Вход / Регистрация
22.12.2024, 14:13
Гениальность - Дар и проклятие
Фраза про то, что люди не рождаются кем-то, а становятся таковыми, известна практически всем. Одна из наиболее популярных ее вариаций: «Гениями не рождаются, гениями становятся». Только если задуматься, она верна далеко не всегда.
Бывает так, что дети демонстрируют подлинную гениальность чуть ли не с младенческих лет. Столь одаренных ребят зовут вундеркиндами и, как правило, прочат им блестящее будущее...
«Вундеркинд» — понятие не новое. Слово взято из немецкого языка — Wunderkind, что буквально означает «чудо-ребенок». В 1982 году экстрасенс Нэнси Энн Тэпп ввела аналогичный термин — «дети индиго». По мнению Тэпп, аура особо одаренных детей отсвечивает характерным фиолетовым светом, отражая их неординарные способности.
Любой родитель мечтает увидеть в своем чаде что-то замечательное и развить лучшие его черты. Но если дитя быстро учится читать, хорошо поет или обыгрывает своих сверстников в шахматы — это одно, а когда к восьми годам пишет книги, решает логарифмические уравнения и говорит на пяти языках — совсем другое.
Подобные достижения вызывают восхищение окружающих, будучи исполненными взрослыми состоявшимися людьми, а уж у детей они смотрятся как абсолютная фантастика. Но даже если исключить многочисленные выдуманные статьи желтой прессы, паразитирующей на теме вундеркиндов и индиго, случаи гениальности среди совсем юных представителей человечества более чем реальны. Хотя сначала их нужно хорошенько поискать.
Исследования говорят, что на одного вундеркинда приходятся десятки тысяч, а то и миллионы менее одаренных детей. К тому же далеко не всем удается как следует проявить себя.
Наш мозг — невообразимо сложное устройство, функции которого до сих пор остаются загадкой для ученых. Феномен вундеркиндов также разгадан не до конца, хотя очевидно, что он как-то связан со стимуляцией определенных участков мозга ребенка при рождении или чуть позже, во время взросления.
Это подводит нас к следующей мысли: далеко не все вундеркинды одарены одинаково и разносторонне. Как правило, единственная объединяющая черта — высокий интеллект, проявляющийся в самом раннем возрасте, с одного-двух лет. Развитие таланта ребенка в дальнейшем ложится на плечи его родителей и его самого.
Вот, например, кореец Ким Ун Ён 1963 года рождения. В четыре года он знал четыре языка и проводил сложнейшие математические вычисления. Официально зарегистрирован в Книге рекордов Гиннесса как умнейший человек на планете своего времени.
А вот — Вольфганг Амадей Моцарт, всемирно известный австрийский композитор середины — конца XVIII века. Обладавший невероятным музыкальным слухом и великолепной памятью, он ктомуже получал полную поддержку от своего отца Леопольда Моцарта, также композитора. Благодаря природному таланту и блестящему домашнему образованию Моцарт начал играть на клавесине уже в возрасте трех лет, в пять писал небольшие пьесы, а в восемь закончил свою первую симфонию.
Пример от литературы — Говард Филлипс Лавкрафт, один из наиболее выдающихся писателей мистики и ужасов начала XX века. В отличие от Моцарта, окруженного семейной заботой и любовью, Лавкрафт в два года был вынужден наблюдать, как его отца забирают в психиатрическую клинику.
Мальчика мучили непрекращающиеся кошмары, которые он переносил на бумагу. В два года он наизусть читал чужие стихи, а с шести начал писать сам — как стихотворения, так и прозу. К несчастью, большая часть его произведений не сохранилась, ведь при жизни Говард не мог похвастаться большой популярностью.
Еще один творец — Пабло Пикассо, великий испанский художник XIX и XX веков, по слухам, начал рисовать раньше, чем говорить. В отличие от других вундеркиндов, с легкостью вычисляющих в уме уравнения и сочиняющих книги, Пикассо терпеть не мог математику, читал по слогам и делал грубейшие ошибки в письме даже в 12 лет.
Но когда он брался за кисть, ему попросту не было равных. В восемь лет Пикассо создал свою первую серьезную картину маслом — «Пикадор», которую хранил до конца жизни. В 14 он с блеском поступил в Школу изящных искусств Ла-Лонха, куда до этого в принципе не допускались несовершеннолетние. В 16 состоялась его первая выставка, а в 20 лет слава Пикассо гремела на весь мир.
Чтобы стать вундеркиндом, не всегда хватает прирожденного таланта, зачастую он пробуждается благодаря внешним обстоятельствам. Стал бы Моцарт великим музыкантом, если бы не правильное воспитание? Писал бы Лавкрафт непревзойденные ужасы, если бы не психологическая травма детства?
Но главное, что далеко не всем одаренным детям суждено стать великими личностями при вступлении во взрослую жизнь. Кажется, что, если ребенок способен в 12 лет поступить в университет, в 20 он уже разгадает все главные тайны бытия... Увы, это распространенная логическая ошибка.
Большая часть вундеркиндов лишь учится быстрее, чем остальные дети, но рано или поздно останавливается, достигая средневысокого уровня взрослого человека. При этом на них оказывается постоянное давление со стороны общества, родителей, учителей, журналистов, ожидающих новых и новых достижений.
Некоторые—лишь десять процентов от общего числа — выдерживают и пробивают себе путь в историю. Другие уходят в тень, мечтая, чтобы их оставили в покое. Исследования показывают, что уровень самоубийств крайне высок как раз среди самых одаренных детей и подростков.
Одним из самых показательных примеров того, что даже умнейший вундеркинд может легко свернуть с тропы к величию, является Уильям Джеймс Сайдис — юный талант начала XX века. Распознав способности своего сына, родители твердо решили вырастить из него гения и поначалу преуспевали. В возрасте полутора лет Уильям Джеймс мог спокойно прочесть газету «Нью-Йорк тайме», а к восьми годам успел выучить десяток языков и даже изобрести собственный.
Первый раз он попытался поступить в Гарвард в семь, но руководство отказало столь молодому студенту. Тем не менее его взяли туда через четыре года, в 11. В 16 лет Сайдис уже получил диплом.
И вот, несмотря на высочайший уровень интеллекта и огромное количество знаний, накопленных с детства и юности... Уильям Джеймс Сайдис прожил до смерти, наступившей в 46 лет, работая простым бухгалтером и старательно прячась от прессы. Он не только никак не проявлял свои таланты, но и не оставил наследников, так как никогда не был женат.
Вероятнее всего, виной тому был ранний неудачный опыт общения с другими студентами и преподавателями, не желавшими иметь дело с не по годам умным юношей. Общество зачастую может быть жестоко, но оно живет по своим законам. Печать вундеркинда в нем может оказаться как даром, так и проклятием.
В бесчисленных спорах ученых — биологов, психологов и социологов, обсуждающих феномен вундеркиндов, — рано или поздно все сводится к главному вопросу: все же — рождаются или становятся? Приводятся многочисленные аргументы и веские доводы для подтверждения своей точки зрения. Насколько важна наследственность и насколько внешние факторы? Станет ли ребенок гением,если получил нужный ген от далекого предка, или же необходимо лишь правильное воспитание?
Впрочем, в XXI веке при развитии генетики и социологии подавляющая часть спорщиков примирилась между собой. Наследственные и внешние факторы были признаны равнозначными и слишком тонкими, чтобы отличить одни от других. Утихли и страсти по вундеркиндам.
В эпоху информации и средств связи одаренные дети могут легче находить себе подобных и гораздо быстрее встраиваться в общество. Они стали чуть менее заметны: когда под рукой машины, производящие вычисления и открывающие доступ к громадному количеству произведений искусства на любой вкус, способности вундеркиндов сияют не так ярко. Но по сути это идет на пользу как самим детям, так и их окружению.
В конце концов, неважно, родился человек вундеркиндом или стал им. Главное, как он построил свою судьбу дальше.
Бывает так, что дети демонстрируют подлинную гениальность чуть ли не с младенческих лет. Столь одаренных ребят зовут вундеркиндами и, как правило, прочат им блестящее будущее...
«Вундеркинд» — понятие не новое. Слово взято из немецкого языка — Wunderkind, что буквально означает «чудо-ребенок». В 1982 году экстрасенс Нэнси Энн Тэпп ввела аналогичный термин — «дети индиго». По мнению Тэпп, аура особо одаренных детей отсвечивает характерным фиолетовым светом, отражая их неординарные способности.
Любой родитель мечтает увидеть в своем чаде что-то замечательное и развить лучшие его черты. Но если дитя быстро учится читать, хорошо поет или обыгрывает своих сверстников в шахматы — это одно, а когда к восьми годам пишет книги, решает логарифмические уравнения и говорит на пяти языках — совсем другое.
Подобные достижения вызывают восхищение окружающих, будучи исполненными взрослыми состоявшимися людьми, а уж у детей они смотрятся как абсолютная фантастика. Но даже если исключить многочисленные выдуманные статьи желтой прессы, паразитирующей на теме вундеркиндов и индиго, случаи гениальности среди совсем юных представителей человечества более чем реальны. Хотя сначала их нужно хорошенько поискать.
Исследования говорят, что на одного вундеркинда приходятся десятки тысяч, а то и миллионы менее одаренных детей. К тому же далеко не всем удается как следует проявить себя.
Музыка, ужасы, живопись
Наш мозг — невообразимо сложное устройство, функции которого до сих пор остаются загадкой для ученых. Феномен вундеркиндов также разгадан не до конца, хотя очевидно, что он как-то связан со стимуляцией определенных участков мозга ребенка при рождении или чуть позже, во время взросления.
Это подводит нас к следующей мысли: далеко не все вундеркинды одарены одинаково и разносторонне. Как правило, единственная объединяющая черта — высокий интеллект, проявляющийся в самом раннем возрасте, с одного-двух лет. Развитие таланта ребенка в дальнейшем ложится на плечи его родителей и его самого.
Вот, например, кореец Ким Ун Ён 1963 года рождения. В четыре года он знал четыре языка и проводил сложнейшие математические вычисления. Официально зарегистрирован в Книге рекордов Гиннесса как умнейший человек на планете своего времени.
А вот — Вольфганг Амадей Моцарт, всемирно известный австрийский композитор середины — конца XVIII века. Обладавший невероятным музыкальным слухом и великолепной памятью, он ктомуже получал полную поддержку от своего отца Леопольда Моцарта, также композитора. Благодаря природному таланту и блестящему домашнему образованию Моцарт начал играть на клавесине уже в возрасте трех лет, в пять писал небольшие пьесы, а в восемь закончил свою первую симфонию.
Пример от литературы — Говард Филлипс Лавкрафт, один из наиболее выдающихся писателей мистики и ужасов начала XX века. В отличие от Моцарта, окруженного семейной заботой и любовью, Лавкрафт в два года был вынужден наблюдать, как его отца забирают в психиатрическую клинику.
Мальчика мучили непрекращающиеся кошмары, которые он переносил на бумагу. В два года он наизусть читал чужие стихи, а с шести начал писать сам — как стихотворения, так и прозу. К несчастью, большая часть его произведений не сохранилась, ведь при жизни Говард не мог похвастаться большой популярностью.
Еще один творец — Пабло Пикассо, великий испанский художник XIX и XX веков, по слухам, начал рисовать раньше, чем говорить. В отличие от других вундеркиндов, с легкостью вычисляющих в уме уравнения и сочиняющих книги, Пикассо терпеть не мог математику, читал по слогам и делал грубейшие ошибки в письме даже в 12 лет.
Но когда он брался за кисть, ему попросту не было равных. В восемь лет Пикассо создал свою первую серьезную картину маслом — «Пикадор», которую хранил до конца жизни. В 14 он с блеском поступил в Школу изящных искусств Ла-Лонха, куда до этого в принципе не допускались несовершеннолетние. В 16 состоялась его первая выставка, а в 20 лет слава Пикассо гремела на весь мир.
Дар и проклятие
Чтобы стать вундеркиндом, не всегда хватает прирожденного таланта, зачастую он пробуждается благодаря внешним обстоятельствам. Стал бы Моцарт великим музыкантом, если бы не правильное воспитание? Писал бы Лавкрафт непревзойденные ужасы, если бы не психологическая травма детства?
Но главное, что далеко не всем одаренным детям суждено стать великими личностями при вступлении во взрослую жизнь. Кажется, что, если ребенок способен в 12 лет поступить в университет, в 20 он уже разгадает все главные тайны бытия... Увы, это распространенная логическая ошибка.
Большая часть вундеркиндов лишь учится быстрее, чем остальные дети, но рано или поздно останавливается, достигая средневысокого уровня взрослого человека. При этом на них оказывается постоянное давление со стороны общества, родителей, учителей, журналистов, ожидающих новых и новых достижений.
Некоторые—лишь десять процентов от общего числа — выдерживают и пробивают себе путь в историю. Другие уходят в тень, мечтая, чтобы их оставили в покое. Исследования показывают, что уровень самоубийств крайне высок как раз среди самых одаренных детей и подростков.
Одним из самых показательных примеров того, что даже умнейший вундеркинд может легко свернуть с тропы к величию, является Уильям Джеймс Сайдис — юный талант начала XX века. Распознав способности своего сына, родители твердо решили вырастить из него гения и поначалу преуспевали. В возрасте полутора лет Уильям Джеймс мог спокойно прочесть газету «Нью-Йорк тайме», а к восьми годам успел выучить десяток языков и даже изобрести собственный.
Первый раз он попытался поступить в Гарвард в семь, но руководство отказало столь молодому студенту. Тем не менее его взяли туда через четыре года, в 11. В 16 лет Сайдис уже получил диплом.
И вот, несмотря на высочайший уровень интеллекта и огромное количество знаний, накопленных с детства и юности... Уильям Джеймс Сайдис прожил до смерти, наступившей в 46 лет, работая простым бухгалтером и старательно прячась от прессы. Он не только никак не проявлял свои таланты, но и не оставил наследников, так как никогда не был женат.
Вероятнее всего, виной тому был ранний неудачный опыт общения с другими студентами и преподавателями, не желавшими иметь дело с не по годам умным юношей. Общество зачастую может быть жестоко, но оно живет по своим законам. Печать вундеркинда в нем может оказаться как даром, так и проклятием.
Природа против воспитания
В бесчисленных спорах ученых — биологов, психологов и социологов, обсуждающих феномен вундеркиндов, — рано или поздно все сводится к главному вопросу: все же — рождаются или становятся? Приводятся многочисленные аргументы и веские доводы для подтверждения своей точки зрения. Насколько важна наследственность и насколько внешние факторы? Станет ли ребенок гением,если получил нужный ген от далекого предка, или же необходимо лишь правильное воспитание?
Впрочем, в XXI веке при развитии генетики и социологии подавляющая часть спорщиков примирилась между собой. Наследственные и внешние факторы были признаны равнозначными и слишком тонкими, чтобы отличить одни от других. Утихли и страсти по вундеркиндам.
В эпоху информации и средств связи одаренные дети могут легче находить себе подобных и гораздо быстрее встраиваться в общество. Они стали чуть менее заметны: когда под рукой машины, производящие вычисления и открывающие доступ к громадному количеству произведений искусства на любой вкус, способности вундеркиндов сияют не так ярко. Но по сути это идет на пользу как самим детям, так и их окружению.
В конце концов, неважно, родился человек вундеркиндом или стал им. Главное, как он построил свою судьбу дальше.