/ Новости сайта / Наука и Технологии / В костях динозавра впервые обнаружили следы респираторной инфекции
11.02.2022

В костях динозавра впервые обнаружили следы респираторной инфекции

Палеонтологи обнаружили в позвонках молодого динозавра следы тяжелой респираторной инфекции. Предположительно она и погубила ящера. Об этом в четверг сообщила пресс-служба университета штата Огайо со ссылкой на статью в журнале Scientific Reports.

"Учитывая предположительные симптомы инфекции и состояние позвонков этого динозавра, ему можно было только посочувствовать. Открытие останков этого ящера поможет нам узнать эволюционную историю респираторных болезней и расширить представления о типичных болезнях динозавров", – рассказал один из авторов исследования, куратор Музея динозавров Великих равнин (США) Кэри Вудрафф.

За последние несколько десятилетий ученые обнаружили множество свидетельств того, что динозавры и морские рептилии мезозоя страдали от многих болезней, которые до сих пор поражают людей и животных. В частности, ученые нашли в окаменевших костях хищных аллозавров и травоядных гадрозавров следы артрита, а в костях морских ящеров-мозазавров и сухопутных трехрогих ящеров-центрозавров – следы опухолей.

Вудрафф и его коллеги совершили очередную находку такого рода во время раскопок на юго-западе штата Монтана. Там залегают породы конца юрского периода, богатые останками гигантских травоядных динозавров из семейства диплодоцидов. Для этих ящеров характерна необычно длинная шея, которая состояла из нескольких десятков полых позвонков.

Болезни мезозойской эры

Недавно  ученые обнаружили там три окаменевших позвонка молодого длинношеего динозавра. Каждый из них был необычным образом поврежден: на их поверхности присутствовали странные пузырчатые структуры, соседствовавшие с воздушными мешками, которые помогали динозаврам удерживать шею в воздухе.

Эти деформации сразу привлекли внимание ученых. Они просветили окаменелости с помощью компьютерного томографа и пришли к выводу, что такие наросты могли возникнуть в результате респираторной болезни.

Схожие костяные выросты достаточно часто встречаются внутри костей потомков динозавров – птиц, погибших от бактериальных и грибковых респираторных инфекций. Их возбудители, в том числе хламидии и грибки из рода Aspergillus, периодически проникают в воздушные мешки в костях птиц, в результате чего костная ткань разрастается и повреждается.

Нечто похожее, по мнению Вудраффа и его коллег, произошло около 150 млн. лет назад с молодым динозавром, останки они изучали. Пока ученые не могут сказать, была ли эта болезнь причиной смерти динозавра, однако палеонтологи уверены, что она резко снизила его шансы на выживание при контактах с хищниками или природными источниками опасности.