Безмолвный язык строителей мегалитов
Наше понимание методов проектирования, задействованных до того, как любое британское доисторическое сооружение было физически построено, то есть с момента, когда его форма была задумана в чьем-то уме, до момента начала строительства, требует дальнейшего изучения.
Во время британского неолита, около 4000 - 2500 гг. до н.э., мы наблюдаем появление многочисленных церемониальных и бытовых памятников, доминирующих в доисторическом ландшафте. Определить абсолютное количество памятников, построенных в этот период, не представляется возможным. Несомненно, речь может идти о тысячах.
И, если принять мнение археолога Эндрю Флемминга, то архитектурная форма этих сооружений была разработана таким образом, что их внешний вид явно указывал на конкретные виды ритуалов или бытового использования, которые могли быть законно проведены там. Соответственно, их дизайн должен был быть хорошо продуман: их архитектура должна была соответствовать визуальным и эмоциональным ожиданиям людей.
Все это заставляет задуматься о том, что любая форма дизайна была результатом целенаправленного мышления и что доисторические строители работали по конкретным планам или чертежам. Но именно здесь мы сталкиваемся с главным недостатком этого утверждения, который и попытаемся устранить в данной статье.
Британские неолитические сообщества были дописьменными, и они не оставили после себя никаких письменных записей или скульптурных схем, которые можно было бы интерпретировать как свидетельство "архитектурных чертежей". В отличие от древнеегипетских строителей пирамид, мы также не находим рельефных изображений строителей в действии, нацарапанных на поверхностях британских ортостатов, использовавшихся в строительстве. Короче говоря, археологам пока не удалось обнаружить никаких материальных свидетельств преднамеренного проектирования в эпоху неолита.
Скорее, у нас остается впечатление, что британские доисторические общины были неграмотными и ничем не лучше "диких, невежественных строителей", которые не умели ни думать, ни считать, и все же им каким-то образом удалось построить такие сложные памятники, как Стоунхендж.
Несомненно, британская археология не в лучших отношениях с концепцией преднамеренного дизайна или намеренного планирования, связанного со строительством неолитических сооружений. Предложения о том, что могли существовать "одаренные личности", такие как шотландский архитектор эпохи неолита, о котором я говорил в предыдущей статье "Древние истоки", не очень приветствуются:
В лучшем случае, академическое внимание к таким интеллектуальным архитекторам обычно обходится стороной или, в худшем, просто игнорируется. Таким образом, когда дело доходит до анализа свидетельств о чертежах, по которым были построены такие сложные структуры, как "мегалитические" погребальные камеры, то гораздо проще избежать упоминания о "доисторических архитекторах". На самом деле, избегать этой темы - лучшая стратегия. Иначе возникнут трудности с объяснением и демонстрацией существования неолитических архитектурных схем на территории доисторической Британии - для которых нет непосредственных материальных свидетельств.
Мегалитические строители или архитекторы, очевидно, были гениальными личностями, но как реконструировать то, что они видели и как проектировали? Экспериментальная археология в действии. Недавно группа студентов из Университетского колледжа Лондона (UCL), Великобритания, провела археологический эксперимент, чтобы узнать, как древние люди могли перемещать камни Стоунхенджа.
Мегалитические строители воссозданы с помощью экспериментальной археологии
Я - археолог-экспериментатор, который уже более 20 лет занимается реконструкцией архитектурных проектов многочисленных британских памятников эпохи неолита. Для этого мои экспериментальные методы используют веревки мерной длины, чтобы разложить на земле проекты для этих реконструкций.
Но прежде чем продолжить эту статью, я думаю, что читателям будет разумно сформулировать в своем сознании концептуальный образ того, что я имею в виду, говоря о веревках. Поэтому я рекомендую им посмотреть мое видео "Древнее знание: сакральная геометрия, стоящая за британскими каменными кругами", которое находится в свободном доступе на YouTube. В этом коротком документальном фильме показано, как я провожу экспериментальные археологические работы на неолитическом хендже Арбор-Лоу и каменном круге Девять дам, оба из которых находятся в Дербишире.
Важным в этом видео является концепция складывания отмеренной длины веревки снова и снова для того, чтобы наметить план предполагаемого памятника. Но вместе с этим складыванием веревки возникает идея о том, что доисторические сообщества могли складывать свои веревки на более короткие отрезки, используя пальцевый отсчет, то есть считая на пальцах количество сгибов, необходимых для очертаний предполагаемой структуры, то есть, сложить веревку один раз - это один палец; сложить ее дважды - это два пальца; и так далее.
Безусловно, сочетание подсчета пальцев со складыванием веревки дает несколько результатов. Во-первых, это работает. Во-вторых, это система математики, которая не требует использования ручки и бумаги для вычислений, необходимых для любой реконструкции. В-третьих, физическое выполнение счета на пальцах может быть визуально выражено и передано путем физического "размахивания" пальцами для обозначения числа - и вот способ передачи инструкций, связанных с измерением, среди доисторической рабочей силы, которая, возможно, не говорила на одном языке или диалекте.
Но такое размахивание пальцами не объясняет замысел. Поэтому, разрабатывая методы для экспериментов с веревкой, я глубоко задумался об интеллектуальных способностях строителей эпохи неолита. Я хотел отодвинуть их сознательное понимание математического числа и геометрической формы на тот этап их умственных способностей, когда ни мысль о числе, ни форма не существовали как количественно измеримая концепция в том смысле, в котором мы думаем о таких вещах сегодня.
Конечно, счет по пальцам давал рудиментарную форму математики, необходимую для строительства (например, измерения и т.д.), но он не объяснял дизайн. Более того, мне нужно было подумать, как можно объяснить принципы конструирования, не имея доступа к чертежам на коре, песке, бумаге или керамических материалах.
Моим решением стала идея о том, что строители неолита использовали сложную форму языка жестов при проектировании своих памятников. Помимо использования пальцев для счета, они также выражали свой замысел, создавая формы руками. И я прошу читателя рассмотреть результаты моей недавней полевой работы, касающейся архитектурного дизайна пары неолитических дольменов / проходных могил, найденных на острове Англси, Северный Уэльс (рис. 1С).
Рисунок 1. (A) Погребальная камера Ty Newydd до появления современной опорной стены. (B) План нынешней камеры. (C) Расположение острова Англси.
Тематическое исследование: Погребальная камера Ty Newydd
Эта неолитическая погребальная камера расположена на западном побережье острова Англси. Примерно в 3 километрах (1,9 мили) от скалистых утесов, с которых открывается вид на Ирландское море. Ее сохранившиеся остатки состоят из трех больших стоек, поддерживающих большой камень весом 15 тонн (15 241 килограмм).
На рисунке 1А показано состояние памятника чуть менее 100 лет назад. Однако сейчас к конфигурации добавлена современная кирпичная колонна, чтобы защитить камеру от полного разрушения. Мне нравится думать об этой гробнице как о типичном дольмене, но на самом деле она классифицируется как проходная могила из-за возможного входа, когда-то существовавшего в юго-восточной части камеры.
При раскопках, проведенных в 1935 году, внутри камеры было найдено более сотни фрагментов битого кварца, а также следы костров из орешника. Первоначально гробница была построена между 3200 и 3000 годами до нашей эры. Кстати, наличие колючих и наконечников стрел бронзового века, а также черепков бикерских горшков указывает на вторичное использование камеры примерно тысячу лет спустя между 2200-1800 годами до нашей эры.
На рисунке 2 мы видим первую визуальную инструкцию, выражающую общую конструкцию погребальной камеры. В данном примере ладонь одной руки лежит на пальцах и большом пальце другой руки. Акцент в этом жесте сделан на объяснение формы, баланса и расположения вертикальных камней по отношению к поддержке 15-тонного камня. Обратите внимание, как большой палец человека (на вставке) отражает форму и расположение соответствующего "камня большого пальца" (на основном изображении). Я могу представить себе архитектора, стоящего перед племенем и дающего следующие указания: "Вот форма гробницы, которую мы хотим построить. Все ли понимают и согласны?".
На рисунке 3 мы видим жест руки, описывающий форму камня и его необходимое расположение, наклоненное "вверх" по направлению к востоку. Я представляю себе, как архитектор дает устные инструкции племени по поиску подходящего по форме камня: "Внимательно ищите среди скал камень, по форме напоминающий человеческую руку. Затем мы расположим его так, чтобы он склонялся вверх в направлении восходящего солнца во время зимнего солнцестояния".
На рисунке 4 мы видим, как ориентация может быть выражена путем направления пальцев наружу под прямым углом к большому пальцу. Архитектор использует угол между большим и указательным пальцами для обсуждения ориентации и команд: "указательный палец указывает в направлении запада, на заходящее солнце, которое каждую ночь опускается в Ирландское море, и именно так мы расположим верхний камень".
Важно отметить, что мы видим общее наблюдение, которое я отмечал и в других сохранившихся погребальных камерах Англси. Это относится к балансировке верхних камней на камнях большого пальца. На рисунке 5 мы видим, как 15-тонный камень тонко сбалансирован на камнях-пальцах спереди и сзади камеры Ty Newydd (что также соответствует большим пальцам на вставке). Опять же, архитектор жестом показывает два больших пальца и объясняет: "Важно найти два камня в форме большого пальца, чтобы поддержать верхний камень. Пойдите и поищите, а затем расположите их вот так". На рисунке 6 мы видим тот же стиль жестикуляции большим пальцем и соответствующий ему камень для большого пальца, который использовался в другой погребальной камере Англси, Бодовир (около 3200 - 3000 гг. до н.э.).
Обсуждение
Конечно, у меня нет археологических доказательств того, что первоначальные строители использовали жестикуляцию руками так, как я предлагаю. Однако в отсутствие физических чертежей или схем любого рода мы остаемся с загадкой, пытаясь понять, как строители эпохи неолита думали о дизайне.
Несомненно, для строительства погребальной камеры Ty Newydd потребовалось много рабочих, чтобы перетащить 15-тонный камень (а также другие камни камеры) от источника до места назначения. Подъем камня требовал мастерства и точности. Его также необходимо было тщательно сбалансировать на стойках.
Трудно представить, что группа людей просто собралась в определенном месте и начала строить погребальную камеру "на пустом месте" и без какого-либо плана. Кто-то (или какая-то группа) должен был командовать, и этот человек (или они) должен был выражать свои команды на понятном всем языке - и все же этот язык не оставил никакого следа в археологической летописи. Конечно, язык жестов - это единственный выход?
Еще одним фактором в пользу этого типа жестикуляции является то, что он может предложить решение другого серьезного недостатка для принятия в британской археологии в отношении намеренного планирования. То есть, "безмолвный язык" жестикуляции (и соответствующие словесные инструкции, которые сопровождали ее) может объяснить, как знания о проектировании памятников могли передаваться через многие поколения людей, живших в эпоху неолита, особенно без возможности записывать или рисовать свои чертежи на сохранившихся материалах.
Предлагаемые здесь жесты рук - лишь некоторые из целой коллекции, которую я обнаружил среди многочисленных неолитических сооружений (и не только на острове Англси). Надеюсь, я привел достаточно примеров, чтобы читатель мог попробовать сам, когда представится возможность. Возможно, недалеко от вашего места жительства есть дольмены / погребальные камеры, и вы можете удобно посетить их, встать перед ними, поднять руки, как я предлагаю, и использовать "безмолвный язык мегалитических строителей", чтобы оценить их доисторический дизайн. Определенно, я буду рад услышать о ваших результатах, и вы можете прислать мне свои отзывы (и фотографии) на мой электронный адрес, который указан ниже.
Доктор Джон Хилл
Доктор Хилл написал и опубликовал две книги о доисторической архитектуре