В Перу найдены человеческие позвоночники, закрепленные на палках
Люди в долине Чинча в Перу нанизывали позвоночники умерших на деревянные стержни около 500 лет назад, и эта в основном неизвестная практика была задокументирована археологами лишь недавно.
Возможно, это была попытка восстановить тела умерших во время европейской колонизации, говорится в исследовании ученых, которые обнаружили 192 примера таких позвоночников. Среди них есть останки детей.
"Наши результаты свидетельствуют о том, что позвонки на столбах представляют собой прямой, ритуализированный и коренной ответ на европейский колониализм", - сказал корреспонденту Insider Джейкоб Л. Бонгерс, ведущий автор исследования и археолог из Университета Восточной Англии, Великобритания.
"Мы наблюдаем мортуарное поведение во время кризиса", - сказал он.
Исследование было опубликовано во вторник в рецензируемом журнале Antiquity.
Авторы исследования провели систематическое обследование около 600 мавзолеев, называемых чульпами, в долине Чинча. Среди них были и разграбленные гробницы, которые часто остаются без внимания археологов, сказал Бонгерс в интервью Insider.
Исследование выявило 192 примера этих "позвонков на столбах", согласно исследованию.
"Здесь чувствуется забота. У нас есть взрослые и есть несовершеннолетние. У нас есть позвонки детей, которые нанизаны на эти столбы", - сказал он.
Углеродная датировка тростника, используемого для нанизывания позвоночников, позволяет отнести эту практику к относительно узкому периоду времени, примерно с 1450 по 1650 год н.э., который охватывает конец правления инков и начало европейской колонизации.
Этот период был полон политической неопределенности для долины Чинча, кусочка зелени, окруженного суровой пустыней на побережье Тихого океана.
Королевство Чинча, правившее этой территорией с 1000 по 1400 год, состояло из сети сообществ специалистов, включая фермеров, рыбаков и торговцев. Примерно в 1500 году н.э. оно было включено в состав растущей империи инков, говорится в статье.
В то время королевство Чинча процветало, собирая золотые и серебряные изделия благодаря торговле с другими регионами страны. Затем в 16 веке прибыли европейцы.
"Даты совпадают с этим невероятно бурным периодом голода и эпидемий, и, конечно, приходом европейцев, которые пытались установить новый социальный порядок. Такое поведение происходит в этом контексте", - говорит Бонгерс.
В течение пятидесяти лет, одновременно с окончанием правления инков в регионе, население чинча резко сократилось: с 30 000 семей в 1533 году до 979 в 1583 году, говорится в пресс-релизе, сопровождающем исследование.
Колонизаторы часто грабили могилы коренного населения в поисках золота и серебра в 16 веке, сказал Бонгерс.
"Все эти данные подтверждают модель, что эти позвонки на столбах были попыткой, возможно, реконструировать умерших в ответ на европейские грабежи", - сказал он.
Остается неясным, почему позвонки были нанизаны на столбы.
Частью культуры андских народов того времени было постоянное посещение тел. Чульпы были открыты, чтобы члены семьи могли навещать останки. Их доставали из могил, раскрашивали, заворачивали в текстиль и иногда выставляли напоказ. Части тела обычно извлекались для подношений или трофеев.
Некоторые предполагают, что позвоночники использовались в качестве погремушек или трофеев, сказал Бонгерс.
"Это, конечно, возможно", - сказал он.
Но для Бонгерса эти находки дают уникальное представление о том, как конфликт может изменить людей.
"Тот факт, что их 192, - это довольно много. Это говорит о том, что это была общая, скоординированная реакция на европейскую колонизацию", - сказал Бонгерс.