Вход / Регистрация
21.11.2024, 21:50
Археологи нашли захоронение женщины перенесшей трепанацию черепа
Раскопки могильника у села Нижний Жирим Тарбагатайского района Бурятии
велись сотрудниками Института монголоведения, буддологии и тибетологии
Сибирского отделения РАН. Помимо останков женщины кочевого племени
гуннов найдены кости лошади и украшения — бусина, фрагмент кольца и
когтевидная подвеска из глинистого известняка.
Об этом рассказал научный сотрудник ИМБИТ СО РАН Билигто Базаров. По его словам, могильник считается «рядовым», так как здесь был захоронен простой гунн, а не из знатного рода, что, однако, не умаляет культурно-историческое значение находки.
— Изучение истории хунну является одним из приоритетных направлений в научной работе Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, — говорит Билигто Базаров. — По меткому выражению одного из исследователей, археология хунну — это наша бурятская античность. Археологами была проделана огромная работа: раскопки на памятниках хунну, ставших опорными и эталонными, и приобретших мировую известность (могильники Ильмовая и Черемуховая падь, Дэрестуйский Култук, городище Баян Ундэр и др.). Опубликованные по результатам этих исследований научные статьи характеризуют весь спектр и многообразие не только материальной, но и духовной культуры этого своеобразного народа.
По словам Билигто Базарова, в полевой сезон 2015 года археологическая экспедиция Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН провела раскопки в Джидинском и Тарбагатайском районах Бурятии. В частности, в Джидинском районе в районе улуса Дырестуй проводились спасательные археологические работы на хуннском могильнике, который был открыт еще в конце 19-го века исследователем Талько-Грынцевичем. Подмыв берега рекой Джида привел к обрушению грунтового захоронения. В результате здесь была обнаружена кость человека, остатки деревянного гроба, из сопроводительного инвентаря — фрагменты керамических сосудов и целый глиняный горшок.
— Очевидно, в могиле был сооружен так называемый «хозяйственный отсек», куда и были положены горшки. Помимо керамики найдены череп лошади и кости мелкого рогатого скота, костные остатки диких животных. Кости будут отданы на видовое определение палеонтологам, а некоторые будут использованы для радиоуглеродной датировки. Самой яркой находкой сезона можно считать изделие — каменный оселк, наличие которого в инвентаре погребенного характеризует погребение как мужское.
В Тарбагатайском районе в местности Нижний Жирим проводились научные археологические работы на смешанном могильнике Баргай (бронзовый век и хуннское время). Памятник археологии был открыт в 1980-е годы учеными Бурятского научного центра. До начала раскопок на современной дневной поверхности могила представлена как кольцевидная каменная выкладка (курган). «Кольцевидность кургана возникает в результате грабительских действий, т.е. в центре кургана имеется грабительский ход, что впоследствии и было зафиксировано в ходе раскопок», — пояснил ученый.
— Кости человека, в данном случае женщины, не сохранились в анатомическом порядке. Череп и кости посткраниального скелета находились в южном углу захоронения. Грабитель еще в те далекие времена извлек из могилы все ценные предметы (вероятно, это были украшения из бронзы, поскольку на некоторых костях видны следы бронзовой патины), оставив науке лишь одну небольшую бусинку из голубого камня, фрагмент кольца и когтевидную подвеску с отверстием на конце, выполненную из глинистого известняка. Считается, что когтевидные подвески имеют очень древний прототип в подвесках из кабаньих клыков, наподобие тех, что находят в неолитических погребениях Забайкалья.
Интересно, что захоронение было организовано в каменном ящике, по периметру которого фиксировались следы дерева, возможно, гроб не сохранился. Из этого погребения получены пробы угля, которые в дальнейшем будут отданы на радиоуглеродное датирование.
Одна из загадок, которую предстоит решить ученым, — происхождение отверстия на черепе древней женщины:
— В черепе имеется подпрямоугольное отверстие. Пока не ясна причина его происхождения, но можно предположить, что это трепанация, то есть древнее свидетельство хирургического вмешательства.
По словам Билигто Александровича, материалы раскопок будут использованы при построении хронологии развития хуннской культуры. Археологические коллекции характеризуют богатую (несмотря на разрушения и разграбленность) материальную культуру народа хунну, их своеобразное мировоззрение.
Об этом рассказал научный сотрудник ИМБИТ СО РАН Билигто Базаров. По его словам, могильник считается «рядовым», так как здесь был захоронен простой гунн, а не из знатного рода, что, однако, не умаляет культурно-историческое значение находки.
— Изучение истории хунну является одним из приоритетных направлений в научной работе Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН, — говорит Билигто Базаров. — По меткому выражению одного из исследователей, археология хунну — это наша бурятская античность. Археологами была проделана огромная работа: раскопки на памятниках хунну, ставших опорными и эталонными, и приобретших мировую известность (могильники Ильмовая и Черемуховая падь, Дэрестуйский Култук, городище Баян Ундэр и др.). Опубликованные по результатам этих исследований научные статьи характеризуют весь спектр и многообразие не только материальной, но и духовной культуры этого своеобразного народа.
По словам Билигто Базарова, в полевой сезон 2015 года археологическая экспедиция Института монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН провела раскопки в Джидинском и Тарбагатайском районах Бурятии. В частности, в Джидинском районе в районе улуса Дырестуй проводились спасательные археологические работы на хуннском могильнике, который был открыт еще в конце 19-го века исследователем Талько-Грынцевичем. Подмыв берега рекой Джида привел к обрушению грунтового захоронения. В результате здесь была обнаружена кость человека, остатки деревянного гроба, из сопроводительного инвентаря — фрагменты керамических сосудов и целый глиняный горшок.
— Очевидно, в могиле был сооружен так называемый «хозяйственный отсек», куда и были положены горшки. Помимо керамики найдены череп лошади и кости мелкого рогатого скота, костные остатки диких животных. Кости будут отданы на видовое определение палеонтологам, а некоторые будут использованы для радиоуглеродной датировки. Самой яркой находкой сезона можно считать изделие — каменный оселк, наличие которого в инвентаре погребенного характеризует погребение как мужское.
В Тарбагатайском районе в местности Нижний Жирим проводились научные археологические работы на смешанном могильнике Баргай (бронзовый век и хуннское время). Памятник археологии был открыт в 1980-е годы учеными Бурятского научного центра. До начала раскопок на современной дневной поверхности могила представлена как кольцевидная каменная выкладка (курган). «Кольцевидность кургана возникает в результате грабительских действий, т.е. в центре кургана имеется грабительский ход, что впоследствии и было зафиксировано в ходе раскопок», — пояснил ученый.
— Кости человека, в данном случае женщины, не сохранились в анатомическом порядке. Череп и кости посткраниального скелета находились в южном углу захоронения. Грабитель еще в те далекие времена извлек из могилы все ценные предметы (вероятно, это были украшения из бронзы, поскольку на некоторых костях видны следы бронзовой патины), оставив науке лишь одну небольшую бусинку из голубого камня, фрагмент кольца и когтевидную подвеску с отверстием на конце, выполненную из глинистого известняка. Считается, что когтевидные подвески имеют очень древний прототип в подвесках из кабаньих клыков, наподобие тех, что находят в неолитических погребениях Забайкалья.
Интересно, что захоронение было организовано в каменном ящике, по периметру которого фиксировались следы дерева, возможно, гроб не сохранился. Из этого погребения получены пробы угля, которые в дальнейшем будут отданы на радиоуглеродное датирование.
Одна из загадок, которую предстоит решить ученым, — происхождение отверстия на черепе древней женщины:
— В черепе имеется подпрямоугольное отверстие. Пока не ясна причина его происхождения, но можно предположить, что это трепанация, то есть древнее свидетельство хирургического вмешательства.
По словам Билигто Александровича, материалы раскопок будут использованы при построении хронологии развития хуннской культуры. Археологические коллекции характеризуют богатую (несмотря на разрушения и разграбленность) материальную культуру народа хунну, их своеобразное мировоззрение.