Как «восстание роботов» вызвало в 1930-е массовую истерию в США
В 1932 году английский инженер Гарри Мэй создал робота-стрелка по имени «Альфа». Робот был весом в 2 тонны и управлялся Мэем с помощью радио. Инженер «научил» его только одной механической операции – стрелять по мишеням.
На представление своего «механического человека» Мэй позвал нескольких друзей. Но в «программе» «Альфы» произошёл сбой – механическая рука повернулась не в сторону мишени, а одного из зрителей. В последний момент изобретатель закрыл рукой дуло пистолета, и – о счастье – пуля лишь слегка поранила её.
«Альфа» удалось отключить, а на следующий день газеты США вышли с заголовками «Первый робот восстал против своего изобретателя!».
Америку охватила паника – люди распространяли слухи, что капиталисты припасли сотни тысяч таких «Альфов», чтобы заменить ими людей в шахтах, на заводах и в полях. Здесь нужно напомнить, что переживали США в тот период. В стране зверствовала Великая Депрессия: 25% американцев были безработными, родители сдавали детей в приюты, в крупных городах правили этнические мафии, а в сельской местности – бандиты-одиночки (типа известных Бонни и Клайд).
Известный в то время колумнист Брюс Кэттон успокаивал читателей 28 сентября 1932 года в журнале Sandusky Star Journal, Ohio: «Машины совершили революцию в нашей жизни. Механизмы стали нашими кормильцами. Ещё немного, и они научатся быть фермерами, торговцами, солдатами, учителями – а мы станем жить, эксплуатируя их». Но такая пропаганда носила обратный эффект, и американцы верили, что не они, а роботы поработят их.
Доходило до того, что те, у кого были деньги, пытались по-настоящему обороняться против скорого завоевания роботами. К примеру, «Американская федерация музыкантов» потратила более 500 тысяч долларов для борьбы с «робот музыкой» – prerecordings. Они разместили серию объявлений в газетах по всей территории США и Канады, в которых были иллюстрации роботов. Эти угрожающие механические люди должны были бы оставить без работы музыкантов, играющих живую музыку.
С такой же проплаченной кампаний выступил Голливуд, опасаясь, что и актёров заменят роботы.
С приходом Рузвельта власти организовали контркампанию, в которой простым американцам на простых примерах доказывалось, что человек всё равно сильнее робота. В частности, по США широко разошлись афиши, на которых был представлен боксёр Джек Демпси, противостоящий на ринге роботу. Заголовок кричал «Я могу побить любого робота!». «Я бы мог разорвать его на куски – болт к болтику!».
Властями был задействован и Голливуд. Вышел мультфильм с Микки-Маусом, который так и назывался «Механический человек». В нём инженер Микки-Маус изобретает робота для борьбы с гигантской гориллой. Но горилла побеждает его.
К концу 1930-х истерия по поводу роботов в США поутихла. А потом стало не до неё – началась Вторая Мировая. Где, кстати, механизмы были подчинены воле человека и помогли победить плохих людей – которые оказались хуже недавних роботов.
Иллюстрации из СМИ США времён «Истерии по роботам»:
www