Южная Корея разработала первую краску, поглощающую радарные волны
Корейский Центр стелс-технологий при Университете океанологии продемонстрировал новую «стелс-краску» на выставке International Naval & Defense Industry Exhibition в Бусане.
Стелс-технология была признана одним из ключевых факторов, повышающих выживание войск во время боевых действий, и многие страны в настоящий момент разрабатывают подобные технологии, дизайн-решения и материалы.
В ходе выставки, которая собрала вместе представителей 1.590 компаний от 55 наций мира, военные чиновники из таких стран как США и Китай, которые тщательно хранят секретность своих стелс-технологий, проявили пристальное внимание к корейской анти-радарной краске.
Разработчики краски продемонстрировали, что покрытый ею лист железа поглощает до 99 процентов радарных волн.
Краска недавно прошла сертификацию по 11 категориям в Корее, и, как ожидается, в первую очередь будет применена в морских оружейных системах, поскольку Южная Корея является домом для трёх крупнейших мировых судостроительных компаний.
Радар-поглощающий материал – это одна из анти-детекторных техник, уменьшающая эффективную поверхность отражения (ЭПО) объекта, и наиболее эффективна, когда применяется в сочетании с другими свойствами. Например, боевой корабль со специальными плоскими поверхностями будет отражать радарные волны прямо в обратном направлении к их источнику, позволяя скрыть профиль судна. Поскольку радар – это самая сложная для избегания форма обнаружения, эффекта радарной невидимости обычно добиваются уменьшением ЭПО объекта до уровня фонового шума.
США, которые лидируют в области стелс-технологий, уже продемонстрировали свои разработки в истребителях F-35 и F-22, а также в бомбардировщике В-2. А Флот США недавно раскрыл свои планы по созданию кораблей класса Zumwalt с особой формой корпуса, оптимизированной для незаметности, и планирует отправить три таких судна на службу в Тихом океане.
Китай строит свои собственные экспериментальные стелс-истребители, такие как J-20 и J-31, а также стелс-детектирующий радар для противодействия истребителям-невидимкам США, и планирует развернуть их использование в ближайшие несколько лет.
Северная Корея также по слухам имеет собственные стелс-самолёты, способные поглощать радарные волны, однако эксперты ставят под сомнение её способность как изолированной коммунистической страны производить необходимые для этого материалы.
Комментарии 11
0
Seryikot
01.11.2013 09:48
[Материал]
Всё должно быть подчинено принципу разумной достаточности в рамках общей концепции применения отдельных видов вооружения и Вооружённых Сил в целом.
Скажем так - массовый подъём в воздух стратегических бомбардировщиков будет немедленно зафиксирован средствами космической разведки и об этом деле моментально будет доложено главам государств всех заинтересованных сторон. Такая акция на 99,99% может означать начало широкомасштабных военных действий и реакция последует незамедлительно - привентивно-ответный удар Силами Ядерного Сдерживания (СЯС) по территории и военным объектам страны, поднявшей в воздух весь свой стратегический воздушный флот. В таких условиях, ровным счётом уже не будет иметь значение по каким таким технологиям выполнены самолёты. А парочка ядерных зарядов, взорванных в стратосфере вернёт человечество в эпоху 2 мировой войны. Ни спутников, ни ЖПС, ни техники, работающей на электронике. Вообще ничего, что имеет хоть одну микросхему, микроконтроллер или микропроцессор. С другой стороны, интересующимся военным делом памятен пример применения на бомбардировщике Ту-95 (ни разу не "стелс", скорее наоборот) систем постановки активных помех. Высланный на его учебный перехват экипаж современнейшего по тем временам самолёта МиГ-31 (единственный в то время строевой истребитель с РЛС с ФАР) доложил на землю, что наблюдает Ту-95 визуально, но пуск ракет невозможен. Может отработать пушкой. Что это значит ? На Ту-95 имеется кормовая пушечная зенитная установка. МиГ-31 попросту был бы расстрелян из пушки. Та же участь постигла бы любой другой самолёт-перехватчик и не важно - "стелс" он или нет. Общая концепция (о которой я тут где-то писал) подразумевает полное подавление сопротивления и разрушение военной инфраструктуры силами Крылатых Ракет (КР) флотов нападающей стороны. Задачи последующего добивания противника доступны даже дельтапланам и дорогущие "стелс" самолёты в общем-то становятся не нужны. Но сами технологии малозаметности, как нельзя лучше подходят для кораблей, КР ,которые они несут, Самолётов разведчиков и бомбардировщиков. Всё это для обеспечения внезапного удара и невозможности ответить - например подавить флот. Но все эти примеры, повторюсь - годны лишь для локальных конфликтов войн ограниченной интенсивности. В случае глобальной заварухи выиграет тот, кто более умело владеет топором. |
0
Seryikot
01.11.2013 09:03
[Материал]
Это верно и неверно одновременно.
Что касается воздушных целей, то они, будучи спроектированы по технологии "стелс" плохо фиксируются радарами на больших и средних дистанциях в довольно узких секторах углов обзора. Это фронтальные и боковые сектора. Для бомбардировщика этого достаточно, т.к. его применение не подразумевает активного маневрирования. С истребителями и штурмовиками всё на много сложнее. На больших высотах их приближение выдаёт инверсиооный след за двигателями и вообще они отлично фиксируются Оптико-Электронными Локационными Системами перехвата. Поэтому практикуется маловысотный режим подлёта к цели и тут требуется манёвр для обхода или облёта естественных препятствий - элементов ландшафта местности. Из соображений безопасности такие манёвры выполняются на 25 - 150 метрах от поверхности. Такие высоты уже позволяют работать по ним РЛС тактического звена, а так же ПЗРК и лёгкой артиллерии с автоматическими пушками малых калибров. Дело в том, что самолётам приходится крутится и совершать манёвры (эволюции), подставляя радарам плоские поверхности практически под прямыми углами. В эти моменты они перестают быть "стелсами". Так был завален Ф-117 в Югославии. От операторов РЛС требуется лишь внимание и понимание того, что они видят на экранах своих радаров. Помимо этого, самолёт начинает "светится" в момент открытия отсеков вооружения. И сами створки, и внутренняя поверхность отсеков с вооружением, их механизмы и агрегаты выталкивания и сброса, трубопроводы гидравлических систем и всяко-разно другая дрянь - "кишки" - начинают работать едва ли не как уголковые отражатели, а возвращаемая ими сигнатура может в разы превышать сигнатуру от собственно ЛА. Форсажные режимы работы двигателей также способствуют раннему обнаружению "невидимок" в ИК диапазоне. Включение собственных РЛС и даже каналов связи также выдаёт присутствие самолёта и может указать его местоположение. И вообще самолёт обнаружить проще, чем 300-метровый корабль, т.к. на самолётах зачастую нет возможности разместить весь необходимый ассортимент пассивных систем, в связи с их размерами и массой. А сам самолёт не может использовать такие факторы, затрудняющие обнаружение, как волнение моря или постановку РЛ помех большого могущества. Помните - главным предназначением технологии малозаметности является радикально сокращение дистанции обнаружения объектов. У противника не должно оставаться времени на реакцию. Создать же полностью невидимый для РЛС объект не представляется возможным. Поэтому, когда говорят о том, что та или иная РЛС может обнаружить "стелс" - необходимо уточнять - на какой дистанции и может ли эта РЛС заниматься непосредственным наведением ракет ПВО ? Чаще всего оказывается, что РЛС может фиксировать полёт "невидимки" на таком расстоянии, которое не гарантирует безопасность самого поста РЛС и при этом запуск ракет ПВО невозможен в связи с тем, что удержать "марку" на цели не получается из-за "мерцания" цели - происходит срыв перехвата. |
0
Seryikot
31.10.2013 15:32
[Материал]
Концепция "стелс" подразумевает максимально широкое использование пассивных систем обнаружения, сопровождения, и целеуказания, а так же позиционирования и обмена данными с помощью недоступных для мониторинга средств связи.
Но Вы правы - современные радары, способные бороться с техникой, построенной по технологии "стелс", работают в очень широком диапазоне частот с постоянно плавающей длиной волны в хаотичном порядке. |
0
Seryikot
31.10.2013 15:24
[Материал]
Что бы никого не вводило в заблуждение оглавление статьи - это первая разработка именно Южной Кореи. В других странах, таких как РФ, США, Франции, Великобритании, Германии и некоторых других, радиопоглощающие покрытия разработаны довольно давно и уже находятся в эксплуатации.
И кстати, почему на фото скандинавская посудина Visby ? http://www.globalsecurity.org/military/world/europe/visby-pics.htm |
0
Seryikot
31.10.2013 15:07
[Материал]
Точнее сказать - радиопоглощающие лакокрасочные изделия не способны противодействовать РЛС с сантиметровыми, дециметровыми и метровыми длинами волн.
А они и не должны этого делать. РЛКП делают для противодействия современным радарам с ФАР, которые работают в "Х" диапазоне, т.е. как раз на миллиметровых длинах волн. Что касается "Енисея" - эта РЛС не способна выдавать точное целеуказание. Её задача - предварительное обнаружение и обмен данными с другими типами РЛС, которые уже могут наводить ракеты. И всё это касаемо исключительно воздушных целей. Противодействие РЛС с метровыми и дециметровыми длинами волн заключается в подборе форм и габаритов различных элементов и конструкции боевой техники в целом. И даже если бы такая РЛС была способна осматривать поверхность - такой вот аппарат : она не увидит в упор. |