/ Новости сайта / Космос / Астрономы впервые наблюдали «предсмертную агонию» сверхновых
24.05.2015

Астрономы впервые наблюдали «предсмертную агонию» сверхновых

Астрономы впервые наблюдали «предсмертную агонию» сверхновых и обнаружили, что спектр разновидностей этих звездных вспышек, позволяющих ученым измерять расстояния между галактиками Вселенной, намного шире, чем ожидалось.

Ученые использовали космический телескоп «Кеплер» НАСА, чтобы сфотографировать три сверхновых типа Ia, находящихся на ранних стадиях развития вспышки. Затем исследователи проследили процесс дальнейшего развития этих вспышек в мельчайших подробностях вплоть до достижения вспышками максимальной яркости, что имело место примерно три недели спустя, и далее наблюдали затухание вспышек, происходившее в течение следующих нескольких месяцев.

Исследователи обнаружили, что начальные стадии взрывов сверхновых некорректно описываются существующими теориями.

«Взрыв каждой из этих звезд по-своему уникален. Никакие обобщения здесь не работают, — сказал доктор Брэд Такер из Австралийского национального университета, Австралия. — Но вот что интересно: хотя каждая из исследованных нами вспышек на начальных этапах процесса протекает по-своему, однако ближе к окончанию процесса мы наблюдаем поразительное сходство между этими различными вспышками».

В прежних исследованиях самым ранним из наблюдаемых этапов взрыва сверхновой был этап, имевший место более чем через 2,5 часа после начала взрыва, когда все взрывы уже развиваются по примерно одинаковым сценариям. Это позволило астрономам в свое время сделать вывод, что процессы, протекающие при взрывах сверхновых, идентичны друг другу. Астрономы предполагали, что причиной всех сверхновых, является постепенное «стягивание» плотной звездой материи с её более «рыхлого» звездного соседа, до тех пор, пока «звезда-каннибал» не становится настолько плотной, что в её ядре загорается углерод.

«Однако, к нашему удивлению, полученные результаты свидетельствуют в пользу альтернативной гипотезы, согласно которой взрыв сверхновой происходит в результате мощного космического столкновения между двумя небольшими белыми карликами», — сказал руководитель исследования доктор Роберт Оллинг из Университета штата Мерилэнд, США.

Как пояснил доктор Такер, эти новые результаты не оспаривают существование темной энергии — открытой в конце XX века таинственной силы, ускоряющей расширение Вселенной.

Исследование появилось в журнале Nature.