Вход / Регистрация
03.11.2024, 01:49
Ученые изучают символы Шигирского идола
Шигирский идол это самая древняя на данный момент деревянная скульптура из найденных археологами. Ему не менее 9500 лет. Шигирский идол обнаружен в ходе раскопок, начатых в середине XIX века в Шигирском торфянике, на восточном склоне Среднего Урала северо-западнее Екатеринбурга, близ деревни Калата (ныне город Кировград).
Поскольку дерево сохранилось плохо, его извлекали из торфа по частям. Первым воспроизвёл примерный облик идола тогдашний хранитель археологической коллекции музея УОЛЕ Д. И. Лобанов, получив фигуру высотой 2,8 метра с руками и скрещёнными ногами, при этом некоторые части фигуры между собой не были связаны, а ряд фрагментов не использовались вовсе.
Но в 1914 году археолог В. Я. Толмачёв предложил свой вариант реконструкции. В варианте Толмачёва идол «вырос» до 5,3 метра. Позже нижняя часть туловища длиной 193 сантиметра была утрачена, теперь о ней можно судить только по рисунку Толмачёва. Всю фигуру принято именовать «Большим Шигирским идолом».
Туловище идола со всех сторон покрыто резным геометрическим орнаментом. Помимо орнамента на широких плоскостях идола вырезаны лица — личины. Всего на идоле, вместе с изображениями утраченной части, выделяется семь персонажей: верхнее двустороннее изображение с объёмной головой и по три фигуры на лицевой и оборотной плоскостях. Все фигуры сугубо индивидуальны. Часть из них является антропоморфными изображениями, выполненными в «скелетном» или «рентгеновском» стиле, когда у фигуры обозначаются отдельные элементы скелета.
О чем конкретно могут рассказывать узоры на Шигирском идоле? На днях газета Siberian Times опубликовала большую статью об артефакте, рассказав о том, что эксперт Светлана Савченко, главный хранитель идола в Свердловском краеведческом музее в Екатеринбурге, считает, что узоры несут закодированную информацию о сотворении мира глазами человека эпохи мезолита.
- Очевидно, что эти элементы геометрического орнамента имели некоторое значение, -рассказывает Светлана Савченко и с ней соглашается профессор Михаил Жилин, академик РАН института археологии, - Самое трудное в интерпретации это многовариантность этих символов. По этнографическим данным прямая линия может изображать землю или горизонт, границу между небом и землей, водой и небом или между мирами. Волнистая линия или зигзаг означают воду или змею или ящерицу. Кроме того зигзаг еще и знак опасности. Крест, ромб, квадрат или круг обычно обозначают солнце или огонь и тд.
Савченко и другие сотрудники музея также предполагают, что это может быть своеобразный указатель направления, что-то вроде карты. Прямые и волнистые линии со стрелками могут быть указателями куда идти, где может быть вода или овраг.
Ссылаясь на работу Савченко и Жилина, исследователь Петр Золин согласен, что тут не может быть однозначной интерпретации. Образы на идоле и узоры могут рассказывать и о духах, которые по представлению древних жили рядом с ними, об их иерархии.
- Размещение изображений на разных сторонах идола может означать принадлежность к разным мирам. Если изображена хронология создания мира, то разные уровни могут представалять собой последовательность событий. Отдельные отметки могут обозначать очень важное событие.
Некоторые уральские эксперты заявляют, что на идоле присутствуют и надписи и возможно тогда, что это одна из самых первых письменностей на земле.
Немецкие ученые из института Нижней Саксонии проводят более точную датировку скульптуры и обнародуют результаты примерно в феврале-марте 2015 года.
Для этого им удалось взять на анализ кусочек лиственницы, из которой сделан идол. Известно, что дереву было 159 лет, когда его срубили и сейчас ученые выясняют, сколько лет назад оно выросло.
Поскольку дерево сохранилось плохо, его извлекали из торфа по частям. Первым воспроизвёл примерный облик идола тогдашний хранитель археологической коллекции музея УОЛЕ Д. И. Лобанов, получив фигуру высотой 2,8 метра с руками и скрещёнными ногами, при этом некоторые части фигуры между собой не были связаны, а ряд фрагментов не использовались вовсе.
Но в 1914 году археолог В. Я. Толмачёв предложил свой вариант реконструкции. В варианте Толмачёва идол «вырос» до 5,3 метра. Позже нижняя часть туловища длиной 193 сантиметра была утрачена, теперь о ней можно судить только по рисунку Толмачёва. Всю фигуру принято именовать «Большим Шигирским идолом».
Туловище идола со всех сторон покрыто резным геометрическим орнаментом. Помимо орнамента на широких плоскостях идола вырезаны лица — личины. Всего на идоле, вместе с изображениями утраченной части, выделяется семь персонажей: верхнее двустороннее изображение с объёмной головой и по три фигуры на лицевой и оборотной плоскостях. Все фигуры сугубо индивидуальны. Часть из них является антропоморфными изображениями, выполненными в «скелетном» или «рентгеновском» стиле, когда у фигуры обозначаются отдельные элементы скелета.
О чем конкретно могут рассказывать узоры на Шигирском идоле? На днях газета Siberian Times опубликовала большую статью об артефакте, рассказав о том, что эксперт Светлана Савченко, главный хранитель идола в Свердловском краеведческом музее в Екатеринбурге, считает, что узоры несут закодированную информацию о сотворении мира глазами человека эпохи мезолита.
- Очевидно, что эти элементы геометрического орнамента имели некоторое значение, -рассказывает Светлана Савченко и с ней соглашается профессор Михаил Жилин, академик РАН института археологии, - Самое трудное в интерпретации это многовариантность этих символов. По этнографическим данным прямая линия может изображать землю или горизонт, границу между небом и землей, водой и небом или между мирами. Волнистая линия или зигзаг означают воду или змею или ящерицу. Кроме того зигзаг еще и знак опасности. Крест, ромб, квадрат или круг обычно обозначают солнце или огонь и тд.
Савченко и другие сотрудники музея также предполагают, что это может быть своеобразный указатель направления, что-то вроде карты. Прямые и волнистые линии со стрелками могут быть указателями куда идти, где может быть вода или овраг.
Ссылаясь на работу Савченко и Жилина, исследователь Петр Золин согласен, что тут не может быть однозначной интерпретации. Образы на идоле и узоры могут рассказывать и о духах, которые по представлению древних жили рядом с ними, об их иерархии.
- Размещение изображений на разных сторонах идола может означать принадлежность к разным мирам. Если изображена хронология создания мира, то разные уровни могут представалять собой последовательность событий. Отдельные отметки могут обозначать очень важное событие.
Некоторые уральские эксперты заявляют, что на идоле присутствуют и надписи и возможно тогда, что это одна из самых первых письменностей на земле.
Немецкие ученые из института Нижней Саксонии проводят более точную датировку скульптуры и обнародуют результаты примерно в феврале-марте 2015 года.
Для этого им удалось взять на анализ кусочек лиственницы, из которой сделан идол. Известно, что дереву было 159 лет, когда его срубили и сейчас ученые выясняют, сколько лет назад оно выросло.