Вход / Регистрация
17.11.2024, 11:20
Тайна скрытая в лабиринтах
С древних времен от различных культур мира до наших дней дошли странные сооружения - лабиринты, символизирующие трудный, извилистый путь, коим люди идут в поисках истины. В чем же притягательность этого символа? Начнем с античности. Согласно древнегреческому мифу, на заре времен правил островом Крит царь Минос. Однажды он оскорбил бога морей Посейдона, решив не приносить в жертву обещанного тому прекрасного быка.
Обиженный бог возмутился и наслал страшную страсть на жену царя - Пасифаю. Вскоре она родила "неведому зверюшку" - существо с телом человека и головой быка. Чтобы спрятать чудовище от людей, самый искусный мастер Крита - Дедал - построил Лабиринт (Labyrinthos), найти выход из которого было почти невозможно.
В лабиринте бродил неистовый Минотавр - незаконный отпрыск Пасифаи. Он питался людьми, и потому периодически ему привозили семь юношей и семь дев. Однажды среди обреченных вошел в лабиринт афинский царевич Тесей. У него были с собой меч и клубок, подаренный дочерью Миноса Ариадной.
Тесей сразился с Минотавром и убил его, а выход из лабиринта нашел, следуя за нитью разматывавшегося клубка. Благодаря подвигу героя проклятие с острова Крит было снято.
Вот и все, что сообщает миф о первом лабиринте. Неясно даже значение этого слова. Оно заимствовано у пеласгов - древнейшего населения Эллады, жившего здесь еще около 2000 г. до н.э., когда в страну вторглись ахейские (греческие) племена.
Язык пеласгов ученым пока не удалось реконструировать. Известно лишь, что окончание inthos было присуще названиям населенных пунктов.
Ученые полагают, что лабиринт - помещение с очень извилистыми ходами, где устраивались ритуальные танцы и представления. Возможно, его ограждали каменные стены.
Или их не было и лишь пол был исчерчен странными, путаными линиями, вдоль которых двигались участники ритуала. Предполагают, что лабиринт, изображенный на глиняной табличке XII в. до н.э. (ее нашли в Пилосе), был похож на кносский лабиринт.
Немецкий историк Херман Керн, автор книги "Лабиринты", убежден, что первоначально в этих помещениях исполняли "стройно-живую хороводную пляску" - медленный танец, подробно описанный в поэмах Гомера и других сочинениях.
Этрусский кувшин из Тральятеллы (640 г. до н.э.) донес до нас изображение этого танца: группа молодых, безбородых воинов, одни из них пешие, другие сидят верхом на конях. На их щитах нарисованы лошади и птицы.
Танцуя, они покидают лабиринт. За ними видны две пары, соединившиеся в любовных объятиях.
Так что же творилось внутри лабиринта? Ученые предполагают, что в лабиринтах часто производились обряды инициации. Здесь сами стены дышали магией.
Путешествие сквозь лабиринт могло принести полю желанный урожай, задуманному делу - успех, а бездетной паре - дитя. Рисунок на этрусском кувшине напоминает об этом.
Что же представляет собой чертеж лабиринта, найденный в Пилосе? Коридор семь раз огибал центральную часть лабиринта, описывая окружности все меньшего радиуса, прежде чем путники достигали цели.
Удивительно, но середина лабиринта не так далека от входа и путь к ней не знает преград - ни один ход, ни одна боковая галерея не уводят в сторону, никуда нельзя свернуть. Но самое странное: если захотеть покинуть этот "дом без выхода", то без труда найдешь дорогу назад.
Это озадачивает. Сразу вспоминается история Тесея. Зачем ему нужна была нить Ариадны, если обратный путь он легко мог найти? Быть может, подлинное назначение нити забылось с веками?
Вопреки расхожему мнению, из древних лабиринтов легко было найти дорогу назад, ибо она - несмотря на сложную, запутанную схему постройки - оставалась единственной.
Лишь в новое время, когда суть древних ритуалов забылась и символика лабиринта стала иной - уже не к победе над чудовищем вели они, а заставляли признать слабость человеческой природы, - облик этих построек разительно изменился.
Их прорезали множество боковых галереек и переходов. Люди, попавшие в такой "лабиринт", путались в круговерти ходов и не могли выбраться наружу. На некоторых европейских языках такие постройки даже называются по-другому (например, немцы зовут их "вертоград блужданий"), что лишь подчеркивает их отличие от классического образца.
Но вернемся к кносскому лабиринту. Казалось, находишься близко к центру, но монотонность пути нарушает резкий поворот, уводящий далеко в сторону.
За ним следует еще один... Человека, попавшего сюда, охватывает сомнение: "А сумею ли я добраться до цели?" Он отчаивается, теряется, надеется и идет вперед.
В свое время Гете сравнил путь человека к зрелости "с тем, как петляет, еле держась в седле, бродяга - хмельной всадник". Как это похоже на путь того, кто затерян в лабиринте! Как это напоминает жизнь!
Вот оно, таинство лабиринта. Ты идешь вперед, ты спешишь добраться до цели, ты уверен, что вот-вот достигнешь ее, как вдруг жизнь-лабиринт отрезвляет тебя - с каждым шагом ты оказываешься все дальше от успеха. Былые надежды кажутся несбыточными. Все было напрасно. Ты зашел в тупик?
Вероятно, именно этим лабиринт привлекал древних в первую очередь: путешествие было полно контрастов. Человек то приближался к цели, то удалялся, то предвкушал удачу, то утрачивал иллюзии.
В этом смысле лабиринт эллинов вполне сравним с "колесом Фортуны" средневековой Европы. Жизнь представлялась древним настоящим лабиринтом.
Оставалось лишь идти вперед, превозмогая уныние, и тогда жизнь поворачивалась своей светлой стороной, а лабиринт постепенно приводил к цели.
Символ лабиринта почитали как реликвию. Его высекали на камне, рисовали на керамике. На пилосской табличке размером всего 7x6 см схема лабиринта процарапана как бы мимоходом.
На одной стороне - перечень принадлежавших кому-то коз, а на обороте - та самая схема. Это лишний раз доказывает, как хорошо было знакомо людям того времени устройство лабиринта, как укоренились в их обиходе ритуалы, с ним связанные. Иначе бы человек, вертевший в руках табличку, вряд ли сумел бы так уверенно и точно изобразить лабиринт.
Но что ждет в самом центре лабиринта? Люди стремились туда и боялись туда попасть. Лабиринт завораживал их, как бездна. Когда путь будет окончен, они неминуемо встретятся с Минотавром - т.е. со смертью. Вот она, мрачная тайна жизни.
Имя Минотавра в древности сделалось нарицательным, воплощая зло. Как в наши дни о людях говорят порой "Сущий дьявол", так греки и римляне кляли врагов: "Сущий Минотавр".
В 1921 г., во время раскопок в Помпеях, на колонне дома некоего Марка Лукреция были найдены процарапанный кем-то рисунок лабиринта и надпись: "Здесь живет Минотавр".
Получается, центр лабиринта - это царство мертвых, откуда не возвращается никто? Лишь Тесей побывал там и вернулся, но был он жив или мертв после прихода в центр лабиринта?
Возникает вопрос: так ли мы толкуем древние мифы? Человек, пришедший в центр лабиринта, видел, что там никого нет. Получается, что в нем самом живет все необъятное зло? Попав в центр лабиринта, человек исподволь превратился в Минотавра? А вокруг - темнота. Значит, нужно назад, к свету?
В этой роковой точке жизнь не кончается. Здесь лишь начинается преодоление. Это - низшая точка человеческого падения. Что дальше?
Останемся ли человек навсегда погребенным во тьме или выберемся наружу, как Тесей? Возможно, ритуальный танец всякий раз напоминал о надежде, обмане и просветлении - основных этапах человеческой жизни.
В таком случае "нить Ариадны" тоже находит свое объяснение. Вероятно, микенские танцоры, устремляясь в глубь лабиринта, обвязывались нитью, чтобы их строй не распался и они не потеряли друг друга среди поворотов.
Дойдя до центра, первый поворачивался и спешил снова к свету. Держась за "нить Ариадны", люди возвращались к жизни. Эта нить была их спасением.
В XII в. до н.э. в эпоху Троянской войны в микенскую Грецию со стороны Балкан вторглись многочисленные племена. Города разрушались, традиции утрачивались.
Магическая мощь лабиринтов, вдохновлявшая ахейцев и критян, ослабла... К эпохе эллинизма (IV в. до н.э.) смысл танцевальных ритуалов, исполнявшихся в лабиринтах, был уже совершенно непонятен.
Впрочем, забвение традиций не уменьшало интерес к лабиринту. Его символика в I тыс. до н.э. из Средиземноморья проникла в Сирию, а оттуда в современные Афганистан, Индию, Шри-Ланку и Индонезию. Позднее этот символ станет популярен и на Западе: в Испании, Англии, Скандинавии и на Руси.
В римскую эпоху лабиринт - прежде всего декоративный знак. В жилищах знатных римлян полы украшены мозаичными лабиринтами, в центре которых обычно помещался Тесей, убивающий Минотавра.
Увлекаясь орнаментом, римские художники порой не замечали даже, что их "лабиринты" вычерчены с ошибкой: в них не проникнуть, из них не выбраться. Это был лишь красивый узор...
Сакральная сила возвращается к этому знаку лишь в христианскую эпоху. Вся жизнь снова становится лабиринтом, а его середина - поворотной точкой.
Пройдя трудным, извилистым путем пилигрима, христианин достигает ее. Миновав ее, может уповать на жизнь вечную.
В миниатюрах рукописей раннего Средневековья обличье лабиринта меняется. Священник Отфрид Вайсенбургский сумел вписать в узор линий христианский крест.
Так возникают разнообразные готические лабиринты. Отныне их узор оформляет вход в большие кафедральные соборы. Лишь тот, кто преодолеет этот извилистый путь, уводящий от греха, достоин встречи с Богом.
В средневековой Англии вошли в моду газоны-лабиринты. Трава в них подстригалась на особый манер. Очень древний лабиринт сохранился в Южном Уэльсе. Ему 1800 лет. В Германии также сохранились три подобных лабиринта.
В Скандинавии, Прибалтике и России можно встретить более пятисот архаичных лабиринтов, выложенных из камней. Эти сооружения носят названия "троянских крепостей" Севера.
Диаметр большинства - от 7 до 18 м. Многие из них соответствуют классическому критскому типу лабиринта с одним входом.
По возрасту лишайников на камнях ученые определили, что все они возведены примерно в XIII-XVII вв. Их назначение до сих пор непонятно. Может, эти постройки служили каким-то культовым (языческим?) целям?
А в Европе уже эпоха Возрождения. Человек стал хозяином своей судьбы - перед ним открылся индивидуальный путь спасения. Минула та эпоха, когда все члены христианской общины шли одним и тем же трудным, тернистым путем.
Теперь у каждого был свой выбор. Его спасение в греховном мире зависело лишь от веры, добрых дел и судьбы, а не от коллективного опыта. Была реформирована религия, обновились традиции.
В обществе воцарился эгоизм. И лабиринт - давнее зеркало жизни - меняется в очередной раз. Теперь он превратился в тот самый "вертоград блужданий".
Наша культура не заметила различий между сакральной постройкой, что звалась лабиринтом и давала надежду победить смерть и грех, и причудливым аттракционом - воплощением абсурда, в котором стали плутать европейцы Нового времени.
Новый "лабиринт" стал непредсказуем. Сооружая его, люди кощунственно уподобились Богу, который сошел с ума. Многие пытались миновать этот лабиринт, но мало кому удавалось достичь цели.
Прежде люди устремлялись в лабиринт, чтобы символически "попрать смертью смерть". Теперь тем, кто пустился в лабиринт остается лишь блуждать в тупиках..
Обиженный бог возмутился и наслал страшную страсть на жену царя - Пасифаю. Вскоре она родила "неведому зверюшку" - существо с телом человека и головой быка. Чтобы спрятать чудовище от людей, самый искусный мастер Крита - Дедал - построил Лабиринт (Labyrinthos), найти выход из которого было почти невозможно.
В лабиринте бродил неистовый Минотавр - незаконный отпрыск Пасифаи. Он питался людьми, и потому периодически ему привозили семь юношей и семь дев. Однажды среди обреченных вошел в лабиринт афинский царевич Тесей. У него были с собой меч и клубок, подаренный дочерью Миноса Ариадной.
Тесей сразился с Минотавром и убил его, а выход из лабиринта нашел, следуя за нитью разматывавшегося клубка. Благодаря подвигу героя проклятие с острова Крит было снято.
Вот и все, что сообщает миф о первом лабиринте. Неясно даже значение этого слова. Оно заимствовано у пеласгов - древнейшего населения Эллады, жившего здесь еще около 2000 г. до н.э., когда в страну вторглись ахейские (греческие) племена.
Язык пеласгов ученым пока не удалось реконструировать. Известно лишь, что окончание inthos было присуще названиям населенных пунктов.
Ученые полагают, что лабиринт - помещение с очень извилистыми ходами, где устраивались ритуальные танцы и представления. Возможно, его ограждали каменные стены.
Или их не было и лишь пол был исчерчен странными, путаными линиями, вдоль которых двигались участники ритуала. Предполагают, что лабиринт, изображенный на глиняной табличке XII в. до н.э. (ее нашли в Пилосе), был похож на кносский лабиринт.
Немецкий историк Херман Керн, автор книги "Лабиринты", убежден, что первоначально в этих помещениях исполняли "стройно-живую хороводную пляску" - медленный танец, подробно описанный в поэмах Гомера и других сочинениях.
Этрусский кувшин из Тральятеллы (640 г. до н.э.) донес до нас изображение этого танца: группа молодых, безбородых воинов, одни из них пешие, другие сидят верхом на конях. На их щитах нарисованы лошади и птицы.
Танцуя, они покидают лабиринт. За ними видны две пары, соединившиеся в любовных объятиях.
Так что же творилось внутри лабиринта? Ученые предполагают, что в лабиринтах часто производились обряды инициации. Здесь сами стены дышали магией.
Путешествие сквозь лабиринт могло принести полю желанный урожай, задуманному делу - успех, а бездетной паре - дитя. Рисунок на этрусском кувшине напоминает об этом.
Что же представляет собой чертеж лабиринта, найденный в Пилосе? Коридор семь раз огибал центральную часть лабиринта, описывая окружности все меньшего радиуса, прежде чем путники достигали цели.
Удивительно, но середина лабиринта не так далека от входа и путь к ней не знает преград - ни один ход, ни одна боковая галерея не уводят в сторону, никуда нельзя свернуть. Но самое странное: если захотеть покинуть этот "дом без выхода", то без труда найдешь дорогу назад.
Это озадачивает. Сразу вспоминается история Тесея. Зачем ему нужна была нить Ариадны, если обратный путь он легко мог найти? Быть может, подлинное назначение нити забылось с веками?
Вопреки расхожему мнению, из древних лабиринтов легко было найти дорогу назад, ибо она - несмотря на сложную, запутанную схему постройки - оставалась единственной.
Лишь в новое время, когда суть древних ритуалов забылась и символика лабиринта стала иной - уже не к победе над чудовищем вели они, а заставляли признать слабость человеческой природы, - облик этих построек разительно изменился.
Их прорезали множество боковых галереек и переходов. Люди, попавшие в такой "лабиринт", путались в круговерти ходов и не могли выбраться наружу. На некоторых европейских языках такие постройки даже называются по-другому (например, немцы зовут их "вертоград блужданий"), что лишь подчеркивает их отличие от классического образца.
Но вернемся к кносскому лабиринту. Казалось, находишься близко к центру, но монотонность пути нарушает резкий поворот, уводящий далеко в сторону.
За ним следует еще один... Человека, попавшего сюда, охватывает сомнение: "А сумею ли я добраться до цели?" Он отчаивается, теряется, надеется и идет вперед.
В свое время Гете сравнил путь человека к зрелости "с тем, как петляет, еле держась в седле, бродяга - хмельной всадник". Как это похоже на путь того, кто затерян в лабиринте! Как это напоминает жизнь!
Вот оно, таинство лабиринта. Ты идешь вперед, ты спешишь добраться до цели, ты уверен, что вот-вот достигнешь ее, как вдруг жизнь-лабиринт отрезвляет тебя - с каждым шагом ты оказываешься все дальше от успеха. Былые надежды кажутся несбыточными. Все было напрасно. Ты зашел в тупик?
Вероятно, именно этим лабиринт привлекал древних в первую очередь: путешествие было полно контрастов. Человек то приближался к цели, то удалялся, то предвкушал удачу, то утрачивал иллюзии.
В этом смысле лабиринт эллинов вполне сравним с "колесом Фортуны" средневековой Европы. Жизнь представлялась древним настоящим лабиринтом.
Оставалось лишь идти вперед, превозмогая уныние, и тогда жизнь поворачивалась своей светлой стороной, а лабиринт постепенно приводил к цели.
Символ лабиринта почитали как реликвию. Его высекали на камне, рисовали на керамике. На пилосской табличке размером всего 7x6 см схема лабиринта процарапана как бы мимоходом.
На одной стороне - перечень принадлежавших кому-то коз, а на обороте - та самая схема. Это лишний раз доказывает, как хорошо было знакомо людям того времени устройство лабиринта, как укоренились в их обиходе ритуалы, с ним связанные. Иначе бы человек, вертевший в руках табличку, вряд ли сумел бы так уверенно и точно изобразить лабиринт.
Но что ждет в самом центре лабиринта? Люди стремились туда и боялись туда попасть. Лабиринт завораживал их, как бездна. Когда путь будет окончен, они неминуемо встретятся с Минотавром - т.е. со смертью. Вот она, мрачная тайна жизни.
Имя Минотавра в древности сделалось нарицательным, воплощая зло. Как в наши дни о людях говорят порой "Сущий дьявол", так греки и римляне кляли врагов: "Сущий Минотавр".
В 1921 г., во время раскопок в Помпеях, на колонне дома некоего Марка Лукреция были найдены процарапанный кем-то рисунок лабиринта и надпись: "Здесь живет Минотавр".
Получается, центр лабиринта - это царство мертвых, откуда не возвращается никто? Лишь Тесей побывал там и вернулся, но был он жив или мертв после прихода в центр лабиринта?
Возникает вопрос: так ли мы толкуем древние мифы? Человек, пришедший в центр лабиринта, видел, что там никого нет. Получается, что в нем самом живет все необъятное зло? Попав в центр лабиринта, человек исподволь превратился в Минотавра? А вокруг - темнота. Значит, нужно назад, к свету?
В этой роковой точке жизнь не кончается. Здесь лишь начинается преодоление. Это - низшая точка человеческого падения. Что дальше?
Останемся ли человек навсегда погребенным во тьме или выберемся наружу, как Тесей? Возможно, ритуальный танец всякий раз напоминал о надежде, обмане и просветлении - основных этапах человеческой жизни.
В таком случае "нить Ариадны" тоже находит свое объяснение. Вероятно, микенские танцоры, устремляясь в глубь лабиринта, обвязывались нитью, чтобы их строй не распался и они не потеряли друг друга среди поворотов.
Дойдя до центра, первый поворачивался и спешил снова к свету. Держась за "нить Ариадны", люди возвращались к жизни. Эта нить была их спасением.
В XII в. до н.э. в эпоху Троянской войны в микенскую Грецию со стороны Балкан вторглись многочисленные племена. Города разрушались, традиции утрачивались.
Магическая мощь лабиринтов, вдохновлявшая ахейцев и критян, ослабла... К эпохе эллинизма (IV в. до н.э.) смысл танцевальных ритуалов, исполнявшихся в лабиринтах, был уже совершенно непонятен.
Впрочем, забвение традиций не уменьшало интерес к лабиринту. Его символика в I тыс. до н.э. из Средиземноморья проникла в Сирию, а оттуда в современные Афганистан, Индию, Шри-Ланку и Индонезию. Позднее этот символ станет популярен и на Западе: в Испании, Англии, Скандинавии и на Руси.
В римскую эпоху лабиринт - прежде всего декоративный знак. В жилищах знатных римлян полы украшены мозаичными лабиринтами, в центре которых обычно помещался Тесей, убивающий Минотавра.
Увлекаясь орнаментом, римские художники порой не замечали даже, что их "лабиринты" вычерчены с ошибкой: в них не проникнуть, из них не выбраться. Это был лишь красивый узор...
Сакральная сила возвращается к этому знаку лишь в христианскую эпоху. Вся жизнь снова становится лабиринтом, а его середина - поворотной точкой.
Пройдя трудным, извилистым путем пилигрима, христианин достигает ее. Миновав ее, может уповать на жизнь вечную.
В миниатюрах рукописей раннего Средневековья обличье лабиринта меняется. Священник Отфрид Вайсенбургский сумел вписать в узор линий христианский крест.
Так возникают разнообразные готические лабиринты. Отныне их узор оформляет вход в большие кафедральные соборы. Лишь тот, кто преодолеет этот извилистый путь, уводящий от греха, достоин встречи с Богом.
В средневековой Англии вошли в моду газоны-лабиринты. Трава в них подстригалась на особый манер. Очень древний лабиринт сохранился в Южном Уэльсе. Ему 1800 лет. В Германии также сохранились три подобных лабиринта.
В Скандинавии, Прибалтике и России можно встретить более пятисот архаичных лабиринтов, выложенных из камней. Эти сооружения носят названия "троянских крепостей" Севера.
Диаметр большинства - от 7 до 18 м. Многие из них соответствуют классическому критскому типу лабиринта с одним входом.
По возрасту лишайников на камнях ученые определили, что все они возведены примерно в XIII-XVII вв. Их назначение до сих пор непонятно. Может, эти постройки служили каким-то культовым (языческим?) целям?
А в Европе уже эпоха Возрождения. Человек стал хозяином своей судьбы - перед ним открылся индивидуальный путь спасения. Минула та эпоха, когда все члены христианской общины шли одним и тем же трудным, тернистым путем.
Теперь у каждого был свой выбор. Его спасение в греховном мире зависело лишь от веры, добрых дел и судьбы, а не от коллективного опыта. Была реформирована религия, обновились традиции.
В обществе воцарился эгоизм. И лабиринт - давнее зеркало жизни - меняется в очередной раз. Теперь он превратился в тот самый "вертоград блужданий".
Наша культура не заметила различий между сакральной постройкой, что звалась лабиринтом и давала надежду победить смерть и грех, и причудливым аттракционом - воплощением абсурда, в котором стали плутать европейцы Нового времени.
Новый "лабиринт" стал непредсказуем. Сооружая его, люди кощунственно уподобились Богу, который сошел с ума. Многие пытались миновать этот лабиринт, но мало кому удавалось достичь цели.
Прежде люди устремлялись в лабиринт, чтобы символически "попрать смертью смерть". Теперь тем, кто пустился в лабиринт остается лишь блуждать в тупиках..