершенно прав.
Имя Во Нгуен Зяпа всегда будет ассоциироваться с партизанской войной, которую он вёл активно и продуктивно, однако Зяп был кем-то более значительным, нежели просто талантливым «генералом партизанской войны». Он был практикующим мастером и теоретиком затяжной войны – своего рода борьбы, которая предоставляет значительные преимущества для повстанческих действий, или рассерженных этнических или религиозных групп, надеющихся изменить установленные в государстве порядки; борьбы, в которой политическая власть значит больше, чем военная.
Затяжная война всегда включает в себя партизанские операции, но до тех пор, пока Зяп беспокоился за Вьетнам, основной целью этих операций было нарушение работы правительства Сайгона и поддержка попыток высококвалифицированных политических «кадров» установить тайную «политическую инфраструктуру» под контролем возглавляемых коммунистами повстанцев. Завоевание сердец и умов было намного важнее победы в перестрелках.
Однако партизанских операций не было достаточно для завоевания полной победы во Вьетнаме. Зяп всегда осознавал, что для победы будут необходимы обычные военные операции, исполняемые регулярными войсками различных размеров и типов. И действительно, это подтвердилось как в войне с французами, так и с американцами.
Отличительными чертами ведения войны старшим генералом Зяпом были стратегическая гибкость, тщательная подготовка, отвага, и редкий дар видения конфликта таким, каким он был на самом деле, а не таким, каким его хотелось бы видеть. Превратившийся в солдата неприметный учитель истории однажды сказал, что своему ремеслу обучился в кустах. В тридцать лет он был хорошо обучен – достаточно хорошо, чтобы предоставить своим противникам очень дорогостоящее обучение ведению войны просто делая то, что работало.
thedailybeast.com
Комментарии 6
0
grum
17.10.2013 22:43
[Материал]
Величина военных расходов ведущих 15-ти стран в 2012 году в долларах США и процент их сокращения или увеличения относительно предыдущего 2011 года. В скобках приводится доля в мировых военных расходах в процентах:
США - $682 млрд. (39%), - 6%; КНР - $166 млрд. (9,5%), +7,8%; Россия - $90,7 млрд. (5,2%), +16%; Великобритания - $60,8 млрд. (3,5%), -0,8%; Япония - $59,3 млрд. (3,4%), -0,6%; Франция - $58,9 млрд. (3,4%), -0,3%; Саудовская Аравия - $56,7 млрд. (3,2%), +12%; Индия - $46,1 млрд. (2,6%), -0,8%; Германия - $45,8 млрд. (2,6%), +0,9%; Италия - $34 млрд. (1,9%), -5,2%; Бразилия - $33,1 млрд. (1,9%), -0,5%; Южная Корея - $31,7 млрд. (1,8%), +1,9%; Австралия - $26,2 млрд. (1,5%), -4%; Канада - $22,5 млрд. (1,3%), -3,9%; Турция - $18,2 млрд. (1%), +1,2%; Но так ли сильна американская армия? Давно известно, что сумев запугать врага до битвы, можно выиграть даже самый безнадежный бой. Так какие же страшилки используют американские власти? Первая из них: военный бюджет США превышает бюджеты всех стран мира. Вторая: постоянное обновление вооружения, аналогов которого не имеет ни одно из государств мира. Основное направление развития вооружения - реализация, так называемой, «дистанционной войны», когда бой ведется техническими средствами, которыми управляют операторы-военнослужащие. Третья: уникальные программы обучения военного состава армии, позволяющие направлять на службу в боевые подразделения высокопрофессиональных бойцов. Эти страшилки сразу вызывают сомнения по нескольким позициям: - почему «самая лучшая армия мира» терпит поражения от моджахедов в Афганистане, федаинов в Ираке и сомалийских бандформирований; - почему спецподразделения США постоянно проигрывают при ведении оборонительных боев? (возникает вопрос - а смогут ли они защитить свою территорию при нападении на нее внешнего врага?); - как часто, услышав очередную информацию о разработке США нового супероружия, в реальности все оказывается мифом; - американский военно-промышленный комплекс под видом нового вооружения давно поставляет только улучшенную (модифицированную) технику, уже имеющуюся на вооружении армии США; - армия США в основном пополняет свои ряды за счет мигрантов (им обещают оформление вида на жительство и деньги), наемников из других стран, а также граждан США, которые надеются получить от государства гранты в виде бесплатного обучения, предоставления жилья и т.д. Поэтому в американской армии полностью отсутствуют такие понятия как боевой дух, мотивация к самопожертвованию. Ведь если солдата убьют, то кто же сможет воспользоваться «заработанными» им льготами. Из всего сказанного следует, что по большому счету в США некому воевать по-настоящему, поэтому все войны, в которых участвуют американские войска, выглядят как пропагандистские политические шоу. Американские бойцы могут только убивать, а вот умирать за идеи своей страны среди них желающих нет. Поэтому, как показали события на Ближнем Востоке, даже незначительные потери личного состава американской армии приводят к массовому бегству бойцов самой расхваленной армии мира. |