Вход / Регистрация
18.11.2024, 09:21
Аланы - Всадники в красных туниках
«Почти все они высоки ростом и красивы, с умеренно белокурыми волосами; они страшны сдержанно-грозным взглядом своих очей, очень подвижны вследствие легкости вооружения… Им доставляет удовольствие опасность и войны. У них счастливым считается тот, кто испускает дух в сражении».
О ком так восторженно-сдержанно пишет Аммиан Марцеллин? Современник императора Юлиана, служил в армии, участвовал в походах под командованием императора и знал, о ком и что написать. А это он сказал об аланах, с которыми римляне воевали и которых обоснованно побаивались. Об аланах писал не только Марцеллин, но и многие другие историки, в том числе и более древние. Они не могли обойти стороной появление на исторической арене грозных кочевников со «сдержанно-грозным взглядом».
Впервые об аланах сообщают китайцы и древнегреческие историки. Их первоначально размещают где-то за Каспием, и, вероятно, пребывали они там давно. Тот же А. Марцеллин пишет, что за Каспием «живут массагеты, ныне называемые аланами». Массагетов знал еще отец истории Геродот в V-IV вв. до н.э. Современные историки и археологи считают массагетов объединением иранских кочевых племен Средней Азии. По языку родственны скифам. Вместе с родственными племенами саков массагеты вели войны с великими полководцами древности – персидскими царями Дарием I и Киром, знаменитым Александром Македонским.
Со временем из среды массагетов выделяется какая-то часть кочевников и постепенно уходит на запад, на Нижнюю Волгу, Нижний Дон, в Северное Причерноморье. Из кубанской степи и Тамани часть алан перебралась в Крым. С первых веков до н.э. на степных пространствах Волги, Дона, Северного Причерноморья кочевали племена сарматов. Сарматы – общее название ираноязычных племен, применяемое римскими историками. Слово, вероятно, происходит от иранского «саурима» – опоясанный мечом. В разное время сарматский союз возглавляли то одни сарматские племена, то другие. Но с середины I в. н.э. и до самого конца сарматской истории, до конца IV в. н.э., главенствующее положение в союзе заняли аланы. «Они мало-помалу изнурили соседние народы и распространили на них название своей народности, подобно персам», – писал А. Марцеллин.
Аланы принимали участие во всех войнах, которые вели окружающие народы. В 72 году они разорили Армению. В 134-136 годах огнем и мечом прошли по Закавказью и Малой Азии. Только совместные усилия Рима и других государств помогли остановить их безудержное нашествие.
Какое отношение имеют аланы к другим сарматским племенам? Особое племя? Родственное племя? Сегодняшние исследования показывают: аланы – часть сарматского союза. Это ираноязычные племена, объединенные в союз под общим названием «аланы». Попытки сделать из алан «чистое» в этническом отношении племя не имеют надежных подтверждений ни в письменных документах, ни в данных археологии. Как и попытки любыми путями связать их со славянами. У сторонников этой идеи фактически ничего нет, кроме указаний А. Марцеллина на светлый цвет волос алан, чего, понятно, недостаточно для установления родства.
До сих пор нет приемлемой расшифровки происхождения имени народа «аланы». Есть немало версий, но загадка имени остается. Аланы, как и сарматы, вели похожий кочевой образ жизни. Одеждой служили длинные просторные штаны, кожаные куртки, сапоги из мягкой кожи и островерхие войлочные шапки (башлыки). Греческий географ конца I в. до н.э. – начала I века н.э. Страбон писал о жизни этих кочевников: «Кибитки их сделаны из войлока и прикреплены к повозкам, на которых они живут, вокруг кибиток пасётся скот, мясом, сыром и молоком которого они питаются».
В конном и пешем бою пользовались щитами и пиками, облачались в доспехи, которые часто делали из копыт лошадей, толстой кожи. Использовали различные тактические приёмы во время боя — ложное отступление, захват в кольцо.
Археологи так и не пришли к выводу о том, какие погребения считать аланскими. Ведь это был союз племен, а, следовательно, в этом союзе разные ираноязычные племена, а значит, и разные виды могил, ориентировка погребенных, похожие вещи и т.д. Посуду лепили сами одинаковую, из Рима и его провинций поставлялись одинаковые украшения, посуда, одежда… Где же среди них аланы?
В 370 годы азиатский котел выплеснул в сторону запада новую волну кочевников. На сей раз это были не иранцы: ни киммерийцы, ни скифы, ни сарматы, а первый тюркоязычный народ – гунны. Такое название они получили в Европе, китайцы назвали их «сюнну», монголы – «хунну». «Хун» – человек, «хунны» – люди (с монгольского). Навоевавшись с Китаем (против сюнну и других кочевников китайский император Цинь Шихуанди построил Великую китайскую стену), гунны двинулись на запад. Над всеми жителями к востоку от Урала нависла страшная опасность. Главной силой, которая могла противостоять гуннам, были аланы.
Но что могли сделать аланы против дикости и кровожадности, которые ни в какое сравнение не шли с прежними представлениями?! И вот А.Марцеллин пишет строки, читая которые, народы Европы впадали в уныние и страх: «Племя гуннов превосходит в своей дикости всякую меру. Тела у них мускулистые и крепкие, шеи толстые, чудовищный и страшный вид, так что их можно принять за двуногих зверей. Они питаются кореньями диких трав и полусырым мясом всякого скота, которое они кладут на спины коней под свои бедра и дают ему немного попреть. День и ночь проводят они на коне. Подобно лишенным разума животным, они пребывают в совершенном неведении, что честно, что не честно, не связаны уважением ни к какой религии или суеверию, пламенеют дикой страстью к золоту. Легкие и подвижные, они вдруг нарочно рассеиваются и, не выстраивая боевой линии, нападают то там, то здесь, производя страшные убийства».
Аланы потерпели сокрушительное поражение, и начался повальный грабеж городов и селений. В развалины превратились города Северного Причерноморья, которые аланы не разрушали. Зачем? Ведь они поставляли им украшения, дорогую посуду, одежду. Гуннам же ничего не надо было, кроме золота, добытого грабежом.
Часть алан вошли в союз с захватчиками, прошла с ними через всю Европу. Кочевники дошли до Рейна, до Британских островов, вторглись в Галлию (современная Германия и Франция), морем переправились в Африку, где начался грабеж римских колоний. Часть алан ушла на Кавказ, создав там с местными племенами государство под названием Алания. Оно просуществовало до XII в. Осетины являются потомками какой-то части этих алан.
Другая часть алан, не согласившись подчиниться гуннам, ушла на север, в Подонье, подальше от гуннов. Об этом шаге были только намеки письменных источников. И вот теперь есть археологические подтверждения. Они появились сравнительно недавно, а в особенности в прошлом году, когда археологическая экспедиция ВГПУ «Возвращение к истокам» начала исследовать курганы в Воробьевском районе.
В 1989 году разведочный отряд археологической экспедиции ВГПУ обнаружил большую группу курганов у села Березовка в Воробьевском районе. Но только в прошлом году удалось проверить, что за погребения скрыты в этих курганах. Раскопки превзошли все ожидания: в двух исследованных курганах обнаружены погребения алан, причем начала гуннского вторжения – конца IV в. н.э. Это настоящая сенсация! Именно аланы, судя по более поздним аланским погребениям средневековья VII-X вв., имели традицию заливать свои погребальные конструкции – катакомбы – жидкой глиной, отчего наши раскопки превратились в многотрудные и долгие поиски. Они же имели традицию класть рядом с могилой-катакомбой конскую упряжь. В двух исследованных погребениях найдены предметы, свойственные этой эпохе – конца IV- начала V в. н.э.: бронзовая застежка-булавка (фибула), украшения и часть уздечки, фалары – нагрудные украшения коня, налобник.
В одном из погребений находилось два меча, каменный оселок – точильный камень для заточки оружия, пять глиняных сосудов.
Неожиданной и исторически интересной оказалась информация, связанная с глиняной посудой. Несколько горшков были характерны для поздних сарматов, в том числе алан, а вот три сосуда – явно не их «произведение». Такое впечатление, что это совсем инородное «творение», не сарматское и не аланское: глина грубая, горшки слеплены неаккуратно, в глиняном тесте – обильная примесь толченой керамики, чего у сарматов нет. Откуда они? Наиболее приемлемое предположение, что сосуды «позаимствованы» аланами у местного населения. Но что это за «местное население»?
На реке Хопер и его притоках во II-III вв. н.э. обитали раннеславянские племена, которые совсем недавно открыты здесь балашовским археологом А.А. Хрековым у села Инясево. Это тоже настоящая сенсация! Славяне на Хопре во II-III вв. н.э.! Сомнения, бывшие поначалу, сменились поисками объяснения: зачем они здесь? Горшки из аланских погребений, хотя и неодинаковы с инясевскими, но похожи! Но ранние славяне здесь обитали до гуннского нашествия, насколько показывали результаты раскопок их погребений и поселений – во II-III вв. н.э. А мы имеем дело с гуннским нашествием, с концом IV в. н.э.
Раннеславянские памятники к гуннскому нашествию, вроде бы исчезают… Так, может, не исчезают? И мы их просто еще не знаем, не нашли их поселений и погребений IV в. н.э.? Иначе как их горшки попали к аланам? Многое прояснится нынешним летом в ходе дальнейших раскопок.
Нам предстоят сложные, но интересные поиски, которые откроют новую страницу истории воронежского края эпохи гуннского нашествия. И сквозь дымку ушедшей эпохи на горизонте появятся едва видимые всадники с высокими башлыками в красных туниках, опоясанные мечами… И глядя ни них издалека, скажем сдержанно-восторженно: аланы!
О ком так восторженно-сдержанно пишет Аммиан Марцеллин? Современник императора Юлиана, служил в армии, участвовал в походах под командованием императора и знал, о ком и что написать. А это он сказал об аланах, с которыми римляне воевали и которых обоснованно побаивались. Об аланах писал не только Марцеллин, но и многие другие историки, в том числе и более древние. Они не могли обойти стороной появление на исторической арене грозных кочевников со «сдержанно-грозным взглядом».
Впервые об аланах сообщают китайцы и древнегреческие историки. Их первоначально размещают где-то за Каспием, и, вероятно, пребывали они там давно. Тот же А. Марцеллин пишет, что за Каспием «живут массагеты, ныне называемые аланами». Массагетов знал еще отец истории Геродот в V-IV вв. до н.э. Современные историки и археологи считают массагетов объединением иранских кочевых племен Средней Азии. По языку родственны скифам. Вместе с родственными племенами саков массагеты вели войны с великими полководцами древности – персидскими царями Дарием I и Киром, знаменитым Александром Македонским.
Со временем из среды массагетов выделяется какая-то часть кочевников и постепенно уходит на запад, на Нижнюю Волгу, Нижний Дон, в Северное Причерноморье. Из кубанской степи и Тамани часть алан перебралась в Крым. С первых веков до н.э. на степных пространствах Волги, Дона, Северного Причерноморья кочевали племена сарматов. Сарматы – общее название ираноязычных племен, применяемое римскими историками. Слово, вероятно, происходит от иранского «саурима» – опоясанный мечом. В разное время сарматский союз возглавляли то одни сарматские племена, то другие. Но с середины I в. н.э. и до самого конца сарматской истории, до конца IV в. н.э., главенствующее положение в союзе заняли аланы. «Они мало-помалу изнурили соседние народы и распространили на них название своей народности, подобно персам», – писал А. Марцеллин.
Аланы принимали участие во всех войнах, которые вели окружающие народы. В 72 году они разорили Армению. В 134-136 годах огнем и мечом прошли по Закавказью и Малой Азии. Только совместные усилия Рима и других государств помогли остановить их безудержное нашествие.
Какое отношение имеют аланы к другим сарматским племенам? Особое племя? Родственное племя? Сегодняшние исследования показывают: аланы – часть сарматского союза. Это ираноязычные племена, объединенные в союз под общим названием «аланы». Попытки сделать из алан «чистое» в этническом отношении племя не имеют надежных подтверждений ни в письменных документах, ни в данных археологии. Как и попытки любыми путями связать их со славянами. У сторонников этой идеи фактически ничего нет, кроме указаний А. Марцеллина на светлый цвет волос алан, чего, понятно, недостаточно для установления родства.
До сих пор нет приемлемой расшифровки происхождения имени народа «аланы». Есть немало версий, но загадка имени остается. Аланы, как и сарматы, вели похожий кочевой образ жизни. Одеждой служили длинные просторные штаны, кожаные куртки, сапоги из мягкой кожи и островерхие войлочные шапки (башлыки). Греческий географ конца I в. до н.э. – начала I века н.э. Страбон писал о жизни этих кочевников: «Кибитки их сделаны из войлока и прикреплены к повозкам, на которых они живут, вокруг кибиток пасётся скот, мясом, сыром и молоком которого они питаются».
В конном и пешем бою пользовались щитами и пиками, облачались в доспехи, которые часто делали из копыт лошадей, толстой кожи. Использовали различные тактические приёмы во время боя — ложное отступление, захват в кольцо.
Археологи так и не пришли к выводу о том, какие погребения считать аланскими. Ведь это был союз племен, а, следовательно, в этом союзе разные ираноязычные племена, а значит, и разные виды могил, ориентировка погребенных, похожие вещи и т.д. Посуду лепили сами одинаковую, из Рима и его провинций поставлялись одинаковые украшения, посуда, одежда… Где же среди них аланы?
В 370 годы азиатский котел выплеснул в сторону запада новую волну кочевников. На сей раз это были не иранцы: ни киммерийцы, ни скифы, ни сарматы, а первый тюркоязычный народ – гунны. Такое название они получили в Европе, китайцы назвали их «сюнну», монголы – «хунну». «Хун» – человек, «хунны» – люди (с монгольского). Навоевавшись с Китаем (против сюнну и других кочевников китайский император Цинь Шихуанди построил Великую китайскую стену), гунны двинулись на запад. Над всеми жителями к востоку от Урала нависла страшная опасность. Главной силой, которая могла противостоять гуннам, были аланы.
Но что могли сделать аланы против дикости и кровожадности, которые ни в какое сравнение не шли с прежними представлениями?! И вот А.Марцеллин пишет строки, читая которые, народы Европы впадали в уныние и страх: «Племя гуннов превосходит в своей дикости всякую меру. Тела у них мускулистые и крепкие, шеи толстые, чудовищный и страшный вид, так что их можно принять за двуногих зверей. Они питаются кореньями диких трав и полусырым мясом всякого скота, которое они кладут на спины коней под свои бедра и дают ему немного попреть. День и ночь проводят они на коне. Подобно лишенным разума животным, они пребывают в совершенном неведении, что честно, что не честно, не связаны уважением ни к какой религии или суеверию, пламенеют дикой страстью к золоту. Легкие и подвижные, они вдруг нарочно рассеиваются и, не выстраивая боевой линии, нападают то там, то здесь, производя страшные убийства».
Аланы потерпели сокрушительное поражение, и начался повальный грабеж городов и селений. В развалины превратились города Северного Причерноморья, которые аланы не разрушали. Зачем? Ведь они поставляли им украшения, дорогую посуду, одежду. Гуннам же ничего не надо было, кроме золота, добытого грабежом.
Часть алан вошли в союз с захватчиками, прошла с ними через всю Европу. Кочевники дошли до Рейна, до Британских островов, вторглись в Галлию (современная Германия и Франция), морем переправились в Африку, где начался грабеж римских колоний. Часть алан ушла на Кавказ, создав там с местными племенами государство под названием Алания. Оно просуществовало до XII в. Осетины являются потомками какой-то части этих алан.
Другая часть алан, не согласившись подчиниться гуннам, ушла на север, в Подонье, подальше от гуннов. Об этом шаге были только намеки письменных источников. И вот теперь есть археологические подтверждения. Они появились сравнительно недавно, а в особенности в прошлом году, когда археологическая экспедиция ВГПУ «Возвращение к истокам» начала исследовать курганы в Воробьевском районе.
В 1989 году разведочный отряд археологической экспедиции ВГПУ обнаружил большую группу курганов у села Березовка в Воробьевском районе. Но только в прошлом году удалось проверить, что за погребения скрыты в этих курганах. Раскопки превзошли все ожидания: в двух исследованных курганах обнаружены погребения алан, причем начала гуннского вторжения – конца IV в. н.э. Это настоящая сенсация! Именно аланы, судя по более поздним аланским погребениям средневековья VII-X вв., имели традицию заливать свои погребальные конструкции – катакомбы – жидкой глиной, отчего наши раскопки превратились в многотрудные и долгие поиски. Они же имели традицию класть рядом с могилой-катакомбой конскую упряжь. В двух исследованных погребениях найдены предметы, свойственные этой эпохе – конца IV- начала V в. н.э.: бронзовая застежка-булавка (фибула), украшения и часть уздечки, фалары – нагрудные украшения коня, налобник.
В одном из погребений находилось два меча, каменный оселок – точильный камень для заточки оружия, пять глиняных сосудов.
Неожиданной и исторически интересной оказалась информация, связанная с глиняной посудой. Несколько горшков были характерны для поздних сарматов, в том числе алан, а вот три сосуда – явно не их «произведение». Такое впечатление, что это совсем инородное «творение», не сарматское и не аланское: глина грубая, горшки слеплены неаккуратно, в глиняном тесте – обильная примесь толченой керамики, чего у сарматов нет. Откуда они? Наиболее приемлемое предположение, что сосуды «позаимствованы» аланами у местного населения. Но что это за «местное население»?
На реке Хопер и его притоках во II-III вв. н.э. обитали раннеславянские племена, которые совсем недавно открыты здесь балашовским археологом А.А. Хрековым у села Инясево. Это тоже настоящая сенсация! Славяне на Хопре во II-III вв. н.э.! Сомнения, бывшие поначалу, сменились поисками объяснения: зачем они здесь? Горшки из аланских погребений, хотя и неодинаковы с инясевскими, но похожи! Но ранние славяне здесь обитали до гуннского нашествия, насколько показывали результаты раскопок их погребений и поселений – во II-III вв. н.э. А мы имеем дело с гуннским нашествием, с концом IV в. н.э.
Раннеславянские памятники к гуннскому нашествию, вроде бы исчезают… Так, может, не исчезают? И мы их просто еще не знаем, не нашли их поселений и погребений IV в. н.э.? Иначе как их горшки попали к аланам? Многое прояснится нынешним летом в ходе дальнейших раскопок.
Нам предстоят сложные, но интересные поиски, которые откроют новую страницу истории воронежского края эпохи гуннского нашествия. И сквозь дымку ушедшей эпохи на горизонте появятся едва видимые всадники с высокими башлыками в красных туниках, опоясанные мечами… И глядя ни них издалека, скажем сдержанно-восторженно: аланы!