/ Новости сайта / Космос / На Марсе обнаружен связанный азот
24.12.2015

На Марсе обнаружен связанный азот

Команда ученых при помощи набора инструментов Sample Analysis at Mars (SAM), находящегося на борту ровера НАСА Curiosity, впервые провела обнаружение связанного азота на поверхности Марса, разлагая нагреванием осадочные минералы с поверхности планеты.

Азот был обнаружен в форме диоксида азота и мог выделиться в результате разложения нитратов при нагревании. Нитраты представляют собой класс молекул, содержащих азот в такой форме, которая может быть использована живыми организмами. Это открытие является ещё одним свидетельством в пользу гипотезы о пригодности условий древнего Марса для обитания живых организмов.

«Обнаружение азота в биологически доступной форме укрепляет наше представление о том, что в древности условия в окрестностях марсианского кратера Гейл подходили для развития жизни», – сказала Дженнифер Штерн из Центра космических полетов Годдарда НАСА, главный автор этого нового исследования.

Команда обнаружила нитраты в образцах грунта, содержащих песок и пыль, принесенные ветром, в местечке Rocknest, а также в образцах, полученных в результате сверления кусков аргиллита из мест под названием John Klein и Cumberland в районе Yellowknife Bay. Так как образец из местечка Rocknest содержит как пыль, принесенную ветром из отдаленных областей Марса, так и материалы из более близких к месту отбора пробы областей планеты, то нитраты, вероятнее всего, широко распространены на поверхности Марса, согласно исследованию Штерн. Эти результаты указывают на то, что в марсианском грунте в местах его сверления инструментами ровера Curiosity содержится до 1100 частей на миллион по массе нитратов.

На Земле большая часть азота связана в устойчивые молекулы, имеющие низкую реакционную способность, и потому не может использоваться живыми организмами. Химически связанный с другими элементами азот образуется в результате ограниченного числа реакций, среди которых, например, взаимодействие с кислородом воздуха при температурах электрической дуги. На Марсе появление связанного в нитраты азота ученые связывают с экстремальными условиями, возникавшими на поверхности древнего Марса при падениях на неё метеоритов.

Исследование вышло в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences.

Анубис 24.12.2015 09:53 [Материал]