/ Новости сайта / Космос / На ближайшей звезде зарегистрирована беспрецедентная по силе вспышка
22.04.2021

На ближайшей звезде зарегистрирована беспрецедентная по силе вспышка

В ходе уникального эксперимента астрономы, работающие на девяти крупнейших наземных и космических телескопах, в течение нескольких месяцев наблюдали за ближайшей к Солнечной системе звездой Проксима Центавра. В итоге в мае 2019 года им удалось одновременно на пяти телескопах зафиксировать самую мощную вспышку за всю историю наблюдений за соседней звездой. Результаты исследования опубликованы в журнале The Astrophysical Journal Letters.

1 мая 2019 года Проксима Центавра испустила мощную вспышку, которая длилась всего семь секунд, но вызвала всплеск как в ультрафиолетовых, так и в миллиметровых длинах волн. Вспышка характеризовалась сильным импульсным всплеском, никогда ранее не наблюдавшимся на таких длинах волн. Ее мощность была в сто раз больше любой подобной вспышки на Солнце.

Событие зарегистрировали пять из девяти участвовавших в проекте телескопов, в том числе космический телескоп "Хаббл" в ультрафиолете и комплекс радиотелескопов ALMA — в миллиметровых длинах волн.

Звездные вспышки происходят, когда в пятнах па поверхности звезд высвобождается магнитная энергия в виде взрыва излучения, которое можно наблюдать во всем электромагнитном спектре, от радиоволн до гамма-лучей. Это первый случай, когда одиночную звездную вспышку, кроме тех, которые происходят на Солнце, ученые наблюдали с таким охватом длин волн.

"Мы никогда не видели вспышку красного карлика на миллиметровых длинах волн до 2018 года, и не было известно, существует ли соответствующее излучение на других длинах волн", — приводятся в пресс-релизе Национальной радиоастрономической обсерватории слова первого автора статьи Мередит МакГрегор (Meredith MacGregor), доцента Центра астрофизики и космической астрономии (CASA) и кафедры астрофизических и планетарных наук Колорадского университета в Боулдере.

Во время вспышки звезда на несколько секунд стала в 14 000 раз ярче в ультрафиолетовом диапазоне. Аналогичное явление одновременно зафиксировали в миллиметровых волнах астрономы ALMA.

"Раньше мы не знали, что звезды могут вспыхивать в миллиметровом диапазоне, поэтому не искали миллиметровые вспышки", — сказала МакГрегор, добавив, что новые наблюдения помогут собрать больше информации о том, как звезды генерируют вспышки, которые могут повлиять на жизнь в их окрестностях.

Проксима Центавра относится к классу красных карликов, ее масса примерно в восемь раз меньше Солнца. Она расположена всего в четырех световых годах от нас и имеет как минимум две планеты, одна из которых похожа на Землю и находится в обитаемой зоне. Поэтому в научных кругах постоянно ведется дискуссия о перспективах жизни в системе Проксимы Центавра. Теперь, пор мнению авторов, в прогнозных моделях необходимо учитывать еще один важный фактор — мощные электромагнитные вспышки, которые происходят на этой звезде значительно чаще, чем на Солнце.

"Мощные вспышки от нашего Солнца случаются редко — всего несколько раз в солнечном цикле. Планеты Проксимы Центавра подвергаются подобным ударам не раз в столетие, а по крайней мере один раз в день, если не несколько раз в день" — объясняет МакГрегор.

"Если бы на ближайшей к Проксиме Центавра планете существовала жизнь, она должна была бы сильно отличаться от того, что существует на Земле. Человеку на этой планете было бы плохо", — добавляет ученый.

Ученые планируют продолжить наблюдения, сосредоточившись на раскрытии внутренних физических механизмов, вызывающих такие мощные вспышки.

xofmann12 23.04.2021 08:18 [Материал]