/ Новости сайта / Космос / Ученые увидели магнитное поле, порождаемое «объедками» черной дыры
17.04.2015

Ученые увидели магнитное поле, порождаемое «объедками» черной дыры

Радиотелескоп ALMA помог ученым впервые детально рассмотреть то, как тонкие пучки горячей материи, выплевываемые сверхмассивной черной дырой, порождают мощнейшие магнитные поля, разгоняющие материю и помогающие ей спастись от гравитационных объятий сингулярности, говорится в статье, опубликованной в журнале Science.

Сверхмассивные черные дыры существуют в центре практически любой галактики. В отличие от черных дыр, возникающих при коллапсе звезд, их масса в несколько миллионов раз больше солнечной. Они периодически поглощают звезды, другие небесные тела и газ, и выбрасывают часть захваченной материи в виде джетов — пучков разогретой плазмы, движущихся с околосветовой скоростью.

Как объясняет Иван Марти-Видаль (Ivan Marti-Vidal) из Технологического университета Чалмерса в Онсале (Швеция), сегодня астрофизики считают, что в появлении джетов большую роль играют магнитные поля, порождаемые в диске аккреции в результате его вращения и трения частичек материи друг об друга.

Проверка этой гипотезы крайне затруднена по той причине, что ближайшая к нам сверхмассивная черная дыра — Sgr A* в центре нашей Галактики — обладает крайне спокойным нравом, из-за чего у нее нет джетов. Лишь в 2013 году астрофизикам удалось измерить силу магнитного поля в окрестностях Sgr A* благодаря пульсару, удачно расположенному за черной дырой, чье излучение было особым образом поляризовано ей на пути к Земле.

"Естественная поляризация излучения может быть использована для измерения силы и свойств магнитных полей, так как «закрученность» лучей света меняется, когда они проходят через намагниченную среду. В этом случае свет путешествовал через материю, очень близко расположенную к черной дыре", — пояснил астрофизик.

Марти-Видаль и его коллеги воспользовались этой закономерностью для изучения магнитного поля в окрестностях сверхмассивной черной дыры в галактике PKS 1830-211, повернутой к нам под удачным углом и расположенной в созвездии Стрельца на расстоянии в 11 миллиардов световых лет.

Благодаря высокому разрешению телескопа ALMA, ученым удалось не только измерить силу магнитного поля, но и заглянуть практически в центр черной дыры и найти место его зарождения. Как оказалось, его источником действительно были джеты и ближняя часть «бублика» диска аккреции черной дыры.

"Мы обнаружили очень четкие следы сдвигов в поляризации, которые оказались в сотни раз сильнее, чем у любого другого объекта, за которым когда-либо следило человечество. Наше открытие является огромным шагом вперед, мы подобрались на расстояние, соответствующее паре световых дней от «горизонта событий». Полученные нами результаты и будущие наблюдения помогут понять, что на самом деле творится у сверхмассивных черных дыр", — заключает Марти-Видаль.

Alexei2012 17.04.2015 18:38 [Материал]
biggrin Вопросы лежат на поверхности, а не решения. Гравитация? Гравитоны, гравитино, волны … все это не более, чем «умные» (иногда более …иногда менее) мысли. В реальности про гравитацию известно не более, чем знал австралопитек (Люси?). Если камень бросить над головой … Черные дыры? Пока это не более чем гипотеза. Кстати, сам «отец» ЧД – Хоукинг, и то засомневался недавно. Материя? Которая? В кв. физике все чаще говорят, что видов материи много больше 500 … Даже сознание начали рассматривать, как одну из форм материи. Так что рассуждения на эти темы всего лишь некая интеллектуальная гимнастика. Которая, впрочем, возможно и полезна для ума. А нужны какие-то новые идеи, принципиально новые … И их обоснование. Ждём’с.
Evgeniy 18.04.2015 14:21 [Материал]
Алексей, Вы уже давно на этом сайте. Видимо, мимо Вас прошло обсуждение на тему гравитации. Ранее мы подробно это обсуждали в цикле соответствующих статей. Если прочитайте, то увидите, что не вопросы лежат, а именно решения. Ну, тот кто слеп - для того вопросы. Просто не хотелось мусолить одно и то же. Кто в теме, тот поймет.
Evgeniy 17.04.2015 15:42 [Материал]
Спорить с учёными – дело бесперспективное. Но когда читаешь о чёрных дырах, всплывают вопросы, которые хочется им задать. Вот один из них.

Материальна ли энергия? Из тождества E=mc^2 должна быть материальна, как будто бы. Следовательно, материальна и энергия гравитации (гравитационного поля, гравитационных волн, его создающих, гравитонов – квантов энергии этого поля). Причём гравитация обладает принципом суперпозиции, то есть действие полей «складывается». Значит ли это, что гравитационное поле одного источника действует на поле второго источника? Нет, не значит. Это говорит лишь о том, что совместное действие двух источников интенсивней действует на третий источник. Таким образом, множество источников тяготения будут стремиться слиться в один источник с центром в центре масс всех источников. Если масса единого источника весьма значительна, то ничто материальное вырваться за пределы определённой сферы (так называемого горизонта событий) будет не в состоянии. Ничто, даже излучение, хотя квант излучения имеет массу, равную нулю. Не сможет излучение, не сможет и гравитация. Тогда за счёт чего за пределами горизонта событий будут наблюдаться различные эффекты, связанные с тяготением? Ведь с момента «схлопывания» вещества (коллапса материи) в чёрную дыру моментально с этим должно исчезнуть тяготение!? Вопрос не решает и кривизна пространства-времени. Это что-то аморфное материально-нематериальное, абстрактно-математическое, не имеющее отношения к трёхмерному пространству и времени.

Тем не менее, чёрные дыры обладают тяготением. Это доказано практически, это факт! Причём, оно чудовищной силы за счёт суперпозиции вещества в сравнительно малой области пространства! На примере Sigittarius A* - чёрной дыры в Галактике – видно, как мечутся звёзды вокруг невидимого центра. Какой можно сделать вывод, «товарищи учёные, доценты с кандидатами», что-то не складывается в вашем «королевстве кривых зеркал»!

Конечно, можно и дальше не замечать всех несоответствий с гравитацией, прикрываться тёмными материями, силами и энергиями. Ну, когда же настанет конец всем этим «дурилкам»? Я уже писал здесь в статьях ранее, что скорость гравитации должна быть практически мгновенной. Это доказал ещё «отец небесной механики» Пьер-Симон Лаплас в конце XVIII столетия, а на дворе уже XXI век! И ничего не меняется. Хотя решение лежит на поверхности…