Вход / Регистрация
18.11.2024, 02:19
Феномен предчувствия катастроф
В 2007 году селевой поток почти полностью разрушил горное село Булунгу, что в Кабардино-Балкарии. Сегодня на фоне многих иных печальных событий этот факт вряд ли кого-то сильно изумит. Поражает другое: в Булунгу погибли один человек да пара коров.
Но ведь горы — это вам не тундра, где к соседу на чашку чая надо двое суток на оленях добираться. Высокогорное селение — как правило, пятачок более-менее удобной земли, где все строения жмутся друг к другу, как виноградины в грозди. Как же на таком клочке уцелели почти все жители?
СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ?
Удивительно, но факт: обитатели деревни именно в этот момент вдруг все дружно покинули свои дома и разбрелись кто куда. Одни увели скот на пастбище, а родные как раз перед разгулом стихии понесли им обед. Другие всей семьей уехали к родственникам на свадьбу.
Еще у кого-то разболелся зуб, и он отправился в райцентр к дантисту, а родичи присоединились к нему, чтобы походить по магазинам. Жилища же тех, кто в тот недобрый час находился дома, смертоносный поток каким-то чудом обошел стороной.
Выходит, имеет место быть совпадение счастливых случайностей?
Причем это не первое подобное стихийное бедствие в Булунгу. Ранее дважды в 1983 и 1995 годах сель обрушивался на село. И в 1995 -м сель также унес всего одну жизнь.
Стюардесса компании «Эйр Франс» Изабель Сарьян в 2000 году должна была вылететь в очередной рейс. Но с утра она порезала палец, а потом у ее сына поднялась температура. Изабель позвонила матери и попросила посидеть с ребенком. Но та умудрилась поскользнуться на мандариновой корке и сломать ногу. После этого Изабель ничего не осталось, кроме как позвонить начальству и попросить ее подменить. Через несколько минут после взлета лайнер разбился...
11 сентября 2001 года многих сотрудников Всемирного торгового центра в Нью-Йорке тоже уберег счастливый случай. Например, Грир Эпштейн из офиса на 67-м этаже незадолго до падения на здание самолета отправился в табачный киоск. Некий Билл Тринкл опоздал на работу, заигравшись дома с маленькой дочкой и не успев на утренний поезд, а девушка по имени Моника О’Лири за день до трагедии была уволена.
В 2008 году пять человек по различным причинам опоздали на рейс «Боинга-737», летящего по маршруту Москва — Пермь, и вынуждены были отправиться к месту назначения на поезде. Во время посадки самолет потерпел крушение, и из находившихся на борту 87 человек не выжил никто.
Многие знаменитости утверждают, что у них есть ангел-хранитель, оберегающий их от несчастий. Пример тому — история со знаменитым аргентинским автогонщиком Хуаном Мануэлем Фанхио. 23 февраля 1958 года он был похищен кубинскими повстанцами. Произошло это за сутки до начала Гран-при Гаваны.
Спустя 28 часов повстанцы отпустили Фанхио, сделав заявление, что совершили этот акт для того, чтобы весь мир узнал о восстании против диктатуры Батисты. Во время гонок, в которых Фанхио не смог принять участие, произошла жуткая катастрофа с множеством жертв. После этого Фанхио заявил, что в его судьбу вмешалось Провидение, и отказался давать какие-либо показания против своих похитителей...
В ПОИСКАХ ИСТИНЫ
Исследователь Вильям Кокс выяснил, что число пассажиров в 28 поездах, потерпевших крушение, было значительно меньше, чем в следовавших по тому же маршруту за неделю до аварии или через несколько дней после нее. Кроме того, количество пассажиров в поврежденных или сошедших с рельсов вагонах тоже оказалось меньше, чем в остальных.
Наши отечественные специалисты по паранормальным явлениям Ольга и Борис Кольченко идут в своих исследованиях дальше, утверждая, что почувствовать приближение катастрофы людям помогло подсознание, вернее, интуиция. Кольченко взяли этот вывод не с потолка: предварительно ими была проведена большая работа по изучению подобных явлений. И что же? Они обнаружили массу аналогичных случаев. Бывает, человек опоздал на поезд, а тот потерпел крушение; кто-то проявил халатность и не вышел на работу, а в тот день в офисе произошел взрыв, и прочее, прочее, прочее.
Между тем на другом конце земного шара, в США, схожую идею выдвинул в свое время известный американский социолог Джеймс Д. Л. Стаунтон. Еще в 1958 году он опубликовал в журнале «Джорнэл оф социолоджи» результаты своего труда, тщательно исследовав более 200 железнодорожных крушений (начиная с 1900 года) и более 50 авиационных катастроф (с 1925 года).
Для начала он ввел все данные в компьютер, чтобы установить соотношение трех факторов: количество людей, вовлеченных в катастрофу, число погибших и вместимость транспортного средства. А для чистоты эксперимента самым тщательным образом изучил еще и одинаковое количество самолетов и поездов, благополучно добравшихся до пункта назначения.
Результаты исследования поразили ученого. Оказалось, что во всех несчастных случаях транспорт был заполнен только на 61 процент. А при удачном исходе путешествия численность пассажиров превосходила 76 процентов от полного объема самолета или поезда. Разница в 15 процентов — не пустяк. Это вам подтвердит любой специалист.
Эта теория была разработана Стаунтоном еще до появления ЭВМ, а «умная машина» лишь доказала ее. Из этих расчетов Стаунтон сделал вывод: люди, конечно же, не знали, какие именно самолеты и поезда попадут в аварию, но что-то помогло им ее избежать.
Что? Все та же интуиция, хотя причины у всех везунчиков были разными. У одного, например, перед поездкой схватило живот. У другого внезапно умер родственник. Третий по пути в аэропорт подворачивает ногу, из-за чего на какие-то считанные минуты опаздывает на рейс. Стаунтон назвал это явление феноменом предчувствия катастроф.
ЗАБЫТЫЕ НАВЫКИ
Идея Джеймса Д. Л. Стаунтона нашла своих благодарных поклонников, в частности ею увлекся Стивен Кинг, большой знаток человеческой психологии и писатель, чья каждая новая книга становится бестселлером.
«После того, как я первый раз прочел статью Стаунтона, — писал Кинг, — самолет компании «Маджестик эйр-лайнз» разбился в аэропорту Логана. Все находившиеся на борту погибли. Когда все немного утряслось, я позвонил в офис компании и представился журналистом (небольшая ложь с благими намерениями). Сказал, что мы хотели бы написать статью об авиакатастрофе, попросив сообщить, сколько человек, купивших билет на этот рейс, не вылетели. Таковых оказалось 16.
На вопрос, сколько опоздавших в среднем бывает на линии Денвер — Бостон, мне ответили, что не больше трех. Кроме того, еще 15 человек отказались лететь этим рейсом, тогда как обычно число отказов не превышает восьми. Что же получается? Хотя заголовки всех газет и кричали на все лады «Авиакатастрофа в Логане погубила 94 человека», их можно было бы прочитать и так: «31 человек избежал смерти в крушении».
Но Кинг продолжал гнуть свою линию дальше. В частности, задался логичным вопросом: если мы все такие тонко чувствующие натуры, так почему тогда не всегда предчувствуем беду? После долгих размышлений писатель пришел к весьма оригинальному выводу.
Наши далекие предки, по его мнению, жили совершенно в других условиях — не чета нынешним. Чтобы выжить в суровой среде, им нужны были не только ловкость, смекалка, выносливость, но и сильно развитые органы чувств, в том числе интуиция. Со временем многое, приобретенное на заре человеческой цивилизации, отпало за ненадобностью. Лишились простые смертные и природного чутья.
Какой прок его иметь, если в нем пропала практическая необходимость? Что толку от того, когда, сидя в офисе, вы почувствуете, что вашу жену сбила машина, если вам все равно позвонят по телефону и сообщат об этом? Наша чувствительность давным-давно атрофировалась, как и многое другое. И лишь в самых экстремальных случаях, да и то не у всех, срабатывает «система подсознательной сигнализации». И тогда человек счастливо избегает, казалось бы, неминуемой гибели.
Так смотрит на проблему Стивен Кинг. Его трактовка подсознательного предчувствия катастроф как нельзя лучше объясняет случай массового «спасения» жителей селения Булунгу. Ведь многие поколения горцев живут в таких условиях, которые вогнали бы равнинного жителя в глубокий и длительный стресс. Такова уж природа гор — все время приходится держать ухо востро. Поэтому у большинства горцев сохранились элементы того самого психологического чутья, которого лишились люди, живущие в комфортных условиях равнин. А потому и смерти там избежали не 30 процентов селян, а почти все.
Увы, пока этой проблемой озаботились лишь единицы. Большинство же ученых мужей обходят ее стороной. А зря. Возможно, более детальное ее изучение помогло бы избежать печальной участи не одному человеку...
Но ведь горы — это вам не тундра, где к соседу на чашку чая надо двое суток на оленях добираться. Высокогорное селение — как правило, пятачок более-менее удобной земли, где все строения жмутся друг к другу, как виноградины в грозди. Как же на таком клочке уцелели почти все жители?
СЛУЧАЙНОСТЬ ИЛИ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ?
Удивительно, но факт: обитатели деревни именно в этот момент вдруг все дружно покинули свои дома и разбрелись кто куда. Одни увели скот на пастбище, а родные как раз перед разгулом стихии понесли им обед. Другие всей семьей уехали к родственникам на свадьбу.
Еще у кого-то разболелся зуб, и он отправился в райцентр к дантисту, а родичи присоединились к нему, чтобы походить по магазинам. Жилища же тех, кто в тот недобрый час находился дома, смертоносный поток каким-то чудом обошел стороной.
Выходит, имеет место быть совпадение счастливых случайностей?
Причем это не первое подобное стихийное бедствие в Булунгу. Ранее дважды в 1983 и 1995 годах сель обрушивался на село. И в 1995 -м сель также унес всего одну жизнь.
Стюардесса компании «Эйр Франс» Изабель Сарьян в 2000 году должна была вылететь в очередной рейс. Но с утра она порезала палец, а потом у ее сына поднялась температура. Изабель позвонила матери и попросила посидеть с ребенком. Но та умудрилась поскользнуться на мандариновой корке и сломать ногу. После этого Изабель ничего не осталось, кроме как позвонить начальству и попросить ее подменить. Через несколько минут после взлета лайнер разбился...
11 сентября 2001 года многих сотрудников Всемирного торгового центра в Нью-Йорке тоже уберег счастливый случай. Например, Грир Эпштейн из офиса на 67-м этаже незадолго до падения на здание самолета отправился в табачный киоск. Некий Билл Тринкл опоздал на работу, заигравшись дома с маленькой дочкой и не успев на утренний поезд, а девушка по имени Моника О’Лири за день до трагедии была уволена.
В 2008 году пять человек по различным причинам опоздали на рейс «Боинга-737», летящего по маршруту Москва — Пермь, и вынуждены были отправиться к месту назначения на поезде. Во время посадки самолет потерпел крушение, и из находившихся на борту 87 человек не выжил никто.
Многие знаменитости утверждают, что у них есть ангел-хранитель, оберегающий их от несчастий. Пример тому — история со знаменитым аргентинским автогонщиком Хуаном Мануэлем Фанхио. 23 февраля 1958 года он был похищен кубинскими повстанцами. Произошло это за сутки до начала Гран-при Гаваны.
Спустя 28 часов повстанцы отпустили Фанхио, сделав заявление, что совершили этот акт для того, чтобы весь мир узнал о восстании против диктатуры Батисты. Во время гонок, в которых Фанхио не смог принять участие, произошла жуткая катастрофа с множеством жертв. После этого Фанхио заявил, что в его судьбу вмешалось Провидение, и отказался давать какие-либо показания против своих похитителей...
В ПОИСКАХ ИСТИНЫ
Исследователь Вильям Кокс выяснил, что число пассажиров в 28 поездах, потерпевших крушение, было значительно меньше, чем в следовавших по тому же маршруту за неделю до аварии или через несколько дней после нее. Кроме того, количество пассажиров в поврежденных или сошедших с рельсов вагонах тоже оказалось меньше, чем в остальных.
Наши отечественные специалисты по паранормальным явлениям Ольга и Борис Кольченко идут в своих исследованиях дальше, утверждая, что почувствовать приближение катастрофы людям помогло подсознание, вернее, интуиция. Кольченко взяли этот вывод не с потолка: предварительно ими была проведена большая работа по изучению подобных явлений. И что же? Они обнаружили массу аналогичных случаев. Бывает, человек опоздал на поезд, а тот потерпел крушение; кто-то проявил халатность и не вышел на работу, а в тот день в офисе произошел взрыв, и прочее, прочее, прочее.
Между тем на другом конце земного шара, в США, схожую идею выдвинул в свое время известный американский социолог Джеймс Д. Л. Стаунтон. Еще в 1958 году он опубликовал в журнале «Джорнэл оф социолоджи» результаты своего труда, тщательно исследовав более 200 железнодорожных крушений (начиная с 1900 года) и более 50 авиационных катастроф (с 1925 года).
Для начала он ввел все данные в компьютер, чтобы установить соотношение трех факторов: количество людей, вовлеченных в катастрофу, число погибших и вместимость транспортного средства. А для чистоты эксперимента самым тщательным образом изучил еще и одинаковое количество самолетов и поездов, благополучно добравшихся до пункта назначения.
Результаты исследования поразили ученого. Оказалось, что во всех несчастных случаях транспорт был заполнен только на 61 процент. А при удачном исходе путешествия численность пассажиров превосходила 76 процентов от полного объема самолета или поезда. Разница в 15 процентов — не пустяк. Это вам подтвердит любой специалист.
Эта теория была разработана Стаунтоном еще до появления ЭВМ, а «умная машина» лишь доказала ее. Из этих расчетов Стаунтон сделал вывод: люди, конечно же, не знали, какие именно самолеты и поезда попадут в аварию, но что-то помогло им ее избежать.
Что? Все та же интуиция, хотя причины у всех везунчиков были разными. У одного, например, перед поездкой схватило живот. У другого внезапно умер родственник. Третий по пути в аэропорт подворачивает ногу, из-за чего на какие-то считанные минуты опаздывает на рейс. Стаунтон назвал это явление феноменом предчувствия катастроф.
ЗАБЫТЫЕ НАВЫКИ
Идея Джеймса Д. Л. Стаунтона нашла своих благодарных поклонников, в частности ею увлекся Стивен Кинг, большой знаток человеческой психологии и писатель, чья каждая новая книга становится бестселлером.
«После того, как я первый раз прочел статью Стаунтона, — писал Кинг, — самолет компании «Маджестик эйр-лайнз» разбился в аэропорту Логана. Все находившиеся на борту погибли. Когда все немного утряслось, я позвонил в офис компании и представился журналистом (небольшая ложь с благими намерениями). Сказал, что мы хотели бы написать статью об авиакатастрофе, попросив сообщить, сколько человек, купивших билет на этот рейс, не вылетели. Таковых оказалось 16.
На вопрос, сколько опоздавших в среднем бывает на линии Денвер — Бостон, мне ответили, что не больше трех. Кроме того, еще 15 человек отказались лететь этим рейсом, тогда как обычно число отказов не превышает восьми. Что же получается? Хотя заголовки всех газет и кричали на все лады «Авиакатастрофа в Логане погубила 94 человека», их можно было бы прочитать и так: «31 человек избежал смерти в крушении».
Но Кинг продолжал гнуть свою линию дальше. В частности, задался логичным вопросом: если мы все такие тонко чувствующие натуры, так почему тогда не всегда предчувствуем беду? После долгих размышлений писатель пришел к весьма оригинальному выводу.
Наши далекие предки, по его мнению, жили совершенно в других условиях — не чета нынешним. Чтобы выжить в суровой среде, им нужны были не только ловкость, смекалка, выносливость, но и сильно развитые органы чувств, в том числе интуиция. Со временем многое, приобретенное на заре человеческой цивилизации, отпало за ненадобностью. Лишились простые смертные и природного чутья.
Какой прок его иметь, если в нем пропала практическая необходимость? Что толку от того, когда, сидя в офисе, вы почувствуете, что вашу жену сбила машина, если вам все равно позвонят по телефону и сообщат об этом? Наша чувствительность давным-давно атрофировалась, как и многое другое. И лишь в самых экстремальных случаях, да и то не у всех, срабатывает «система подсознательной сигнализации». И тогда человек счастливо избегает, казалось бы, неминуемой гибели.
Так смотрит на проблему Стивен Кинг. Его трактовка подсознательного предчувствия катастроф как нельзя лучше объясняет случай массового «спасения» жителей селения Булунгу. Ведь многие поколения горцев живут в таких условиях, которые вогнали бы равнинного жителя в глубокий и длительный стресс. Такова уж природа гор — все время приходится держать ухо востро. Поэтому у большинства горцев сохранились элементы того самого психологического чутья, которого лишились люди, живущие в комфортных условиях равнин. А потому и смерти там избежали не 30 процентов селян, а почти все.
Увы, пока этой проблемой озаботились лишь единицы. Большинство же ученых мужей обходят ее стороной. А зря. Возможно, более детальное ее изучение помогло бы избежать печальной участи не одному человеку...