Электромобили изменят мир
(Кстати, в объемном новом докладе Электроэнергетического научно-исследовательского института говорится, что замена автомобилей с двигателями внутреннего сгорания на электрические транспортные средства действительно даст колоссальные преимущества, как по снижению выбросов парниковых газов, так и по чистоте воздуха в городах.)
Но смотреть на электромобили и самоуправляемые автомобили просто как на замену машин с двигателями внутреннего сгорания равноценно тому, чтобы за деревьями не видеть леса. Огромный потенциал кроется не в том, чтобы заменить составные части сегодняшней транспортной системы, а в том, чтобы создать новые системы. Именно системные преимущества и выгоды труднее всего спрогнозировать, хотя они дают самые богатые возможности.
Как и в энергетике, в сфере транспорта мы вот-вот станем свидетелями столкновения неостановимой силы, какой являются новые технологии, и неподвижного объекта (существующая инфраструктура). Политический реализм и дефицит творческой фантазии, что зачастую одно и то же, мешают нам думать и говорить о том, какой мир мы можем создать, если этот недвижимый объект все же удастся двинуть.
Здесь я хотел бы совершить экскурс в утопию. Автономные (беспилотные) электромобили могут полностью преобразить городской ландшафт, а это, в свою очередь, может изменить характер отношений и взаимодействия людей. Все это воодушевляет. Так давайте же будем воодушевляться!
Традиционные автомобили чрезмерно сложны, самоуправляемые машины можно создать нужной конструкции и размера
В 2010 году я написал рецензию на книгу Reinventing the Automobile: Personal Urban Mobility for the 21st Centurу (Заново изобретая автомобиль: личная мобильность в городе 21-го века). Это очень и очень необычная, даже странная книга, которую написали инженеры. Но она раскрыла мне глаза на одно из ключевых преимуществ, которым обладают электромобили по сравнению с традиционными машинами с двигателями внутреннего сгорания. Вот что говорят авторы по этому поводу:
Традиционной автомашине (с двигателем внутреннего сгорания) нужны изощренные системы с емкостями, трубками, клапанами и насосами, чтобы распределять и подавать бензин, масло, воду, воздух и отводить выхлопные газы. Но работающий на аккумуляторах электрический автомобиль вместо всех этих сложных распределительных систем использует провода, соединяющие батареи и колеса.
Базовая система электромобиля проще, чем у двигателя внутреннего
сгорания, причем намного. Электромобилю нужны четыре составляющих:
1. Колесо или колеса, каждое с электромотором.
2. Некая платформа для размещения на ней батарей и пассажира (пассажиров).
3. Интерфейс пользователя.
4. Провода для соединения элементов из пп. 1-3.
И
все. Если думать таким образом, становится ясно, что электромобиль
может иметь почти неограниченное количество конструктивных параметров. У
него может быть одно или два колеса с гироскопом (например, сегвей),
три колеса, четыре колеса в форме ромба или классического
прямоугольника, шесть колес, выдвижные колеса. Это может быть
транспортное средство модульной конструкции, в котором можно добавлять
или убирать колеса. Оно может иметь обычное длинное и низкорасположенное
шасси, высокое шасси и прочие виды шасси любой формы и направленности,
какие только можно себе представить. В качестве пользовательского
интерфейса можно использовать сенсорный экран, джойстик, педали, рычаги —
или ничего, если это самоуправляемый автомобиль.
Электрические автомобили изначально эффективнее машин с двигателями внутреннего сгорания:
Электромобили
преобразуют около 59-62% электрической энергии из сети для приведения в
действие колес, в то время как обычные автомобили с двигателями
внутреннего сгорания преобразуют в этих целях всего 17-21% энергии,
содержащейся в бензине.
Но их эффективность заключается не
только в этом. Простота и гибкость электромобилей означает, что их можно
сделать нужного размера, сконструировав под широкий круг транспортных
задач.
Транспортная инфраструктура чрезмерно сложна, самоуправляемые машины можно создать нужной конструкции и размера
Автомашины
с двигателями внутреннего сгорания предназначены для использования с
максимальной нагрузкой — чтобы покрывать большие расстояния на высокой
скорости. Поскольку все автомобили с двигателями внутреннего сгорания
чрезмерно сложны, они также большие и тяжелые. Следовательно, их надо
укреплять, защищая от столкновений с другими большими, тяжелыми и
скоростными транспортными средствами. Из-за всей этой брони они
становятся еще больше и тяжелее. И так далее.
По сути дела, мы
ездим в полувоенных автомашинах, способных 500 километров проехать со
скоростью 160 километров в час. Но большую часть времени мы ездим на
работу и по магазинам, делая это медленно, в потоке транспорта. Но и это
не все: около 95% времени мы вообще никуда не ездим, и наши автомобили и
грузовики без дела стоят на парковке.
Подобно машинам с
двигателями внутреннего сгорания, состоящая из дорог и парковок
городская транспортная система тоже предназначена для использования с
максимальной нагрузкой. Парковки создаются на максимальное число
автомашин, и в некоторых городах они занимают до трети площади. А это
значит, что большую часть времени данные пространства пустуют.
Самоуправляемые
автомобили предлагают нам разные варианты. А поскольку мы сейчас на
экскурсии по утопии, давайте не будем думать о том, как можно
перенацелить и по-новому использовать имеющуюся городскую
инфраструктуру. Давайте вместо этого представим, что городскую
инфраструктуру можно создать с нуля, положив в основу самоуправляемые
электромобили.
Знаковое направление современной технологии это
замена машин, инфраструктуры и сырья интеллектом, то есть вычислительной
мощью, которая неумолимо снижает издержки. Если автомашины станут
умнее, мы сможем соответствующим образом сократить количество машин,
объемы инфраструктуры и сырья.
Начнем с того, что самоуправляемые
электромобили кардинально сократят (а со временем сведут к нулю)
количество ДТП. Если электромобили будут ездить рядом с другими
низкоскоростными электромобилями, велосипедистами и пешеходами, их не
надо будет особо укреплять, защищая от столкновений. Следовательно,
самоуправляемые электромобили можно будет делать намного меньше, легче,
увеличивая за счет этого дальность езды и сокращая потребность в
парковках. Они также будут меньше воздействовать на дорожное покрытие,
да и негативное воздействие на окружающую среду в ходе производства
таких машин тоже существенно уменьшится.
Задумаемся над тем, как
самоуправляемые электромобили смогут преобразить транспорт, превратив
его в услугу. Представьте себе большой парк таких машин общего
пользования, разных размеров и предназначений, которые можно вызывать
через приложение в смартфоне. Осмелюсь назвать это Uber, но для
самоуправляемых автомашин. (Это никакой не футуризм; компания Tesla уже
размышляет над этой идеей.) Если человек сможет в считанные минуты
вызвать транспортное средство нужного размера, то у него отпадет
потребность в личном автомобиле, который все равно простаивает 95%
времени.
Неиспользуемые самоуправляемые электромобили будут
самостоятельно направляться на специально отведенные для них парковки и в
гаражи, где их можно будет ставить намного плотнее, чем обычные
автомобили, а затем подключать к сети. Таким образом, они смогут
выполнять функцию распределенного накопителя энергии. Потребность в
других парковках, особенно на улице, исчезнет. Не будет и раздраженных
водителей, наматывающих круги в поисках места, чтобы припарковаться.
Маленькие
и легкие самоуправляемые электромобили существенно расширят возможности
по совместному использованию городского пространства. В 2010 году
модный архитектор Бьярке Ингельс (Bjarke Ingels) получил премию Audi под
названием «Городское будущее» за свою концепцию города без водителей.
Вот выдержка из резюме:
Мы представляем, как в городских центрах, которые в настоящее
время препятствуют автомобильному движению налогами и сборами, чтобы
разгрузить дороги, исчезнут не автомашины, а водители. Беспилотные
автомобили будут сочетать в себе индивидуальную мобильность за пределами
городской черты и коллективную мобильность внутри городов, поскольку
самоуправляемые машины станут перемещаться согласованно с перемещениями
людей, и будут занимать в четыре раза меньше пространства, чем требуется
автомашинам с водителями. А поскольку новое поколение автомобилей будет
бесшумным и чистым, они положат конец апартеиду, который сегодня
отделяет машины от пешеходов и от велосипедистов по степени комфорта,
здоровья и безопасности. В результате возникнет эластичное городское
пространство, способное расширяться и сокращаться в зависимости от
пикового времени, позволяющее паркам и площадям вторгаться в полосы
дорожного движения в соответствии с требованиями и пожеланиями граждан.
Представьте себе город будущего через 25 лет, где вертикальные фасады
останутся без изменений, а вот дорожное покрытие и мостовые будут
трансформированы в программируемые поверхности, превращающие
фиксированные элементы проезжей части, тротуара или сквера в цифровое
уличное пространство, которое полностью преобразит знакомый нам город.
По
сути дела, город будет менять конфигурацию в режиме реального времени в
соответствии с меняющимися закономерностями и потребностями
землепользования. Это как голландская концепция woonerf, или жилой зоны,
которой совместно пользуются пешеходы, велосипедисты и автомобилисты,
едущие на малой скорости. В ней нет дорожных знаков и разделительных
полос — улица просто возвращается в свое многовековое прошлое.
Кроме того, это будет выглядеть реально круто.
Ну,
здесь пока слишком много фантастики; однако технологии, делающие города
умными, развиваются с головокружительной скоростью. С сегодняшними
технологиями или, по крайней мере, с технологиями недалекого будущего
городская инфраструктура будет насыщена датчиками и средствами связи,
позволяющими каждому самоуправляемому электромобилю точно знать, где
потребность в нем велика, где накапливаются пробки, и где пролегают
самые быстрые маршруты. Наверное, есть вещи, которые люди делают лучше
компьютеров, но дорожное движение к ним не относится.
В этом
новом мире наверняка будет чище воздух. Нам непрестанно напоминают (и с
этим нельзя не согласиться), что электромобили чисты в той же степени,
что и хранящееся в их аккумуляторах электричество. Но американская
электрическая сеть становится чище, и этот процесс наверняка будет
продолжаться. (Надо сказать, что электрификация автомобильного парка
позволить получать больше энергии из возобновляемых источников, причем
получать ее быстрее. Она также позволит забирать излишки солнечной и
ветровой энергии).
До транспортной утопии еще очень далеко, и на то есть следующие убивающие мечты причины.
Если что-то и может сокрушить утопические мечты, то это следующие моменты, вызывающие обеспокоенность:
1) Зависимость от предшествующего развития и риск дальнейшего разрастания
Китайцы
строят свои футуристические города с нуля, однако в развитом мире мы
уже не можем себе позволить такую роскошь. У нас уже создана в больших
объемах инфраструктура, и она предназначена для автомобилей, особенно в
США. Там, где строится инфраструктура, есть невосполнимые издержки и
особые интересы. Таким образом, возникает колоссальная зависимость от
предшествующего развития, и эта зависимость будет определяющей для
будущей застройки.
Этим объясняется то, почему многие урбанисты с
подозрением и даже с враждебностью относятся к самоуправляемым
автомашинам. Их беспокоит то, что устранение некоторых насущных проблем,
связанных с транспортом — аварии, пробки, загрязнение — лишит людей
политической воли, необходимой для решения более фундаментальной
проблемы. Проблема эта заключается в том, что система, полагающаяся в
основном на индивидуальный транспорт, мешает создавать ту городскую
плотность, которая желательна по экологическим и прочим причинам.
Они
указывают и на более прозаические аспекты, говоря о повышении спроса на
индивидуальный транспорт и отмечая, что он станет общедоступным, в том
числе, для детей моложе 16 лет и для пожилых людей с ослабевшими
рефлексами и плохим зрением, которые сейчас не могут водить автомашины.
Далее, ездить станет легче и приятнее, и в силу этого жилые кварталы
будут разрастаться еще шире.
Дэвид Эдмондсон (David Edmondson), анализируя эту проблему,
указывает на то, что самоуправляемые электромобили не только преобразят
предместья, но и придадут им новые возможности. Не будет парковок,
заправок, магистралей с восьмиполосным движением, выходящих на тротуары
витрин... все это не будет расползаться во все стороны, потому что
«транспортное облако станет функционировать в большей степени как
трамваи из прежних дней, нежели как личные автомобили сегодня».
У
меня есть обоснованное предположение, что самоуправляемые электромобили
сделают тесные городские центры более привлекательными, превратив
транспорт в услугу, радикально снизив уровень шума, очистив воздух,
повысив эстетическую функцию улиц и открыв новые уличные пейзажи в
городах для совместного использования. Но пока слишком рано говорить об
этом конкретно.
2) Большой брат
В дискуссии об умных городах доминируют технофилы и крупные
корпорации, а это значит, что важные вопросы неприкосновенности частной
жизни не получают должного внимания. Но слово «умный» подразумевает
информацию, а наполненный датчиками и устройствами слежения город будет
аккумулировать огромное количество информации о каждом живущем в нем
гражданине. Кто будет владеть этой информацией? Кто будет иметь к ней
доступ? Насколько основные виды обслуживания, такие как транспорт,
зависят от отказа от конфиденциальности и передачи личных данных? Как
все эти данные будут защищены от многочисленных угроз в сфере
кибербезопасности, с которыми столкнутся умные города?
Сосредоточившись
на самоуправляемых электромобилях, мы сталкиваемся с тем простым
фактом, что люди откажутся от принятия всех тех ежесекундных
микро-решений, с которыми связано вождение автомобиля. Во многих случаях
в таких решениях присутствует этическое измерение. Как их будут
принимать самоуправляемые электромобили? Какие будут задействовать
программы и алгоритмы? Кто будет расставлять приоритеты?
Подобно
интернету, объединенная транспортная сеть будущего создает всякого рода
утопические возможности, но ее также могут взять под свой контроль
корпорации и пронырливые государственные типы из служб слежки и
наблюдения, которые, как показывает опыт истории, имеют обыкновение
уничтожать утопию.
Комментарии 1
0
Shaman
30.09.2015 05:55
[Материал]
Что-то автор совсем увлекся, мечтая, для того чтобы эффективно использовать электромобили и они бы заменили собой машины с внутренним сгоранием ,нужно всего лишь навсего создать емкость способную вмещать огромное кол-во энергии причем почти бесплатной, нет этого ,все, мечта разбилась о суровую реальность, потом нужны станции по обслуживанию таких машин и их заправке, и сколько времени уйдет на заправку если поставить огромные акб, об этом никто не говорит ,а мечтают , хреновы мечтатели.
|