Загадочное происхождение славян
Это переведенный отрывок из книги немецкого историка Уве Топпера "Erfundene Geschichte" ("Изобретенная история - наша хронология ошибочна").
Даже если бы мы не знали, что славяне - тот же народ, что и германцы, мы должны были бы признать по странным утверждениям академиков, что здесь нам навязана причина для войны.
Согласно историческому мнению, славяне пока что появились на сцене только в конце 9-го и в 10-м веке, по крайней мере, сами они помещают свои древнейшие документы в этот период.
До двух христианских миссионеров Мефодия и Кирилла еще нельзя говорить о славянах в историческом смысле. Однако византийские писатели, относящиеся к 6 и 7 векам, уже упоминают славянские племена. И снова становится очевидным, что между двумя разными нитями традиции, славянской и византийской, существует разрыв в 300 лет. Поскольку археологи работают с непрерывной стратиграфией, им пришлось заполнить пустое время находками, которые так и называются "предшественниками" славянской культуры.
Согласно взглядам немецких индоевропеистов, охотно принятым русскими, славяне возникли как маленький, презираемый, но безмерно храбрый народ в болотах Припятья, который постоянно распространялся за счет своих неславянских соседей и за несколько столетий заполнил всю восточноевропейскую территорию, оставив только финнов на севере и востоке, балтов на краю Балтики, тюрков в степях и кавказцев на южном краю. Они вытеснили германские племена на запад примерно до того места, где в недавнем прошлом проходила внутригерманская граница.
Только в период Высокого Средневековья они были постепенно оттеснены назад вплоть до рек Одер, Варта или Висла.....
Я не хочу рисовать эту картину дальше, она даже слишком древняя. Конечно, эта картина имеет отношение к политике и, в свою очередь, служит политикам для оправдания своих целей.
Если подойти к проблеме происхождения славян научно, то возникает совершенно иная картина, которая, возможно, сначала кажется непривычной, но затем вписывается в новый взгляд на историю, который был представлен прежде всего Клаусом фон Зее (1970) и Поляковым (1977, эта и дальнейшая литература в Kuhn, 1994). Там мы должны научиться использовать термины раса или народ экономно и разграниченно (Friedrich, 1992), потому что они являются лишь продуктами литературного искусства, используемыми в соответствии с намерениями и идеологией.
Языковое единство не вытекает из фёлькиш, расовой или социальной общности, а создает такую общность в первую очередь. В крайнем случае, религии могут создать языковое единство и тем самым национальную общность (иврит, церковная латынь, арабский язык). Таким образом, языки не являются выражением общих биологических корней (происхождения), а ведут лишь к общности. Самые ранние известия, которые относятся к славянам, стоят у трех позднеантичных писателей.
Первый, в латинской "Готской истории" Иордана (или Йорнанда, около 550 года), говорит об огромных просторах между Вислой и Черным морем, где живут венеды, важнейшими подразделениями которых являются склавены и анты. Прокоп (умер в 562 году) в своем греческом военном отчете не знает венедов, но знает склавенов и антов, которые часто были союзниками гуннов. Раньше они вместе назывались Spori, говорили на одном языке, носили одинаковую одежду и оружие, но позже стали врагами. Третье упоминание содержится в греческом тексте Феофилакта (умер в 628 году), согласно которому славяне были конфедератами аваров, а анты были их врагами и конфедератами византийцев. Все три отрывка примерно совпадают.
Только Иорданес знает родовой термин Venethi (= венды), но вполне возможно, что анты, упомянутые в двух других отрывках, являются лишь другой именной формой того же родового термина венды. Родовой термин Spori у Прокопа, вероятно, является "прописью" для Sorbi, который в нашей стране является синонимом Wenden (например, в Шпреевальде). Теперь примечательно, что все три термина должны иметь одинаковое значение. "Wende von Wandalern, auch gleich Knecht, Leibeigner" (Слово "Wende" происходит от "Vandals", также равно слуга, владелец тела) написано в Zedlers Lexikon (1743, под Slaven). Одно из производных Venedi произошло от латинского vendere = покупать, таким образом, адаптированное к общему термину рабы.
Сорбов или сербов также называют слугами, от латинского servii. И sclaveni действительно является словом, обозначающим рабов, слуг. Только в 10 или 11 веке словенский язык отделяется как имя собственное от слова раб. Мы ничего не слышим о вендах, сербах или славянах после византийцев в 7 веке до конца 9 века, мы пропускаем исторически более двух столетий. Возможно, в этот период ничего не было написано, но другие свидетельства из этой обширной области также отсутствуют, как говорит Карстен Гёрке (1992, с. 122):
С 6 по 8 век, которые "в основном лишены находок", мы имеем только несколько византийских монет и серебряных сосудов, которые, однако, могли быть перенесены туда как добыча конных кочевников в более поздние времена. Затем из Закавказья через Волгу до Балтийского моря появляются арабские серебряные деньги в виде "свинцовых окаменелостей" с куфическим письмом с североафриканских и иракских монетных дворов, датируемые III веком хеджиры, что официально приравнивается к нашему IX веку. Затем с 10 века мы находим иранские монеты Саманидов (как и следовало ожидать). С этого времени мы встречаем первые славянские тексты, как древнейший документ договор Олега с Византией в "Древнерусской летописи", который - если это не вымысел - был, вероятно, написан в 911 году и искусственно отнесен к 907 году, как говорит Гёрке (стр. 166).
Это еще один случай, когда "исторический предел" Иллига достигнут, именно в 911 году. С арабами примерно в этот период начинается и первое упоминание о славянах, называемых сакалиба, которые торговали в Багдаде и жили в Андалусии при халифах Омаядах в качестве дворцовых охранников и советников.
Они составляли четвертую по значимости этническую группу в исламской Испании, наряду с имасирами, арабами и неграми. Говорят, что они были захвачены или куплены евреями (на их восточноевропейской родине) и привезены в Испанию в качестве рабов, но мне кажется, что здесь мы имеем дело с типичной тенденциозной историографией, которая путает славян и рабов.
Вместо того чтобы предполагать активную работорговлю с преобладанием евреев по всей Франкской империи и незаметно для христиан, я бы предпочел думать, что эти славяне Андалусии - не кто иные, как знакомые нам готы и вандалы, попавшие под исламское правление. Возможно, фраза о том, что евреи торговали с народом славян, получила этот смысл путем транскрипции и злонамеренной диссимуляции, которая затем повторяется у многих хронистов: евреи торговали рабами.
А как говорили эти славяне?
Славянский язык - это не диалект безвестной македонской долины, а блестящее достижение православного миссионера.
Язык хорошо документированных в культурном и историческом отношении вендов или вандалов остается большой неизвестностью. За исключением имен собственных, мы почти не знаем ни слова (возможно, Era, Hera = год, как уже упоминалось). Тем не менее, лингвисты знают, что это "германский" язык, родственный готскому и древневерхненемецкому, причем в вандальском так называемый второй звуковой сдвиг произошел раньше, чем у готов и намного раньше, чем у алеманнов или лангобардов, т.е. он задал тон (Höfler, цит. по B. Pischel, p. 126 f.).
Язык варягов и руси, которые заложили ядро первой России, также считается "восточногерманским", как и готский, который практически неизвестен (Marchand, p. 96). Исключение составляет перевод Библии, сделанный Вульфилой, который считается вестготским. К сожалению, те немногие светские документы, в которых встречаются готские слова, совершенно не похожи на этот библейский язык.
Даже слово Vader - в переводе Вульфилы Атта - не совпадает. Согласно Скардигли (1973), готский язык - это не один из многочисленных германских диалектов, а единственный известный германский язык в тот период (IV век), хотя наши знания очень неполны: Мы даже не знаем, как готы говорили "лошадь"!
Библейский язык Вульфилы - это обращение к древнему жреческому языку, который сначала понимали лишь немногие, затем он был переделан для целей христианской миссии, намеренно архаизирован и наполнен множеством искусственных слов.
Возможно, на этом культовом языке в действительности никто и ни в какое время не говорил, и поэтому мы не можем обнаружить влияния этого готского языка в современных языках, пишет Скардигли (стр. 232 f.). В латинских и арабских текстах, в 9 веке, расы появляются на востоке по течению рек, после 900 года обычно называемые ругиями (множественное число от рус). Уже известные как ругии были воинственными, "готоязычными" (Вольфрам, стр. 52) племенными группами в восточной части Альпийского региона, которые были побеждены Одоацером в 487 году.
В X веке руги называются славянами (Wolfram, p. 353), но вопрос о том, когда произошла смена языка с готского на славянский, остается открытым. Как "готоязычные" венды и сакалиба и их столь же германские владыки, русы и варяги, могли стать славянами? У них было бы достаточно времени для этого изменения: от Прокопа до Владимира прошло четыре века.
Результаты раскопок: Славяне перемещаются туда-сюда, чтобы заполнить пробелы, созданные историками.
Поскольку о славянах между 7 и 10 веками документы "бледны", "для распространения восточных славян на первый план выходят результаты исследований средневековой археологии" (Goehrke, p. 23). Таким образом, по черепкам керамики и могилам без каких-либо письменных останков можно сделать вывод о языке народа.
Определенные стили керамики называют "культурой" и дают им племенные названия, что и произошло с Прокопом и двумя его коллегами, которые затем осели на несколько веков с соответствующими областями рассеяния. Но керамика - это товар, который часто перевозили очень далеко. Если бы в далеком будущем пришлось раскапывать дворец османских султанов в Стамбуле, их пришлось бы принять за китайских вассалов из-за их фарфоровой посуды. В любом случае, нет никакой уверенности в хронологической классификации этих керамических групп.
Приходится просто заполнять промежуток между уходящей древностью и христианизацией как можно лучше. В основном это не удается, что становится все более и более очевидным. (Подробности и ссылки в моем эссе в ZS 4/1995.) В своей лекции (напечатанной в ZS 4/1996) реконструктор времени Манфред Целлер рассмотрел соответствующий случай для Центральной Германии:
"Старые исследования предполагали, что германские племена покинули, например, восточный Бранденбург уже в IV веке, а славяне пришли не ранее VII века. Этот досадный пробел необходимо было устранить. Так и произошло с 60-х годов прошлого века, по крайней мере, в некоторых местах расселения. Тевтоны оставались дольше, славяне пришли раньше; цель исследования, казалось, была достигнута. Новые данные, которые стали известны в начале 90-х годов, сделали эти исследования недействительными; разрыв снова появился".
Когда образовался разрыв, здесь не важно, потому что абсолютная датировка грунтовых находок не работает. Что касается древней Паннонии (Венгрия), я также рассматривал эту проблему в своем эссе выше, цитируя Вольфрама: В VI веке лангобарды переселились из восточно-норической Западной Паннонии (восточная Австрия и западная Венгрия) в Италию, но "по крайней мере до IX века Константинополь не отказывался от своих притязаний на Паннонию".
Затем, однако, венгры вторглись в нее. Неужели эта плодородная земля пролежала три столетия под паром?
Целлер находит (ZS 2/1996) столь же странное состояние исследований для Венгрии:
"Наследие народов с 6 века...., а также продолжение ранних венгерских находок в 7 веке, а затем снова венгерские находки, начиная с 11 века, многочисленны. Между ними, однако, много неясного. Некоторые группы находок смещаются назад и вперед от 8-го к 10-му веку; прежде всего, до сих пор нельзя однозначно решить, была ли Паннония вообще заселена в 9-м веке..." (стр. 189). (p. 189).
Целлер признает, что два рассказа о захвате земель, аварский от 598 года и онугурский от 895 года, вероятно, описывают один и тот же процесс, поскольку основные названия племен совпадают. Еще хуже то, что для того, чтобы заполнить большой промежуток времени (859-598 =) 297 лет, археологи также назвали народ, не записанный в хрониках, "людьми усиков и грифонов", согласно их раскопанным украшениям, и заставили их захватить землю в Венгрии. Это событие отнесено "примерно к 700 году". Все три события, говорит Целлер, сгущаются в одно.
Рождение нации
Ортодоксальная религия породила народ, который с тех пор ощущает себя единым целым.
Таким образом, индогерманисты оказались лишними. Теперь, заполнив искусственную пустоту в Восточной Европе с помощью гипотезы укорочения, археологические проблемы устранены, а запутанные хроники осмысленно соотнесены друг с другом, но внезапная смена языка все еще ждет объяснения.
На мой взгляд, только при обсуждении этого вопроса становятся понятны все последствия скачка во времени. Глаголика, первоначальная форма кириллицы (глагол означает слово), - это шрифт, впервые использованный двумя братьями Мефодием и Кириллом во время их миссии в Моравии.
Самыми древними из сохранившихся текстов являются "Киевские листки" конца 10 века, содержащие литургические молитвы, основанные на латинской модели. Сама письменность, состоящая из 36-40 букв, основана на греческом минускуле, но также содержит руны и некоторые совершенно оригинальные знаки.
Греческий минускул был разработан при византийском дворе после 914 года. Уже по одной этой причине славянскую миссию следовало бы отнести к этому времени, а не традиционно к 870 году нашей эры (уже упомянутый просчет, здесь около 44 лет).
В любом случае, кириллица не была постепенно органически развита из более древних образцов, а "изобретена" совершенно искусственно миссионером.
Это относится и к языку, так называемому староцерковнославянскому, который впервые появился в этой письменности. (Его также называют староболгарским или просто старославянским.) Опять же, моделей не существует. Словенский язык, например, не мог быть образцом, а является результатом регионального формирования после принятия богослужебного языка староцерковнославянского.
То же самое верно и для всех других славянских языков, таких как русский или сербский: Звуковые изменения произошли только в 10-12 веке в соответствии с ранее распространенными языками. Формы гласных, ударение и т.д. показывают нам, какие типы языков ранее использовались в данной местности, например, у чехов - древневерхненемецкий язык, поскольку в чешских словах ударение падает на первый слог, как и в древнегерманских (об этом H. Hirt, p. 23, Braun, p. 46 и 53, и многие другие).
В качестве самых ранних центров развития старославянского языка мы знаем (Trubetzkoj, 1936, p. 88 f.; Mares, 1965, p. 83) сегодня только две области, Моравию и Болгарию. Это именно те две миссионерские области, которые были посещены и христианизированы Мефодием и Кириллом. Из характера старославянского языка ясно, что это не диалект македонской долинной общины, как принято считать, а скорее "жреческий язык", созданный гением и провидением, как это неоднократно бывало в древности (санскрит или шумерский, как пример).
Структура предложений, полностью аналогичная греческой, многочисленные словосочетания и новая христианская терминология (об этом: Иван Галабов, 1971) позволяют думать об искусственном языке, эсперанто для крещеных людей.
В упрощенном виде этот вывод можно выразить так: Славянская "нация" возникла в результате принятия византийского христианства с помощью искусственного языка, созданного в письменной форме миссионерами.
Многочисленные этнические группы, населявшие эту территорию ранее, не мигрировали, а более поздние жители не выбрались из болот.
Славянское объединение - это новый и уникальный культурно-религиозный процесс в 10/11 веке, а не тысячелетнее развитие согласно индогерманской доктрине.
Между арианскими готами, языческими вендами, а также ругами поздней античности, с одной стороны, и православными славянами, с другой, нет этнического барьера. И трехсотлетнее развитие не доказуемо и не необходимо для этого перехода.