Такая загадочная и прекрасная... китайская керамика
Для более точного датирования фрагментов археологи собрали несколько образцов костей и угля из разных слоев. По их словам, обнаруженная керамика использовалась для приготовления пищи: рядом были найдены остатки костей, а некоторые черепки были сильно обожжены. Но тем не менее, на самих черепках животного жира не найдено. Возможно, эти сосуды служили для кипячения воды... Вот эти черепки:
Однако, находятся скептики, утверждающие, что они могут иметь возраст никак не старше 11 тысяч лет. Так это или не так, пока сказать трудно. Зато мы можем сравнить их с хорошо известной нам ямочно-гребенчатой керамикой, появившейся на территории Русской равнины не ранее 6-го тысячелетия до н.э., из недр Верхневолжской археологической к-ры. И выглядела она так:
Добавим, что вариантов подобного орнамента можно насчитать свыше 50, в том числе, хотя и мало - целиком без орнамента, и тщательно разглаженных, и с примитивными рисунками. Вопрос: как могло произойти такое совпадение, учитывая разницу в возрасте изделий - 10 тыс.лет? Тип этой лепной керамики передавался, как эстафетная палочка, последующим культурам, пока очередь не дошла до к-ры керамики Шнуровой, широко распространившейся в 3-м тысячелетии до н.э. в лесной и лесостепной зоне Европы.
А между тем, в учебниках (История керамики Восточной Азии. Автор: Жущиховская И.С.) пишут, что ранняя китайская керамика, возрастом 12-9 тыс.лет, изготавливалась оригинальным способом: набиванием пластической массы на шаблон, которым могла служить деревянная болванка, округлый камень и т.п. Как правило, изделия не имели никаких специальных декоративных элементов. Лишь изредка стенки сосудов украшались оттиском ногтя или прямыми прочерченными линиями. На них оставались следы от лопаточки, обмотанной верёвкой, которой наносилась глина на шаблон. Предполагают, что эти сосуды использовались для приготовления пищи.
В 5-м тысячелетии до н.э., в культуре Хэмиду, появляются сосуды различного назначения - горшки, миски, сосуды с носиками и даже первые "пароварки", в которых готовили рис. Над треножником с кипящей водой ставили широкий сосуд с отверстиями в днище. Туда, видимо, что-то подстилалось вроде циновки, чтобы рис не высыпался в отверстия. Нередко на сосудах, до обжига, прочерчивали рисунки животных, птиц, растений. Но не как орнамент, а как отдельные картинки. Неизвестно, был ли в них заложен магический смысл, или просто впечатления от окружающего мира. Но это был первый шаг к использованию керамики в качестве основы для изобразительного искусства.
Параллельно с Хэмуду, располагавшейся в нижнем течении р.Хуанхэ, выше появилась культура Яншао, в 5-4 тысячелетиях занимавшая обширную территорию в бассейне той же реки. Там использовали принципиально отличные технологии, хотя кое-где ещё использовали шаблон. Появляется ленточно-кольцевой способ лепки, а это значит, что форма сосудов может съужаться в верхней части, может образовывать горлышко. А применение особых рецептов для приготовления массы - с использованием разных качественных глин и добавок к ним (песок, дресва, резаная солома и др.) обеспечивало сохранение формы при дальнейшей сушке и обжиге изделия. В период Яншао появляются специальные печи для обжига, пока небольшие - вертикальные и наклонные:
На среднем этапе Трипольской к-ры также распространяются печи для обжига - гончарные горны, одно- и двухкамерные. Появление гончарного горна в Египте и Междуречье специалисты относят к 3-ему тысячелетию до н.э.
В период Яншао складываются основные типы посуды, ставшие традиционными в Китае: миски "пань", чаши "доу", кувшины "гуань", стаканы "бэй", бутылки "пин", чашки "бо" и другие.
Поверхность посуды тщательно полировалась, на неё наносились весьма своеобразные узоры... И тут в недоумение приводит поразительное сходство этих узоров, да и самих форм некоторых изделий с... Трипольской керамикой 4-го тысячелетия до н.э., а также с более поздней - Минойской и другими, эпохи энеолита и ранней бронзы.
Последний сосуд найден на Крите и датирован 2000-1800гг до н.э.
Наука молчит о том, кто принёс этот тип керамики в Китай, или наоборот - из Китая на Запад. Не встречались в Китае разве что характерные для Трипольской к-ры сдвоенные сосуды - "бинокулярные", а на Западе - китайские пароварки.
Были в Китае и иные культуры со своей керамикой. Например, Восточный Джу, 4-3 тысячелетие:
Или сосуд для воды - культура Сяцзянь, 2000-1500гг:
Он больше похож на образцы к-ры Хэмуду, двухтысячелетней давности.
В период культуры Луньшань, в первой половине 2-го тысячелетия до н.э., мигранты из Центральной Азии завезли в Китай гончарный круг. Луньшанцы овладели секретом обжига, при котором керамика приобретала насыщенно-чёрный или серый цвета. Толщина стенки сосудов не превышала 1 мм !
Кубок:
Чашка и зооморфный молочник (?):
В других странах, в частности - в Египте, тоже изготавливали чёрную керамику, и сейчас изготавливают, но как это делали в древние времена - способом задымления или примесью химических веществ, до сих пор доподлинно неизвестно.
Сосуд династии Шан-Инь, 1600-1100гг:
Первые фарфоровые изделия, по китайским источникам, появились у них на заре Новой Эры, между 204г до н.э. и 222г н.э. (в период династии Хань). Однако археологи к этому периоду относят лишь "протофарфор", а первые черепки настоящего фарфора были найдены в развалинах г.Самарры, в Месопотамии, куда они попали лишь в 4 столетии н.э. В Китае тогда господствовала династия Тан, и происходило интенсивное развитие торговли со странами Ближнего Востока и Южной Европы.
Протофарфор:
Как видим, неказист. Процесс совершенствования фарфоровых изделий длился столетиями, благо сырья для него имелось предостаточно. Белая глина каолин добывалась во многих местах, в провинции Цзянси оказались огромные запасы "фарфорового камня" - горной породы, состоящей из кварца и слюды. Добыть полевой шпат и кварц также не проблема.
То же можно сказать и об открытии глазури. В Китае она появилась в 1-м тысячелетии до н.э. Существует мнение, что при обжиге в печах, сложенных их камней гранита, температура иногда достигала до точки плавления полевого шпата, входящего в его состав, и капли оставались на изделиях, что и навело китайских гончаров на мысль о создании глазури. Первые же примеры её использования для покрытия керамики относятся к Древнему Египту 4-3 тысячелетий до н.э., а во 2-м тысячелетии египтяне изготавливали фаянс - глазурованные сосуды из белой глины.
Первые глазурованные изделия:
Получив качественную глазурь, китайцы постарались придать ей вид их любимого камня - нефрита, который был сложен в обработке и дорог. Впоследствии, завезённый в Европу, этот вид глазури получил название "селадон" - по имени героя комедии 17 века, носившего одежду изысканных бутылочно-зелёных тонов. К тому времени селадоном покрывались и фарфоровые сосуды.
В период династии Юань (1279-1368гг) становится модной синяя (кобальтовая) подглазурная роспись по белому фону фарфора, очень полюбившаяся в Европе, где ей впоследствиии стали подражать. В России она явилась дальним предком Гжельской росписи по фаянсу и фарфору.
В царствование династии Мин (1368-1644гг) китайцы придумали легкоплавкие эмали, которые можно было наносить сверху на глазурь и повторно обжигать изделие, отчего оно становилось ещё наряднее. Среди росписей появились великолепные китайские пейзажи - с горами в облаках, реками и озёрами, деревьями, поселениями и людьми - путешествующими или занимающимися своим делом. Целые панорамы по всей окружности ваз стали одним из способов самовыражения китайских пейзажистов, в дополнение к свиткам из бумаги и шёлка. Впрочем, слово "самовыражение" не совсем точное. Средневековые китайские художники любили окружающий мир, и пытались выразить его, а не выпендриться чем-то необыкновенным друг перед другом.
И
наконец, китайские мастера додумались разработать цветовые гаммы
красок, которые, подобно музыкальным тональностям, обеспечивали бы
гармоничность сочетаний оттенков в единой сложной (или простой)
композиции. Первым появилось т.н. "зелёное семейство" (название было
дано европейскими заказчиками). Произошло это в годы правления
императора Канси (1662-1722гг) из династии Цинь. Позже появились
"розовое" и "чёрное" семейства. Вспомогательные оттенки (красного,
жёлтого, голубого, бирюзового, того же зелёного и розового и прочих
цветов) непременно должны были идеально подходить к базовому цвету.
Иногда какой-нибудь из вспомогательных оттенков занимал чуть не всю
поверхность сосуда, но гамма сохранялась. Было ещё и "семейство
соперничающих красок", построенное на контрастах. Сочетались, например,
синий и красный - но так, что дисгармонии не чувствовалось, лишь
создавалось впечатление энергичности, яркости, экстраординарности.
Разработка этих цветовых гамм, конечно, явилась подспорьем китайским
ремесленникам. Работать приходилось много и быстро: китайских фарфор
шёл нарасхват во всём мире. А китайцы любят тщательность. "Семейства"
же позволяли без особых мук творчества создавать разнообразные,
высокохудожественные произведения.
Гаммы соблюдались и при нанесении монохромной глазури, где рисунка как такового и не было, он создавался красивыми потёками, напылением, трещинками, дырочками и т.д. Такие глазури имели свои названия: например, "пламенеющий синий", "бычья кровь".
Каждая гамма создавала определённое настроение: эмоционально сдержанное "зелёное семейство" приближало к природе, ""розовое" напоминало об изысканных светских удовольствиях. Сочетание лунных оттенков на чёрном фоне даровало ощущение чарующей южной ночи...
Комментарии 12
0
STRAN_NIK
07.11.2013 21:20
[Материал]
История и археология, в том виде, как её преподносят, не имеет к науке ни какого отношения. Факты подтасовываются, даты искажаются. Чужое переписывают за своё. Роды Славян-Ариев с древней Гипербореи, принёсших культуру и знания в страны востока и запада, в "благодарность" называют дикими племенами. Всему сатанинскому воинству хочется опорочить и истребить Святую Русь, как последний оплот сопротивления силам Зла. Но Русь выстоит, нельзя не выстоять. Кроме России, у человечества нет иных защитников от Лукавого, как бы оно не кичилось и не храбрилось. А потом разберёмся чьи черепки древнее.
|
0
Мамонт
07.11.2013 13:31
[Материал]
Вообще непонятно как такие статьи пишутся
Нашли два обломка глиняных горшков, обосраных и грязных, где-то в пещере.... Затем на их фоне постятся сотни прекрасных ваз современной работы, чтобы у людей одно с другим ассоциировалось. И главное так много утверждений о какой-то древности...но ни одного доказательства. Всё, что старше 700 лет - убогие грязные горшки...и те в осколках. А то, что в музеях стоит...и выдаётся за якобы древнее...вообще не хочется комметнтировать КИТАЙСКОЙ КЕРАМИКЕ НЕ БОЛЕЕ 700 ЛЕТ !....как и всей их великой империи...не больше тысячи А всё остальное фальсификация...китайский обыкновенный фейк. Подделывают не только вещи, но и свою историю. Очень им хочется чем-то гордиться... |