/ Новости сайта / Космос / Челябинский метеорит мог образоваться во время столкновения, которое сформировало Луну
26.02.2022

Международная команда ученых изучила состав суперболида, разрушившегося над Челябинском 15 февраля 2013 года, и пришла к выводу, что в прошлом он мог участвовать в том гигантском столкновении, которое образовало Луну.

История столкновений астероидов — настоящий архив Солнечной системы. При помощи метеоритов, упавших на Землю, ученые могут получить доступ к части этого архива. Ведь такие камни «плавают» в безвоздушном пространстве миллиарды лет, поэтому остаются практически неизменными, а «записанная» на них история не стирается. В частности, история их столкновений с другими небесными телами.

Однако при попадании на Землю следы этой истории оказываются отчасти «затертыми», поскольку земные геологические и погодные процессы на них сильно влияют. В итоге в метеоритах присутствуют минералы разного возраста, так что расшифровать жизненный путь того или иного космического гостя непросто.

Ученые из Кембриджского университета (Великобритания) и Института геологии и геофизики Китайской академии наук (Китай) объединили анализ фосфатных U-Pb возрастов (уран-свинцового датирования) и микротекстур челябинского метеорита. Их выводы представлены в журнале Communications Earth & Environment.

Это новый способ датировки истории таких объектов на микроскопическом уровне. Внимание ученых было направлено на фосфатные минералы метеорита, которые претерпели изменения под влиянием нагрева во время столкновений, из-за чего изменилась их кристаллическая структура.

Выяснилось, что до того, как упасть на Землю, челябинский метеорит (тогда еще метеороид) уже пережил два удара: 4,5 миллиарда лет назад, то есть на заре появления Солнечной системы, и около 50 миллионов лет назад, когда по деревьям еще вовсю прыгали какие-нибудь архицебусы — наши далекие предки, похожие на долгопятов.

Первый удар был очень сильным и разбил фосфатные минералы на мелкие кусочки, подвергнув их воздействию высоких температур. Второй удар был куда менее серьезным: давление и температура воздействия оказались существенно меньше.

Возраст первого удара хорошо согласуется с другими исследованиями разных метеоритов, которые были разбиты на мелкие осколки около 4,47 миллиарда лет назад. Примерно в этот временной интервал, как предполагают ученые, попадает древнее столкновение Земли с гипотетической планетой Тейя, которое могло сформировать Луну (впрочем, на этот счет существуют и другие гипотезы, о которых Naked Science писал не так давно).

Исследователи из Великобритании и Китая предполагают, что челябинский метеорит — осколок этого древнего столкновения.