Вход / Регистрация
15.11.2024, 22:22
Умение читать чужие эмоции снижает преступные наклонности
Казалось бы, большинство людей без труда сумеют распознать на лице другого выражение страха – выпученные глаза и широко раскрытый рот. Но, оказывается, многие преступники, неоднократно совершавшие насильственные действия, плохо считывают чужие эмоции. И, как это часто бывает, корни неспособности понимать чужие чувства следует искать в раннем возрасте.
Чрезмерное проявление насилия в детстве нередко связывают с повышенным риском развития впоследствии депрессии, психопатических заболеваний и в будущем злоупотребления психотропными веществами. Кроме того, со временем детские драки и повышенная нетерпимость к другим людям могут перерасти в настоящие уголовные преступления. Поэтому во многих странах специалисты стараются вовремя распознать таких трудных подростков и направить их на прохождение специальных программ по подавлению склонности к насилию. Правда, эффективность таких методик до сих пор вызывает много споров.
Профессор Стефани Ван Гузен (Stephanie van Goozen) и её коллеги из Университета Кардиффа решили попробовать другой подход. Учёные взяли за основу психологическую теорию о том, что люди, постоянно причиняющие вред другим, просто не понимают, что их жертве это крайне неприятно.
Исследования показывают, что взрослые преступники-психопаты, так же как и дети с диагнозом "расстройство поведения", с трудом определяют выражение страха на лицах других людей.
Учёные из Кардиффа решили проверить, можно ли подавить преступные наклонности, обучая детей распознавать чужие эмоции. Команда обратилась к специальной компьютерной программе, с помощью которой пациенты с травмами головного мозга заново учатся понимать мимику в социальных отношениях.
Для участия в эксперименте были отобраны 50 подростков и молодых людей в возрасте от 12 до 18 лет, которые были осуждены за совершение преступлений. Половина группы прошла курс общей продолжительностью от семи до девяти часов, в ходе которого их обучали узнавать проявление страха, радости, печали и гнева в чертах лица.
"Постепенно мы учили людей обращать внимание на правильные сигналы в мимике, например, на глаза и рот, которые говорят вам, как люди себя чувствуют", — рассказывает Гузен в пресс-релизе.
Учёные подробно записали преступления, которые их подопечные совершили в прошлом до начала эксперимента, а по окончании курса на протяжении шести месяцев внимательно следили за новыми проявлениями криминальных наклонностей у подопечных. Как и ожидалось, все подростки после проведения исследования совершали противоправные действия реже, чем прежде, что может быть связано с повышенным вниманием к их персонам. Однако те, кто прошёл обучение, значительно реже попадались на преступлениях, связанных с насилием и физической агрессией, и, как правило, ограничивались кражами.
Конечно, одного эксперимента недостаточно для того, чтобы новый метод был широко принят для социальной реабилитации трудных подростков. Однако результаты, опубликованные в научном журнале PLoS One, представляют собой ценную базу для будущих исследований.
Важным преимуществом нового метода, подчёркивает Гузен, является низкая стоимость курса обучения. Ведь для этого требуется один специалист и обыкновенный ноутбук. В то же время работа с одним преступником в рамках современных программ коррекции часто обходится государствам гораздо дороже, чем содержание учителей и сотрудников правоохранительной системы.
В скором времени Гузен планирует опробовать новую программу на четырёхлетних детях, которые демонстрируют асоциальное поведение. Кроме того, обучение может быть эффективно и для взрослых людей, учитывая успехи реабилитационных курсов при черепно-мозговых травмах.
Чрезмерное проявление насилия в детстве нередко связывают с повышенным риском развития впоследствии депрессии, психопатических заболеваний и в будущем злоупотребления психотропными веществами. Кроме того, со временем детские драки и повышенная нетерпимость к другим людям могут перерасти в настоящие уголовные преступления. Поэтому во многих странах специалисты стараются вовремя распознать таких трудных подростков и направить их на прохождение специальных программ по подавлению склонности к насилию. Правда, эффективность таких методик до сих пор вызывает много споров.
Профессор Стефани Ван Гузен (Stephanie van Goozen) и её коллеги из Университета Кардиффа решили попробовать другой подход. Учёные взяли за основу психологическую теорию о том, что люди, постоянно причиняющие вред другим, просто не понимают, что их жертве это крайне неприятно.
Исследования показывают, что взрослые преступники-психопаты, так же как и дети с диагнозом "расстройство поведения", с трудом определяют выражение страха на лицах других людей.
Учёные из Кардиффа решили проверить, можно ли подавить преступные наклонности, обучая детей распознавать чужие эмоции. Команда обратилась к специальной компьютерной программе, с помощью которой пациенты с травмами головного мозга заново учатся понимать мимику в социальных отношениях.
Для участия в эксперименте были отобраны 50 подростков и молодых людей в возрасте от 12 до 18 лет, которые были осуждены за совершение преступлений. Половина группы прошла курс общей продолжительностью от семи до девяти часов, в ходе которого их обучали узнавать проявление страха, радости, печали и гнева в чертах лица.
"Постепенно мы учили людей обращать внимание на правильные сигналы в мимике, например, на глаза и рот, которые говорят вам, как люди себя чувствуют", — рассказывает Гузен в пресс-релизе.
Учёные подробно записали преступления, которые их подопечные совершили в прошлом до начала эксперимента, а по окончании курса на протяжении шести месяцев внимательно следили за новыми проявлениями криминальных наклонностей у подопечных. Как и ожидалось, все подростки после проведения исследования совершали противоправные действия реже, чем прежде, что может быть связано с повышенным вниманием к их персонам. Однако те, кто прошёл обучение, значительно реже попадались на преступлениях, связанных с насилием и физической агрессией, и, как правило, ограничивались кражами.
Конечно, одного эксперимента недостаточно для того, чтобы новый метод был широко принят для социальной реабилитации трудных подростков. Однако результаты, опубликованные в научном журнале PLoS One, представляют собой ценную базу для будущих исследований.
Важным преимуществом нового метода, подчёркивает Гузен, является низкая стоимость курса обучения. Ведь для этого требуется один специалист и обыкновенный ноутбук. В то же время работа с одним преступником в рамках современных программ коррекции часто обходится государствам гораздо дороже, чем содержание учителей и сотрудников правоохранительной системы.
В скором времени Гузен планирует опробовать новую программу на четырёхлетних детях, которые демонстрируют асоциальное поведение. Кроме того, обучение может быть эффективно и для взрослых людей, учитывая успехи реабилитационных курсов при черепно-мозговых травмах.
 
Источник: http://www.vesti.ru