Вход / Регистрация
17.11.2024, 22:16
Тайна "Ангельских книг"
Келлская книга — богато иллюстрированная рукописная книга, созданная ирландскими монахами в 800 году. Это одна из самых щедро украшенных изящными миниатюрами и орнаментами средневековых рукописей среди всех дошедших до нас.
Книга содержит четыре Евангелия на латинском языке, вступление и толкования, украшенные огромным количеством цветных узоров и миниатюр. В настоящее время книга хранится в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине, Ирландия.
Согласно основной версии её происхождения, книга была создана в скриптории монастыря св. Колумбы на острове Айона в конце VIII — начале IX века. После того, как монастырь был разгромлен норманнами, книга была перевезена бежавшими монахами в Ирландию, в Келлское аббатство, откуда книга и получила своё имя.
Текст сопровождается невероятно сложными по технике создания рисунками в полную страницу, а также в самом тексте часто встречаются небольшие художественные украшения. В книге используется широкая палитра цветов, наиболее часто встречаются пурпурный, сиреневый, красный, розовый, зелёный, жёлтый.
Все украшения в книге выполнены с высочайшим мастерством. От сложности их дизайна зачастую захватывает дыхание. В одном узоре, который занимает квадратный дюйм страницы, можно насчитать 158 сложных пересечений белой ленточки с тёмным бордюром. Некоторые узоры можно различить только с помощью лупы, хотя во время создания этой книги их ещё не существовало. Узоры и орнаменты, которые можно увидеть в этой книге, имеют много параллелей с ювелирными украшениями и резьбой по камню, оставшимися с того периода. Дизайн этих узоров зачастую используется и в сегодняшних ювелирных украшениях и татуировках.
Средневековые иллюминированные Евангелия, написанные кельтами, отличает столь филигранная техника исполнения, что в чуть более позднее время про эти манускрипты говорили: «Это работа не человека, но ангелов». Разгадку тайны мастерства древних монахов нашёл профессор Джон Сисне (John Cisne) из университета Корнелла (Cornell University).
Он изучил несколько таких наиболее выдающихся рукописей, созданных между 670 и 800 годами нашей эры. Эти шедевры отличает присутствие некоторого количества «ковёрных» страниц — занятых узорами полностью, а также большое число иллюстраций в тексте.
В частности, Сисне проанализировал знаменитую Келлскую книгу (Book of Kells), созданную ирландскими монахами примерно в 800 году, — одну из самых богато украшенных иллюстрациями рукописей за весь период с конца VI по начало IX столетий, настоящую вершину мастерства в прорисовке миниатюр и орнаментов. Также профессор использовал в своём исследовании Книгу из Дарроу (Book of Durrow), столь же яркий манускрипт, появившийся в VII веке.
Многие элементы изображений на их страницах выполнены с разрешением до 30 линий на сантиметр, а в одном квадратном дюйме иной иллюстрации порой можно насчитать свыше полутора сотен сложных пересечений «ленточек» разных цветов. Высокая точность орнаментов и толщина деталей менее одного миллиметра — одна из черт, заставивших современных учёных восхищаться фолиантами и ломать голову над техникой их изготовления.
Профессор (основная сфера деятельности которого — палеонтология) обратил внимание на то, что во многих иллюстрациях встречаются регулярно повторяющиеся узоры и вообще — мелкие элементы, словно срисованные с шаблона. Кроме того, выяснилось, что наиболее сложные орнаменты, присутствующие на странице сразу в нескольких местах, разделяет расстояние, соответствующее среднему расстоянию между зрачками человека. Это навело исследователя на мысль, что в филигранном исполнении рисунков ключевую роль сыграло зрение создателей книг, точнее — особая техника взгляда и… стереоэффект.
Сисне выдвинул такое объяснение секрета рисунков. Монахи, вероятно, создали ряд филигранных шаблонов для определённых «стандартных» элементов рисунка. Их они располагали рядом с новым листом и разводили взгляд так, чтобы каждый глаз видел только шаблон или воспроизводимый кусок узора. Благодаря стереоэффекту создавалась иллюзия объёмного изображения, в котором любая ошибка в вычерчивании линии (сдвиг вбок) приводила к возникновению разницы по кажущейся высоте в данной части рисунка.
Причём способность нашего мозга трактовать сдвиг в двух картинках как глубину позволяла словно бы увеличивать любые шероховатости в рисунке до 30 раз, высчитал британский учёный. Сводя к минимуму кажущиеся подъёмы и провалы в объёмных линиях, древние мастера вполне могли уложиться в субмиллиметровый диапазон точности воспроизводства шаблона. И всё, что для этого требовалось, — твёрдая рука и некоторая тренировка в необычном использовании глаз.
Этот метод учёный назвал «свободное стереосравнение» (free-fusion stereocomparison). Именно он, считает профессор, и позволял кельтским монахам создавать столь филигранно повторяющиеся орнаменты задолго до изобретения линз и микроскопов. «Большинство людей не понимают, насколько точный инструмент наши глаза, и не задумываются, что их можно использовать несколько иным, нежели очевидным способом», — добавил Сисне.
А то, что секрет рисования столь изящных и точных орнаментов был тщательно похоронен, Джон объясняет логично: это часть пропагандисткой войны Кельтской церкви против Римской. Сложившаяся репутация таких книг, как написанных ангелами, вполне могла способствовать привлечению последователей.
Книга содержит четыре Евангелия на латинском языке, вступление и толкования, украшенные огромным количеством цветных узоров и миниатюр. В настоящее время книга хранится в библиотеке Тринити-колледжа в Дублине, Ирландия.
Согласно основной версии её происхождения, книга была создана в скриптории монастыря св. Колумбы на острове Айона в конце VIII — начале IX века. После того, как монастырь был разгромлен норманнами, книга была перевезена бежавшими монахами в Ирландию, в Келлское аббатство, откуда книга и получила своё имя.
Текст сопровождается невероятно сложными по технике создания рисунками в полную страницу, а также в самом тексте часто встречаются небольшие художественные украшения. В книге используется широкая палитра цветов, наиболее часто встречаются пурпурный, сиреневый, красный, розовый, зелёный, жёлтый.
Все украшения в книге выполнены с высочайшим мастерством. От сложности их дизайна зачастую захватывает дыхание. В одном узоре, который занимает квадратный дюйм страницы, можно насчитать 158 сложных пересечений белой ленточки с тёмным бордюром. Некоторые узоры можно различить только с помощью лупы, хотя во время создания этой книги их ещё не существовало. Узоры и орнаменты, которые можно увидеть в этой книге, имеют много параллелей с ювелирными украшениями и резьбой по камню, оставшимися с того периода. Дизайн этих узоров зачастую используется и в сегодняшних ювелирных украшениях и татуировках.
Средневековые иллюминированные Евангелия, написанные кельтами, отличает столь филигранная техника исполнения, что в чуть более позднее время про эти манускрипты говорили: «Это работа не человека, но ангелов». Разгадку тайны мастерства древних монахов нашёл профессор Джон Сисне (John Cisne) из университета Корнелла (Cornell University).
Он изучил несколько таких наиболее выдающихся рукописей, созданных между 670 и 800 годами нашей эры. Эти шедевры отличает присутствие некоторого количества «ковёрных» страниц — занятых узорами полностью, а также большое число иллюстраций в тексте.
В частности, Сисне проанализировал знаменитую Келлскую книгу (Book of Kells), созданную ирландскими монахами примерно в 800 году, — одну из самых богато украшенных иллюстрациями рукописей за весь период с конца VI по начало IX столетий, настоящую вершину мастерства в прорисовке миниатюр и орнаментов. Также профессор использовал в своём исследовании Книгу из Дарроу (Book of Durrow), столь же яркий манускрипт, появившийся в VII веке.
Многие элементы изображений на их страницах выполнены с разрешением до 30 линий на сантиметр, а в одном квадратном дюйме иной иллюстрации порой можно насчитать свыше полутора сотен сложных пересечений «ленточек» разных цветов. Высокая точность орнаментов и толщина деталей менее одного миллиметра — одна из черт, заставивших современных учёных восхищаться фолиантами и ломать голову над техникой их изготовления.
Профессор (основная сфера деятельности которого — палеонтология) обратил внимание на то, что во многих иллюстрациях встречаются регулярно повторяющиеся узоры и вообще — мелкие элементы, словно срисованные с шаблона. Кроме того, выяснилось, что наиболее сложные орнаменты, присутствующие на странице сразу в нескольких местах, разделяет расстояние, соответствующее среднему расстоянию между зрачками человека. Это навело исследователя на мысль, что в филигранном исполнении рисунков ключевую роль сыграло зрение создателей книг, точнее — особая техника взгляда и… стереоэффект.
Сисне выдвинул такое объяснение секрета рисунков. Монахи, вероятно, создали ряд филигранных шаблонов для определённых «стандартных» элементов рисунка. Их они располагали рядом с новым листом и разводили взгляд так, чтобы каждый глаз видел только шаблон или воспроизводимый кусок узора. Благодаря стереоэффекту создавалась иллюзия объёмного изображения, в котором любая ошибка в вычерчивании линии (сдвиг вбок) приводила к возникновению разницы по кажущейся высоте в данной части рисунка.
Причём способность нашего мозга трактовать сдвиг в двух картинках как глубину позволяла словно бы увеличивать любые шероховатости в рисунке до 30 раз, высчитал британский учёный. Сводя к минимуму кажущиеся подъёмы и провалы в объёмных линиях, древние мастера вполне могли уложиться в субмиллиметровый диапазон точности воспроизводства шаблона. И всё, что для этого требовалось, — твёрдая рука и некоторая тренировка в необычном использовании глаз.
Этот метод учёный назвал «свободное стереосравнение» (free-fusion stereocomparison). Именно он, считает профессор, и позволял кельтским монахам создавать столь филигранно повторяющиеся орнаменты задолго до изобретения линз и микроскопов. «Большинство людей не понимают, насколько точный инструмент наши глаза, и не задумываются, что их можно использовать несколько иным, нежели очевидным способом», — добавил Сисне.
А то, что секрет рисования столь изящных и точных орнаментов был тщательно похоронен, Джон объясняет логично: это часть пропагандисткой войны Кельтской церкви против Римской. Сложившаяся репутация таких книг, как написанных ангелами, вполне могла способствовать привлечению последователей.
 
Источник: https://earth-chronicles.ru