Под центральной улицей Берлина обнаружена 700-летняя дамба
Улица Штралауэрштрассе, расположенная в районе Берлин-Митте в столице Германии, имеет богатую историю, которая, как теперь известно, восходит к средневековому основанию Берлина в 1237 году. Раскопки, проведенные в январе 2022 года археологами из Landesdenkmalamt Berlin (LDA) на Молькенмаркт, самой старой площади Берлина, выявили средневековую дощатую насыпь на глубине примерно 2,5 метра (8,2 фута) под поверхностью земли.
Первые образцы древесины, взятые с насыпи, были проверены с помощью анализа древесных колец, сообщает Archaeology News Network. Анализ показал, что деревья были срублены около 1238 года, что позволяет отнести деревянные доски к самому раннему периоду основания Берлина.
Значение находки невозможно преуменьшить, согласно заявлениям сенатора Германии по культуре и Европе Клауса Ледерера, который назвал открытие "настоящей удачей". Государственный куратор Кристоф Раухут говорил о "действительно значительной находке", а Маттиас Вемхофф, государственный археолог Берлина, даже назвал ее "настоящей сенсацией", как сообщает Morgen Times.
Удивительно хорошая сохранность
Структура, напоминающая плотину, сделана из стволов дуба, сосны и березы - деревьев, в изобилии растущих в окрестностях столицы Германии. Насыпь была неожиданно обнаружена во время прокладки линий электропередач и газопровода в рамках проекта реконструкции улицы вокруг Молькенмаркт.
Доски помогли бы обойти кашицеобразный и влажный грунт у реки, позволяя тяжелым грузам и пешеходам передвигаться по центру Берлина без опасения увязнуть в мягком грунте.
Ширина конструкции составляет 6 метров (19,6 фута), а длина - не менее 50 метров (164 фута), причем доски уложены в три слоя. Верхний слой состоит из ошкуренных стволов (с корой дерева, снятой для предотвращения гниения), которые лежат бок о бок на насыпи, опираясь на три продольные параллельные балки.
Дефекты верхнего слоя были заделаны мелкими валунами, а для выравнивания краев использовался песок, говорится в пресс-релизе Государственного ведомства памятников Берлина. Верхние слои дороги также были датированы Средневековьем.
"Сложное деревянное укрепление дороги здесь, у Шпрее, позволяло безопасно пройти от Мюлендамма в направлении Штралауэр-Тор по очень влажной земле у реки", - говорится в том же сообщении Государственного ведомства по охране памятников.
Инфраструктура была приоритетом
Было обнаружено несколько подобных дощатых настилов Средневековья, как правило, в отличном состоянии. Очевидно, что в средние века, которые историки часто называют "темными веками", кое-что было сделано правильно, в частности, строительство дорог.
К счастью, археологи были хорошо подготовлены. Подготовительные археологические работы необходимо проводить на случай возникновения ситуации, подобной этой.
Бревна смогли сохраниться в таком хорошем состоянии в течение 700 лет благодаря эффективному укладыванию торфа толстыми слоями, что создало герметичную структуру. Набережная обеспечивала безопасный проход от Мюлендамм, главной улицы Берлина, к близлежащей достопримечательности Штралауэр-Тор.
Уровень сохранности этих находок был превосходным. Первая из них была обнаружена в Ютербоге на северо-востоке Германии в 2017 году, а совсем недавно, в 2021 году, в городе Дортмунде был найден дощатый настил шириной шесть метров (19,6 футов), датируемый 1 000 лет назад, согласно отчету в National Geographic.
По словам Вемхоффа, одним из главных выводов из находки является то, что город демонстрировал динамичное отношение к расширению и созданию хорошей инфраструктуры, что подтверждалось качеством находок. "Я не ожидал, что у нас в Берлине будет такая фантастическая сохранность древесины и мы найдем органический материал", - сказал Вемхофф.
Как пояснил государственный археолог, большинство зданий в Берлине были построены на песчаных островах. "Почти ничего из этого не сохранилось, но здесь все по-другому", - заключил он.
Государственное ведомство по охране памятников Берлина планирует проводить бесплатные экскурсии по раскопкам Молькенмаркта, начиная с каждой пятницы в обычное время. Если экскурсии окажутся популярными, они надеются в будущем увеличить их частоту, не забывая о нынешней пандемии.