Учесть отставание: Урок космического стоицизма
Принцип естественного отбора Чарльза Дарвина можно распространить на космос. Другими словами, наиболее приспособленные виды выживут и на самой грандиозной сцене всей Вселенной. Если бы мы нашли космические объекты внеземного технологического происхождения, большинство из них могли бы выглядеть как неработающий мусор, так же, как космический корабль "Вояджер" через миллиард лет. После извлечения миллиарднолетнего аналога "Вояджера" мы поместим его в музей.
Впоследствии историки будут обсуждать общность между нашим обществом и тем, которое изготовило эту реликвию. Поиск технологического мусора среди всех комет и астероидов, которые мы часто находим в нашем небе, будет напоминать поиск пробитой пластиковой бутылки среди всех природных камней на пляже.
Но мы также можем найти по крайней мере несколько "алмазов в недрах". Они будут представлять собой драгоценные объекты, функционирующие чрезвычайно редким и проницательным образом. Возможно, что очень развитые цивилизации доминируют на космической сцене, доставляя большинство товаров к нашему порогу, подобно службам доставки Amazon. Поскольку мы никогда не заказывали эти товары, наша реакция будет зависеть от того, насколько развиты доставленные гаджеты по сравнению с нашими.
Представьте себе пещерных жителей, впервые столкнувшихся с современностью в Нью-Йорке. Вернувшись в свои пещеры, они не смогли бы воспроизвести увиденное. Увиденный город стал бы источником благоговения и мифов для многих поколений их культуры. Для того чтобы преодолеть большой технологический разрыв, им потребуется создать технологическую инфраструктуру и научные знания, к которым у них нет доступа. Встреча с "Большим яблоком" не приблизит пещерных жителей к воспроизведению увиденного путем реинжиниринга.
Учитывая эту метафору, наш протокол реагирования на встречу с внеземным оборудованием должен зависеть от технологического разрыва, который оно представляет по сравнению с нашей нынешней технологической и научной инфраструктурой. Если разрыв невелик, то мы можем установить отношения "студент-студент" или "студент-преподаватель" с отправителями, благодаря которым мы извлечем уроки из встречи. Но если разрыв огромен, то мы не сможем переработать то, что найдем, и это просто станет источником благоговения и мифов в нашей культуре. Мы должны быть готовы к такому исходу; как я говорю своим студентам из Гарварда в первый день занятий, "половина из вас ниже медианы вашего класса. Было бы разумно привыкнуть к этому статистическому факту, который применим к любому классу".
Конечно, мы предпочли бы столкнуться с небольшим отставанием, поскольку оно не угрожает нашему эго и позволяет вести двусторонний разговор без чувства неполноценности. Но если разрыв огромен, то отношения будут напоминать взаимодействие между муравьями на тротуаре и проходящим мимо пешеходом. Муравьи не являются главным действующим лицом на сцене, и им лучше не задумываться о том, как вести диалог, потому что результат взаимодействия не будет продиктован протоколом, который они примут.
Суть в том, что мы должны "помнить о разрыве", то есть наш протокол взаимодействия с внеземными разумными существами должен учитывать технологический разрыв между двумя сторонами. Мы можем надеяться на большое количество встреч с небольшим разрывом, подобно тому, как если бы мы были учениками нового класса и желали, чтобы другие ученики были на нашем уровне, чтобы мы чувствовали себя хорошо. Но мы всегда должны думать о возможности появления в комнате гораздо более яркого ученика, чье выступление похоже на волшебство - вызывающее благоговение у всего класса.
Стоики выработали правильное отношение к встречам в нашей жизни с большими пробелами. Их подход к таким сложным вопросам, как жизнь и смерть, признает реальность, но не боится ее последствий. Как сказал хасидский раввин Нахман из Бреслова, "весь мир - это очень узкий мост, и главное, что нужно помнить, - это не бояться вообще".
Во время одного из недавних форумов я задал бывшему госсекретарю США Генри Киссинджеру следующий вопрос: "Если мы найдем инопланетян, как нам играть с ними в "реальную политику", когда мы ничего не знаем об их обществе?".
Генри ответил: "Это очень хороший вопрос. Если мы когда-нибудь установим контакт с внеземным обществом, мы должны приложить огромные усилия, чтобы вступить в диалог, чтобы понять их восприятие того, с чем они сталкиваются и что нужно сделать, а затем посмотреть, насколько оно совместимо с нашим восприятием, включая искусственный интеллект и кибертехнологии".
"Наша цивилизация может не выжить, если война будет вестись на пределе возможностей каждой из сторон", - добавил Киссинджер. "Мы должны готовиться анализировать проблемы по мере их возникновения и понимать, как в случае с Россией или Китаем, как другие общества смотрят на реальность, чему мы можем научиться и чего мы хотим достичь, поняв их в общем контексте."
Это мудрые слова 98-летнего политика о межзвездной реальной политике. Нам не мешало бы запомнить их, поскольку в недалеком будущем они могут стать еще более актуальными.
Ави Лоеб — руководитель проекта «Галилео»