Вход / Регистрация
19.12.2024, 11:45
Плюсы и минусы научного прогресса
Ещё в прошлом веке научные изыскания сводились в основном к тому, как улучшить материальную сторону жизни человека – обеспечить его достаточным количеством провизии и необходимых благ цивилизации. Но уже сейчас научный прогресс принял несколько другие формы, и если какая-то доля научных открытий и посвящена решению глобальных проблем планеты в целом, то большая часть новых технологий призвана обеспечить людям не хлеб насущный, а удобства, и даже излишества.
Однако вместе с этими самыми удобствами у человека развивается потребительское отношение к жизни, и отпадает желание напрягаться и думать. А зачем? Зачем складывать «два и два» в уме, когда посчитать можно на калькуляторе, который у каждого в телефоне. Зачем идти пешком триста метров, если есть автобус, а чтобы не отрываться от любимой игры на компьютере еду можно заказать прямо на дом – и делать ничего не нужно.
Согласно исследованиям, недавно проведенным специалистами из Европы, было установлено, что ещё 100-200 лет назад человек был сообразительнее, чем сейчас. В основу эксперимента лег метод ментальной хронометрии. Благодаря тому, что подобные исследования проводились в Европе ещё с 1884года, у учёных была возможность сопоставить старые и новые результаты. Суть эксперимента крайне проста: человек должен был как можно скорее отреагировать на зажигание лампочки, и нажать особую кнопку. Чем скорее реакция – тем выше способность к обработке информации.
Оказалось, что по сравнению со старыми данными, уровень быстроты реакции (в данном случае его соразмеряли с IQ), снижался каждые 10 лет на 1,23 балла. И к сегодняшнему моменту эта «умственная» разница между предыдущим и современным поколениями составляет 14 баллов – результат неутешительный. Исследования IQ разных поколений проводились неоднократно. Например, норвежским исследователем Йоном Мартином Сундетом и его коллегой из Дании Томасом Тисдейлом были проведены независимые исследования относительно интеллекта современных молодых людей. Вывод получился одинаковый: примерно с 1990г развитие человечества «застопорилось», и на сегодняшний день интеллектуальный уровень человека упал в среднем на 25%.
Джеральд Крэбтри, генетик из Стэнфордского университета убежден, что в результате падения конкуренции между людьми за необходимые условия выживания, началось накопление генетических мутаций, которые приводят к «отуплению» уже ненужных человеку способностей. И если раньше неправильное решение стоило бы древнему охотнику жизни, сейчас опальному работнику максимум грозит увольнение. Следовательно, «изобретать велосипед » просто незачем. Я уверен, что если бы среднестатистический житель Афин из 1000 года до н. э. внезапно очутился среди нас, он стал бы одним из самых ярких представителей современного общества - с острым умом, отличной памятью, огромным количеством идей”, - говорит Крэбтри.
Тем не менее, об этом ли думали учёные, которые годами по крупицам собирали знания, чтобы свести их в единую гениальную теорию? И всегда ли прогресс науки приносил безмятежное будущее потомкам? Обратимся к недавней истории.
Начало ХХ века. Новоиспеченный профессор Берлинского университета Макс Планк выдвинул теорию квантового распространения энергии. Как следствие – Альберт Энштейн выдвинул на основе предположений Планка квантовую теорию фотоэффекта, а другой перспективный учёный, Нильс Бор, предложил принципиально новую модель атома - с электронами, кружащими вокруг ядер. По сути дела именно Планку мы обязаны последующими прорывами в атомной энергетике, генной инженерии и электронике.
В 1923 году французом де Бройлем была выдвинута гипотеза корпускулярно-волнового дуализма частиц. То есть что электроны могут распространяться двумя способами – и как обычные «чатсицы» и как волны. Уже к 1926 году физиком из Австрии Шредингером было дано материальное описание волн де Бройля. Квантовая механика начала развиваться быстрыми скачками. В результате появились первые сверхпроводники, лазеры, транзисторы, компьютеры, мобильные телефоны. Обратная сторона этих технологий появление лазерного оружия огромной мощности, игорный компьютерный бизнес ежегодно затягивает в психологическую зависимость тысячи людей, а без мобильного телефона многие себя уже не представляют – хотя двадцать лет тому люди прекрасно обходились и без него.
1920г. Эрнест Резенфорд выдвигают необычную теорию о наличии в атомном ядре неких нейтральных частиц, которым он дал название нейтронов. К этой теории члены Британской ассоциации по содействию развития наук отнеслись скептически. Но спустя 12 лет, в 1932 году супруги Жолио-Кюри сделали шаг к открытию искусственной радиоактивности. Результат: применение радиоизотопов в научной сфере, развитие атомной энергетики, атомная война в Хиросиме и Нагасаки.
1978г. Родился первый ребенок из пробирки – девочка Луиза. К 2007 г при помощи ЭКО уже более чем у миллиона людей, ранее не имевших шансы стать родителями, появились младенцы. Обратная сторона медали: при опытах используются стволовые клетки эмбрионов, что вызывает сомнения в гуманности подобных экспериментов. К тому же при искусственном оплодотворении в матку женщины подсаживают несколько эмбрионов, и при успешном прикреплении, если женщина не желает рожать двух и более детей, «ненужных» эмбрионов удаляют.
Многолетними усилиями английских учёных в 1996 году появилась на свет знаменитая на весь мир первая овечка клон-Долли. На данный момент методом клонирования уже можно получить клонов от клонов. Правда, эксперименты с человеческими эмбрионами запрещены, но кто может поручиться, что такие опыты не проводятся в секретных лабораториях?
Наука сама по себе не несет ни злого, ни доброго – чему она будет служить, решают уже люди. Однако, как ни парадоксально, известнейшая научная премия мира, Нобелевская, основана человеком, которого вполне можно назвать «злым гением». Как известно, Альфред Нобель изобрел динамит. Единственное «мирное» применение этого вещества – на рудниках и шахтах, где с его помощью удаляют ненужные слои пород. Изобретение Нобеля положило начало массовому производству смертельных взрывоопасных веществ.
Ну, а огромное состояние, которое заработал Альфред на динамите, несмотря на протесты законных наследников, было завещано будущим гениям науки. Жаль, что премия присуждалась не только альтруистично настроенным ученым. Например, лауреатом Нобелевской премии являлся Фриц Габер, химик, создавший азотные удобрения, а заодно и химическое оружие( жил в период Первой мировой войны). Его собственная жена в 1915г. застрелилась в знак протеста перед его экспериментами с ядовитыми газами. Но Габер, считавший что: «В мирное время ученый принадлежит миру, но во время войны он принадлежит своей стране», в тот же день отправился на фронт наблюдать за испытаниями ядохимикатов над русскими солдатами.
Конечно, великим изобретателям зачастую ставили палки в колеса. Кто знает, до чего бы дошли сейчас русские генетики, если бы по приказу Сталина одного из талантливейших учёных-генетиков, Николая Вавилова, не погубили бы в тюрьме как распространителя вредной науки? Догадывалось ли руководство СССР о том, к каким результатам это может привести, или же это делалось из недомыслия и зависти? Мало кому известно, что и при Николае II была создана особая комиссия, которая была призвана осаждать не в меру ретивых деятелей науки.
И именно благодаря этому российская армия была технически отсталой, так как император не одобрял «негуманные» виды оружия, например такие, как пулемет. Кстати, сам изобретатель пулемета, Ричард Гатлинг, конструируя его, руководствовался исключительно благими целями: он полагал, что один человек с пулеметом заменит десятки бойцов с ружьями, и количество человеческих потерь уменьшится. Идея пулемета была взята Гатлингом от проекта им же изобретенной… сеялки. А вот выписка из журнала Scientific American, в котором был опубликован некролог после смерти Гатлинга: «Этот человек не имел себе равных по доброте и сердечности. Ему казалось, что если война сделается еще более ужасной, то народы потеряют наконец охоту прибегать к оружию».
В настоящее время применение новых технологий материалов зачастую обладает «темными сторонами», о которых компании – производители предпочитают умалчивать. К примеру, тот же 25 кадр широко применяется в рекламных роликах с целью программирования, незаменимый и такой удобный на кухне тефлон при сильном нагревании выделяет токсичные газы, ну а о пагубном воздействии мобильных телефонов вообще написано море статей.
Подводя итог можно сказать, что научный прогресс всегда имеет и светлую и темную стороны. А вот какую из них предпочтут люди – решать только им.
Однако вместе с этими самыми удобствами у человека развивается потребительское отношение к жизни, и отпадает желание напрягаться и думать. А зачем? Зачем складывать «два и два» в уме, когда посчитать можно на калькуляторе, который у каждого в телефоне. Зачем идти пешком триста метров, если есть автобус, а чтобы не отрываться от любимой игры на компьютере еду можно заказать прямо на дом – и делать ничего не нужно.
Согласно исследованиям, недавно проведенным специалистами из Европы, было установлено, что ещё 100-200 лет назад человек был сообразительнее, чем сейчас. В основу эксперимента лег метод ментальной хронометрии. Благодаря тому, что подобные исследования проводились в Европе ещё с 1884года, у учёных была возможность сопоставить старые и новые результаты. Суть эксперимента крайне проста: человек должен был как можно скорее отреагировать на зажигание лампочки, и нажать особую кнопку. Чем скорее реакция – тем выше способность к обработке информации.
Оказалось, что по сравнению со старыми данными, уровень быстроты реакции (в данном случае его соразмеряли с IQ), снижался каждые 10 лет на 1,23 балла. И к сегодняшнему моменту эта «умственная» разница между предыдущим и современным поколениями составляет 14 баллов – результат неутешительный. Исследования IQ разных поколений проводились неоднократно. Например, норвежским исследователем Йоном Мартином Сундетом и его коллегой из Дании Томасом Тисдейлом были проведены независимые исследования относительно интеллекта современных молодых людей. Вывод получился одинаковый: примерно с 1990г развитие человечества «застопорилось», и на сегодняшний день интеллектуальный уровень человека упал в среднем на 25%.
Джеральд Крэбтри, генетик из Стэнфордского университета убежден, что в результате падения конкуренции между людьми за необходимые условия выживания, началось накопление генетических мутаций, которые приводят к «отуплению» уже ненужных человеку способностей. И если раньше неправильное решение стоило бы древнему охотнику жизни, сейчас опальному работнику максимум грозит увольнение. Следовательно, «изобретать велосипед » просто незачем. Я уверен, что если бы среднестатистический житель Афин из 1000 года до н. э. внезапно очутился среди нас, он стал бы одним из самых ярких представителей современного общества - с острым умом, отличной памятью, огромным количеством идей”, - говорит Крэбтри.
Тем не менее, об этом ли думали учёные, которые годами по крупицам собирали знания, чтобы свести их в единую гениальную теорию? И всегда ли прогресс науки приносил безмятежное будущее потомкам? Обратимся к недавней истории.
Начало ХХ века. Новоиспеченный профессор Берлинского университета Макс Планк выдвинул теорию квантового распространения энергии. Как следствие – Альберт Энштейн выдвинул на основе предположений Планка квантовую теорию фотоэффекта, а другой перспективный учёный, Нильс Бор, предложил принципиально новую модель атома - с электронами, кружащими вокруг ядер. По сути дела именно Планку мы обязаны последующими прорывами в атомной энергетике, генной инженерии и электронике.
В 1923 году французом де Бройлем была выдвинута гипотеза корпускулярно-волнового дуализма частиц. То есть что электроны могут распространяться двумя способами – и как обычные «чатсицы» и как волны. Уже к 1926 году физиком из Австрии Шредингером было дано материальное описание волн де Бройля. Квантовая механика начала развиваться быстрыми скачками. В результате появились первые сверхпроводники, лазеры, транзисторы, компьютеры, мобильные телефоны. Обратная сторона этих технологий появление лазерного оружия огромной мощности, игорный компьютерный бизнес ежегодно затягивает в психологическую зависимость тысячи людей, а без мобильного телефона многие себя уже не представляют – хотя двадцать лет тому люди прекрасно обходились и без него.
1920г. Эрнест Резенфорд выдвигают необычную теорию о наличии в атомном ядре неких нейтральных частиц, которым он дал название нейтронов. К этой теории члены Британской ассоциации по содействию развития наук отнеслись скептически. Но спустя 12 лет, в 1932 году супруги Жолио-Кюри сделали шаг к открытию искусственной радиоактивности. Результат: применение радиоизотопов в научной сфере, развитие атомной энергетики, атомная война в Хиросиме и Нагасаки.
1978г. Родился первый ребенок из пробирки – девочка Луиза. К 2007 г при помощи ЭКО уже более чем у миллиона людей, ранее не имевших шансы стать родителями, появились младенцы. Обратная сторона медали: при опытах используются стволовые клетки эмбрионов, что вызывает сомнения в гуманности подобных экспериментов. К тому же при искусственном оплодотворении в матку женщины подсаживают несколько эмбрионов, и при успешном прикреплении, если женщина не желает рожать двух и более детей, «ненужных» эмбрионов удаляют.
Многолетними усилиями английских учёных в 1996 году появилась на свет знаменитая на весь мир первая овечка клон-Долли. На данный момент методом клонирования уже можно получить клонов от клонов. Правда, эксперименты с человеческими эмбрионами запрещены, но кто может поручиться, что такие опыты не проводятся в секретных лабораториях?
Наука сама по себе не несет ни злого, ни доброго – чему она будет служить, решают уже люди. Однако, как ни парадоксально, известнейшая научная премия мира, Нобелевская, основана человеком, которого вполне можно назвать «злым гением». Как известно, Альфред Нобель изобрел динамит. Единственное «мирное» применение этого вещества – на рудниках и шахтах, где с его помощью удаляют ненужные слои пород. Изобретение Нобеля положило начало массовому производству смертельных взрывоопасных веществ.
Ну, а огромное состояние, которое заработал Альфред на динамите, несмотря на протесты законных наследников, было завещано будущим гениям науки. Жаль, что премия присуждалась не только альтруистично настроенным ученым. Например, лауреатом Нобелевской премии являлся Фриц Габер, химик, создавший азотные удобрения, а заодно и химическое оружие( жил в период Первой мировой войны). Его собственная жена в 1915г. застрелилась в знак протеста перед его экспериментами с ядовитыми газами. Но Габер, считавший что: «В мирное время ученый принадлежит миру, но во время войны он принадлежит своей стране», в тот же день отправился на фронт наблюдать за испытаниями ядохимикатов над русскими солдатами.
Конечно, великим изобретателям зачастую ставили палки в колеса. Кто знает, до чего бы дошли сейчас русские генетики, если бы по приказу Сталина одного из талантливейших учёных-генетиков, Николая Вавилова, не погубили бы в тюрьме как распространителя вредной науки? Догадывалось ли руководство СССР о том, к каким результатам это может привести, или же это делалось из недомыслия и зависти? Мало кому известно, что и при Николае II была создана особая комиссия, которая была призвана осаждать не в меру ретивых деятелей науки.
И именно благодаря этому российская армия была технически отсталой, так как император не одобрял «негуманные» виды оружия, например такие, как пулемет. Кстати, сам изобретатель пулемета, Ричард Гатлинг, конструируя его, руководствовался исключительно благими целями: он полагал, что один человек с пулеметом заменит десятки бойцов с ружьями, и количество человеческих потерь уменьшится. Идея пулемета была взята Гатлингом от проекта им же изобретенной… сеялки. А вот выписка из журнала Scientific American, в котором был опубликован некролог после смерти Гатлинга: «Этот человек не имел себе равных по доброте и сердечности. Ему казалось, что если война сделается еще более ужасной, то народы потеряют наконец охоту прибегать к оружию».
В настоящее время применение новых технологий материалов зачастую обладает «темными сторонами», о которых компании – производители предпочитают умалчивать. К примеру, тот же 25 кадр широко применяется в рекламных роликах с целью программирования, незаменимый и такой удобный на кухне тефлон при сильном нагревании выделяет токсичные газы, ну а о пагубном воздействии мобильных телефонов вообще написано море статей.
Подводя итог можно сказать, что научный прогресс всегда имеет и светлую и темную стороны. А вот какую из них предпочтут люди – решать только им.
 
Источник: https://earth-chronicles.ru
Комментарии 1
-1
V@sh
09.03.2018 11:07
[Материал]
Перепутали фундаментальную науку с технологической.
Технологии никак не зависят от эйнштейнов и изобретателей котов шредингера. Они - сами по себе. Фундаментальная наука признала существование бога под видом теории большого взрыва. Процессору Пентиум от этого ни жарко, ни холодно, он работает. |