Татуировки и украшения Алтайской принцессы
"Возраст" мумии 2,5 тысячи лет. Благодаря природной морозильной камере до нашего времени сохранилась органика - все содержимое захоронения найдено в том виде, в каком было оставлено в древности. Особенно привлекли внимание татуировки мумии. После пазырыкских находок стало особенно ясно, что наколки характерны буквально для всего древнего мира.
Мы знаем, что люди раскрашивали тело краской - отголосок этого древнего обычая, к примеру, - тилаки, священные знаки индуизма. О традициях наносить на тело рисунки красками, а также о нанесении татуировок свидетельствует культура многих народностей, сохраниших древние обычаи до наших дней.
Для меня эти древние татуировки стали открытием в том смысле, что татуирование тела могло стать прообразом многих ювелирных украшений. Разные части тела имели определенное значение при нанесении татуировки. К примеру, главный символ племени обычно наносился на плечо - именно так нанесены одинаковые или похожие символы у пазырыкцев. Это своего рода герб, гражданство и паспорт. Я замечала, что в древности большое значение придавали браслетам на предплечье, в Индии он называется баджубанд и это до сих пор одно из обязательных украшений для невесты. Примером анатомической сути символики татуировки может служить связь большого пальца руки с брачными символами. Но сейчас не об этом, речь пойдет о татуировках и украшениях алтайской принцессы.
Мумия была обнаружена при раскопках кургана на юге Алтая, на плато Укок в 1993 году археологом Н.Полосьмак. Мне кажется, есть какая-то мистика, в том, что ее нашла именно женщина-археолог. Может и впрямь сокровища и клады знают кому открываться... Мумия принадлежала 25-летней женщине довольно высокого роста (выше 165 см) близкого к европеоидному типу. Там же обнаружены останки 6 жертвенных лошадей. Одно это уже указывает на достаточно высокий статус женщины. Женщина погребена с высоким головным убором (длина погребальной колоды учитывает рост женщины с надетым головным убором), найдены золотые украшения и достаточно ценные для этих мест предметы как, например, шелковая рубашка (из Китая или Индии) или кориандр, который использовался в качестве благовония.
Реконструкция захоронения, музей в Горно-Алтайске
Алтай — регион с богатейшим историческим прошлым. К концу VI века до н.э. предскифская эпоха Горного Алтая вошла в период своего расцвета. На Алтае возникали и достигали расцвета могущественные племена бронзового и железного веков, проходили войска средневековых кочевников-завоевателей. Свидетельством этого расцвета стали сотни тысяч археологических памятников.
Первые курганы на Алтае были изучены археологами еще в 1865 году. Описания захоронений пролили свет на многие традиции древних народов, населявших Алтай. Особенно интересны с научной точки зрения раскопки курганов на плато Укок. Именно в этом месте древние люди с почестями хоронили своих предков. На разных языках «укок» означает «слушай небеса», «погребальные носилки» или «сундук».
Географическое положение плоскогорья Укок способствовало длительной изоляции обитавших на нем носителей ярких и самобытных культур, начиная с каменного века до современности… Уникальность природно-климатических условий плоскогорья Укок способствовало тому, что в ряде погребальных комплексов эпохи раннего железа образовались линзы мерзлоты, благодаря чему сохранились изделия из ткани, кожи, войлока, дерева, а также мумифицированные тела людей.
Именно в такой линзе мерзлоты на плато Укок экспедиция новосибирского археолога Натальи Полосьмак в 1993 году нашла мумию древней женщины. Находка, возраст которой оценивается более чем в 2,5 тыс. лет, — одно из самых значимых открытий российской археологии конца XX века.
Курган Ак-Алаха-3 на плато Укок состоял из двух захоронений — пазырыкского и тюркского. Насыпи обоих курганов были варварски повреждены, многие камни местные жители унесли для строительства домов. Сняв насыпь с пазырыкского кургана, археологи обнаружили грабительский лаз, ведущий в погребение мужчины. Как оказалось, это было так называемое впускное погребение знатного кара-кобинца. Его погребение успели ограбить еще в древности. Под могилой знатного мужчины археологи обнаружили нетронутое погребение молодой пазырыкской женщины с богатым погребальным инвентарем. Как оказалось, обе могилы сооружены примерно в IV–III веках до н.э. Получается, что воин защитил принцессу от грабителей.
Женщина лежала на боку в позе новорожденного младенца. Она была укрыта меховым покрывалом с аппликациями из золотой фольги в виде растительного орнамента и одета в шелковую рубашку, шерстяную юбку, войлочные носки, шубу. Вся одежда была изготовлена очень качественно и свидетельствует о высоком статусе погребенной. Головной убор женщины, надетый на обритую голову, представлял собой единое сложное сооружение из собственных волос и конского волоса, войлока, шерсти, дерева. Основу тяжелого парика составляла войлочная шапочка, к которой в два слоя пришиты волосы. На макушку парика крепилось своеобразное навершие в виде длинного лепестка — высокое (около 61 см) сооружение из войлока, обтянутого черной тканью, на деревянном каркасе, на него нашиты деревянные фигурки птиц (всего 15), обклеенные золотой фольгой, в специальные пазы вставлялись крылья, лапки, хвостик, вырезанные из кожи.
Ученым удалось воссоздать облик Алтайской принцессы, которую они предпочитают именовать «знатной женщиной». Установлено, что она умерла в возрасте примерно 25 лет, возможно, принесла себя в жертву. Некоторые детали указывает на то, что женщина могла быть жрицей или шаманкой. Например, многочисленные татуировки, покрывающие обе руки от плеч до пальцев: олень с клювом грифона и рогами козерога, баран с закинутой назад головой, пятнистый барс с длинным закрученным хвостом, фантастический зверь с когтистыми лапами и тигриным хвостом. К тому же в руках девушки была палочка из лиственницы — орудие «сотворения мира». Такие палочки вкладывали в руки только высшим божественным особам.
Специалисты московской лаборатории Герасимова в 2010 году по костям черепа сумели произвести полную реконструкцию лица и создать скульптуру «принцессы Укока». Анализ ДНК показал, что внешность женщины была вполне европейской.
Почти 20 лет мумия, найденная на Укоке, находилась в музее новосибирского Института археологии и этнографии, где ее исследовали ученые. Они, кстати, неоднократно высказывались в том плане, что никакой принцессой мумия не является, все это плод современного мифотворчества и фантазии журналистов.
Однако коренные алтайцы имеют на этот счет собственное мнение и связывают многочисленные природные катаклизмы на Алтае, в том числе и серьезное землетрясение 1993 года, именно с тем, что потревожен прах принцессы. Все 20 лет с момента находки алтайские шаманы обсуждали вопрос о необходимости возвращения Алтайской принцессы на родину, а некоторые — даже о необходимости снова ее захоронить. И назвали крайний срок — 2014 год. Если прах принцессы не вернется на Алтай, обещали шаманы, то нас ждут еще более страшные катаклизмы — и даже конец света.
В это время в музее Горно-Алтайска шла реконструкция, которая позволила бы обеспечить необходимые условия для хранения уникальной находки. Например, был построен специальный саркофаг, в котором поддерживается определенная температура и влажность.
В сентябре 2012 года мумию в бронированном саркофаге перевезли из Новосибирска в Горный Алтай на вертолете и доставили в ее новое жилище. В этот самый момент на плато Укок шаманы Алтая, Тувы и Хакасии проводили специальный обряд — просили дух принцессы простить людей и успокоиться. Говорят, с этого момента жить в республике стало намного легче.
Всю эту историю научные сотрудники музея рассказывают туристам в огромном музейном зале «Комплекс плато Укок». И в финале огорчают посетителей: увидеть саму мумию невозможно. Такое решение принято и из духовных, и из практических соображений. Не стоит тревожить прах умерших. К тому же сохранить мумифицированное тело можно только при соблюдении целого ряда правил. И кем бы ни была эта знатная женщина, для мировой истории и культуры она имеет огромное значение. После визита к принцессе у каждого возникает желание узнать историю алтайского народа чуть подробнее.
Справка
В основном погребении был обнаружен лиственничный сруб, имитирующий жилище. Его объем был полностью заполнен льдом. Верхнее перекрытие состояло из 11 обтесанных лиственничных бревен. Внутри сруба находилась длинная колода-склеп из лиственницы с двухскатной крышей. Со всех сторон на колоду крепились кожаные аппликации, изображавшие оленей, сопровождающих человека в иной мир. Реконструкция погребения с точностью показывает все детали традиционного захоронения. Женщина лежит на правом боку, слегка поджав ноги. Это символизирует, что она уходит в мир иной так же, как и пришла в этот мир, — в позе новорожденного младенца.
Сохранились
куски мяса погребальной трапезы, одежда и парик женщины (мумия была
лысой и неизвестно, было ли это погребальной традицией или вообще
обычаем), предметы из кожи, меха и дерева, травы, использованные в
качестве набивки. Сохранились краски - мы знаем, что жители Укока
предпочитали красный, белый и черный цвета. Древняя культура, к которой относится могильник, известна как пазырыкская (V-III века до н.э), ее относят к алтайским скифам. Существовала на территории России (Горный Алтай),Казахстана, Монголии и Китая.
Антропологическая реконструкция - Татьяна Балуева
Мумия
широко известна под самыми разными именами - ее также называют
Очы-бола, Ак-Кадын (Белая госпожа) и так далее. Вокруг нее до сих пор
кипят страсти, она окружена большим количеством суеверий, легенд,
домыслов и политических баталий, несмотря на то, что это не единственная
подобная находка, относящаяся к пазырыкской культуре. Но появилась из
небытия Алтайская принцесса действительно эффектно и не одна - а вместе с
ожившим фрагментом своего мира. Но тайны открыла не все. Она
принадлежала к знати пазырыкского общества, но чем-то отличалась от
остальных. Пока мы не знаем, кем же она была.
ПАЗЫРЫКСКИЕ ТАТУИРОВКИ
Ученые
Эрмитажа по совету криминалистов сфотографировали мумии, найденные в
1949 г. археологом Руденко, в отраженных инфракрасных лучах - так было
обнаружено, что татуировки есть на всех пазырыкских мумиях. Известно,
что татуировки (шрамирование) были и на теле Эци, ледяного человека,
обнаруженного за три года до принцессы - в 1991 году в Альпах. Возраст
мумии Эци - более 5 тысяч лет. Возможно это обстоятельство также сыграло
свою роль в оценке пазырыкских татуировок.
Среди рисунков на эрмитажных мумиях есть как хищные, так и копытные, реальные
звери, обитавшие на Алтае (тигры, горные бараны, козероги, лошади,
архары, косули) и неизвестные здесь (куланы). Среди изображений - фантастические существа - копытные с птичьей головой, хищники с крыльями и много птиц. На данный момент доказано, чтотатуировки носили все взрослые пазырыкцы, независимо от пола и социального положения.
Итак, вот три самые известные пазырыкские татуировки.
Татуировки были скопированы Е.В.Шумаковой, ей же принадлежит и их
графическая реконструкция. Рисунки были опубликованы в книге
Н.Полосьмак "Всадники Укока" и других изданиях. Н.Полосьмак принадлежат работы "Татуировки у пазырыкцев", "Пурпур и золото тысячелетий", "Птицы в татуировках пазарыкцев" , в книге Л.Л.Барковой и С.В.Панковой о
татуировках и других, из которых мною и почерпнута большая часть
информации о татуировках Алтайской принцессы и пазырыкцев. Почти все
ссылки ведут на тексты академических изданий, их можно почитать.
Первая
мумия мужчины с татуировкой была найдена в 1948 году С.И.Руденко во
Втором Пазырыкском кургане - мужчина монголоидного типа около 60 лет,
которого в литературе обычно называют вождем. Татуировкой были покрыты
руки, верхняя часть спины и голени. Мумия хранится в Государственном
Эрмитаже. Были найдены и другие мумии и замороженные захоронения, но в
конце 50-х послевоенных лет это не вызвало такого сильного мирового
резонанса, как находка Алтайской принцессы (собственно я ее так называю
для удобства и краткости).
На теле вождя лучше всего
видна татуировка на правой половине тела. На правой руке от плеча до
запястья изображены шесть фантастических животных со вскинутыми задними
ногами и длинными ветвистыми рогами. На правой ноге от коленной чашечки
до щиколотки изображена рыба. На груди - тигр со спирально закрученным
хвостом. На левой руке - два оленя и горный баран в прыжке. Изображения
выполнены в особой художественной манере, в так называемом
скифо-сибирском "зверином" стиле. Они передают образы отдельных животных
и сцены нападения хищников на копытных ("сцены терзания").
У
мужчины вдоль позвоночника нанесено несколько точек, что могло означать
их лечебное назначение - исцелять с помощью нанесения на кожу
магических знаков. Эти нанесённые татуировкой на спину и голеностопы
мужчины знаки можно трактовать как точки рефлексотерапии.
Фантастический зверь — деталь татуировки. Второй Пазырыкский курган. Руденко "Сокровища Пазырыкских курганов".
Особенно характерный символ у пазырыкцев - олень с "перекрученным"
туловищем, с клювом грифона и длинным кошачьим хвостом, на конце
которого изображена голова грифона; отростки огромных стилизованных
рогов также оканчиваются птичьими головками с клювом грифона. Характерны
также крылатые хищники семейства кошачьих. Татуировка на фрагменте кожи
мумии выставлена в Эрмитаже.
Татуировка с правой руки вождя. Горный Алтай, урочище Пазырык, долина р. Большой Улаган. Второй Пазырыкский курган (раскопки С.И. Руденко). Эрмитаж
Алтайская принцесса
Алтайская
принцесса стала второй найденной мумией с татуировкой (на других, более
ранних эрмитажных мумиях татуировки к этому времени еще не были
обнаружены). Курган 1, могильник Ак-Алаха-3 (плато Укок, Алтай).
Татуировки были нанесены на обе руки от плеч до кистей. Рисунки были
синего цвета и выделялись на белой коже. Сохранились они только на левой
руке, на правой почти полностью разрушены. Рисунки были нанесены также
на некоторые фаланги обоих рук. Археологи увидели татуировки при
вскрытии деревянного саркофага, затем кожа мумии начала темнеть, а
татуировки - пропадать, впоследствии их восстановили в лаборатории.
Когда находили другие пазырыкские мумии - визуально татуировки не были
заметны.
Обращает на себя внимание схожесть основного символа в татуировке вождя
и Алтайской принцессы. Перекрученное изображение оленя с хищным клювом,
хвост, рога и верхушки рогов имеют вид грифонов с клювами.
Мумия мужчины с татуировкой из кургана №3 могильника Верх-Кальджин-2
Третье татуированное тело найдено в кургане 3 могильника
Верх-Кальджин-2 (В.И.Молодин,1993). На левом плече мужчины изображено
фантастическое копытное животное, как бы перекинутое через плечо - с
туловищем оленя, клювом грифона, головками грифа на рогах и спине.
Символика все та же, но выполнена по другому. В связи с этим даже
появилась мысль - не отсюда ли перекрученность тела животных в символах -
может быть это свидетельство переосмысления животного через сложенную,
перекинутую через плечо или что-то другое шкуру?
Идентичность
татуировок говорит о принадлежности всех этих людей к одному роду или
племени. Символы, нанесённые на тело в результате болезненной процедуры,
делали человека причастным к мистическим тайнам его общества и
равноправным членом. Первая татуировка была, по-видимому, составной
частью обряда инициации, затем в течение жизни наносились дополнительные
татуировки, связанные с различными событиями (как печать в паспорт о
заключении брака, рждении детей и т.д.).
ТАТУИРОВКИ АЛТАЙСКОЙ ПРИНЦЕССЫ
Рисунок-реконструкция внешнего облика Алтайской принцессы и рисунки ее татуировок.
На
левом плече женщины ниже основного символа в такой же "перекрученной"
позе изображен баран с закинутой назад головой; у его ног - сомкнутая
пасть пятнистого барса с длинным закрученным хвостом. Под барсом -
фантастический зверь, изображение головы которого не сохранилось; у него
когтистые лапы, длинный полосатый хвост тигра, туловище лежащего оленя,
а из спины вырастает голова грифона. На запястье хорошо видна голова
оленя с большими ветвистыми рогами. На
второй фаланге большого пальца правой руки женщины нарисовано копытное
животное с «перекрученным» туловищем. Знаки на среднем и безымянном
пальцах левой руки мелкие и плохо различимые.
Татуировка на руках женщины по стилю и способу нанесения идентична
татуировке "вождя" из 2-го кургана. Повторяются образы животных, есть
сходство в композиционном построении рисунков на руках.
ТАТУИРОВКА НАНОСИЛАСЬ НЕ ДЛЯ ТОГО, ЧТОБЫ СКРЫВАТЬ ЕЕ ПОД ОДЕЖДОЙ
Несмотря на суровый климат, татуировки, как отмечает в своей книге
Н.Полосьмак, наносились не для того, что их "скрывать" под одеждой.
Татуировка мужчин могла демонстрироваться во время борьбы, в том числе
шаманской борьбы со злыми духами. При важных событиях воины сбрасывали с
плеч шубу, которая держалась на одном поясе, и обнажали торс, женщины
вскидывали разрисованные руки.
На пазырыкских татуировках
заметно не только стилевое единство. Угадывается традиция нанесения
изображений определеных животных на определенные части тела человека.
Например, верхнюю часть плеча и у вождя, и у принцессы занимали
изображения фантастических копытных; чередующихся с баранами и
хищниками из семейства кошачьих.
Плечи — одна из наиболее заметных и удобных поверхностей для нанесения
татуировки, здесь обычно располагался самый главный знак. На плечах всех
трёх мумий были запечатлены фигуры одного и того же фантастического
существа. Поскольку татуировка имела важное значение не только при жизни
человека, но и после его смерти, то изображённое на коже у всех трёх
известных татуированных пазырыкцев фантастическое существо (олень с
клювом грифона) мог быть помощником перехода человека в «иной» мир.
Объединяет татуировки повторяемость элементов рисунка - на человеческое
тело наносили не орнамент, а знаковую систему, «текст». Для
цивилизаций, не имеющих своей письменности, характерно многократное
повторение символов. Соответственно, татуировка – сакральное письмо,
передающее важную информацию мифологического характера. Те же самые
символы повторяются на одежде, посуде, оружии. Таким образом облик
человека трансформировался в изобразительный символ племенной мудрости.
Татуировка не только символизировала принадлежность всех членов к одной
общности (герб), но и сохраняла память об обычаях, верованиях и
моральных нормах, принятых в этой группе людей (библия).
На большом пальце руки Алтайской принцессы вытатуировано изображение фантастического зверя.
В БОЛЬШОМ ПАЛЬЦЕ - ДУША ЧЕЛОВЕКА
Обычно у пазырыкских женщин на большом пальце находилось изображение
птицы, у Алтайской принцессы - фантастический зверь. Возможно здесь
зашифрован какой-то смысл.
В алтайском фольклоре в большом
пальце заключена душа человека, а сам большой палец выступает в качестве
квинтэссенции жизни. В алтайских сказаниях большие пальцы рук богатыря
заключают в себе его жизнь или «душу». Лишь отчленив их, враги
добиваются окончательной смерти героя. Эта же традиция прослеживается в
мифологической анатомии тюркских народов. Функции большого пальца
человека отличают его от мира животных - необходимое условие для
захвата, использования различных орудий, в том числе для добывания огня.
В алтайском сказании «Маадай-Кара» наличие большого пальца становится
отличительным признаком человеческого рода. Напротив, отсутствие
большого пальца — показатель хтонической природы для персонажей
тюрко-монгольской мифологии. Для многих древних народов большой палец
был фаллическим символом, а также символом силы.
Изображения
на больших пальцах рук пазырыкцев (как и вообще на пальцах) имели для
них одно из первостепенных значений. Изображения птиц на больших пальцах
характерны не только для женщин, но и для мужчин. Поскольку для
древних сакральное уравнивалось с фаллическим (творящее Божество),
название птицы во многих языках соотносится со значением «рожать»,
«детородные органы». Рисунок птицы на большом пальце указывает на
представления, связанные с продолжением рода.
У мужчин
татуировка на большом пальце часто содержит изображение петуха - символ
мужской потенции у многих народов, тетерка также часто является
символом невесты. Многие виды птиц в татуировках изображены во время
токования, в том числе глухарь и тетерев. С другой стороны у обских
угров "третья душа" имеет вид глухарки. К человеку она прилетает только
во время сна, поэтому её называют «душа сна», «птица сна». Таким
образом, птицы на пальцах пазырыкцев могли быть также олицетворением
души. Возможно, рисунки птиц наносились на пальцы рук по достижении
брачного возраста или при заключении брака.
СВЯЩЕННАЯ САЖА
Татуировки наносились с помощью накалывания, красящее вещество - сажа,
наличие калия, характерного для продуктов горения растительного
происхождения подтверждено лабораторными исследованиями. Сажа имела
"защитное" значение. При нанесении татуировки в сибирском и
дальневосточном регионах еще в обозримом этнографическом прошлом в
качестве красителей использовались сажа и уголь, смешанные с жиром,
мочой или соком растений.
По-видимому применялась именно сажа с котла. О татуировке обских угров С. И. Руденко писал, что «украшение наносится в виде точек иглой, затем берется сажа с наружной стороны котла и втирается в исколотые места кожи». Сажа от котла выступала в традиционной культуре тувинцев как магическое средство, предохраняющее человека от злых сил и делающее его невидимым: например, если вечером нужно перейти с ребенком из одной юрты в другую, ему мазали лицо сажей от котла. У алтайцев впервые приехавшему гостю мазали сажей кончик носа, приобщая таким образом нового человека к огню аила. Возможно, нанесение татуировки с втиранием сажи с поверхности котла было актом приобщения к какому-то огню-очагу-дому-роду.
Женская татуировка у пазарыкцев отличалась более мелкими и ажурными
рисунками, на ней меньше, чем на мужской татуировке полностью
зачернённых мест. Зачернение каких-то деталей изображения с целью
сделать его более выразительным и ярким производилось, вероятно, с
помощью пучка связанных вместе игл, что облегчало и ускоряло работу
татуировщика.
ТАТУИРОВАНИЕ - САКРАЛЬНЫЙ РИТУАЛ
Создание несмываемых рисунков на теле — это сакрализованное действие,
разработанный ритуал, по завершению которого полностью менялась сущность
человека. Мастера-татуировщики, вероятно, высоко ценились в пазырыкском
обществе и принадлежали к служителям культа, к категории лиц,
наделённых особым даром. У многих народов татуировки наносились
женщинами. Кожа с искусственно нанесенными на неё знаками, ставшими
неотделимыми от кожи, может являться свидетельством кровного родства
людей с одинаковой татуировкой.
Во многих архаических обществах
татуировка имела большое значение и чаще всего была связана с обрядом
инициации (и у мальчиков, и у девочек). Так, на Самоа «юноша, пока он не
подвергся татуировке... не мог и думать о браке, над ним постоянно
издевались, как над бедняком и существом низкого происхождения, не
имеющим права голоса. Татуировка и скарификация — это те внешние знаки
смерти и воскрешения, через которые проходил в первобытных обществах
чловек, чтобы получить доступ к духовности.
Есть
свидетельства о татуировках у территориально близких пазырыкцам
народов. Среди археологических находок в округе Синьцзяна у европеоидных
мумий обнаружены татуировки на верхней части руки, на кистях, пальцах
и спине в виде простых растительных и геометрических орнаментов. В
могильнике Субаши-3 была обнаружена мумифицированная голова мужчины,
на лице которого сохранился нанесенный краской узор: в центре лба были
проведены две вертикальные линии, а на щеках нанесены но две
горизонтальные линии (в духе рисунков у индусов). Вероятно, раскраска
лица была известна и тагарцам Минусинской котловины. Об этом могут
косвенно свидетельствовать их расписные погребальные маски-лица.
УКРАШЕНИЯ АЛТАЙСКОЙ ПРИНЦЕССЫ
В головном уборе также повторяется символика татуировки Алтайской
принцессы. Украшения вырезаны из дерева и обернуты золотой фольгой, как и
все золотые украшения пазырыкцев. Высокий головной убор с золотыми
украшениями, очевидно, был важной составной частью облика женщины.
Черная
масса, сформировавшая парик, обтянута конским волосом. Парик украшен
деревянными накосниками, покрытыми золотой фольгой. На парик крепился
головной убор - высокое (61 см) сооружение из войлока в виде длинного
лепестка, обтянутое черной тканью. На него нашито 15 деревянных птичьих
фигурок, обклеенных золотой фольгой. В каждую из них отдельно вставлены
крылышки, лапки и хвостик из кожи. На парик крепилась, как кокарда,
деревянная фигурка лежащего оленя с раздвоенным туловищем, в золотой
фольге. Еще одно украшение прически - чехол из красной шерсти, надетый
на прядь собранных на макушке волос, в него воткнута бронзовая булавка с
деревянным навершием в виде оленя, стоящего на шаре (все в золотой
фольге).
Среди украшений Алтайской принцессы - самое типичное украшение для всего скифского региона - золотая гривна.
Украшения выполнены из дерева и покрыты тонкой золотой фольгой, которая
сама по себе плохо держит форму. Однако охранились деревянные части,
которые позволяют точно установить форму гривны и друих украшений. На
Алтае золото добывалось с очень глубокой древности. Интересно, что
многие рудники в 19 веке найдены по следам чудских разработок. Для
пазырыкцев золото, по всей видимости, было особенно важно после смерти и
имело символическое значение.
Гривны,
видимо, выполняли роль амулетов. На деревянном обруче гривны Алтайской
принцессы по всей окружности были укреплены 8 фигурок крылатых барсов. Гривна
была эффектной, подобная конструкция обнаружена в Пазырыкских курганах
только еще один раз. Часто встречаются гривны с обручем из бронзы и
серебра, а также из прутьев, в этом случае очевидно, они были
изготовлены как погребальные и при жизни их не носили. Судя по всему,
гривна была обязательным элементом погребального обряда, но это не
исключает того, что их носили при жизни. Гривны найдены во всех
погребениях.
Мраморные бусины с кисточкой из лошадиной гривы.
Колец
и браслетов у пазырыкцев не обнаружено, но встречаются бусы и бисер,
особенно в богатых захоронениях, были они и у Алтайской принцессы. У
тюрков бусины были атрибутом верхновной покровительницы детей и рожениц.
Украшениями у пазырыкцев служили также аппликации из кожи, бересты и
войлока на одежде, в основном в виде зверей, птиц и рыб.
Косметический набор принцессы включал кисточку из черного конского
волоса с тонким деревянным стержнем внутри, привязанной
(несохранившимся) кожаным шнурком, сплошь унизанным цилиндрическими
мраморными бусинами, и горстки рассыпавшегося порошка яркого
сине-зеленого цвета. Были также остатки разрушенного тоненького
стерженька из плоских металлических колечек, заполненного этим же
сине-зеленым веществом (то есть фактически это карандаш для нанесения
линий или рисунков наподобие нашей подводки для глаз).
Анализ
показал, что это был вивианит (синяя железная руда). Такой порошок ближе
к современному времени использовался для получения зеленой краски. На
Горном Алтае он известен как спутник золотоносных песков. Возможно этот
порошок имел сакральное значение. Карандаш с вивианитом мог
использоваться для раскраски лица, возможно у людей, наделенных особыми
функциями или даром. У пазырыкцев роспись лица и тела не зафиксирована,
отчасти потому, что не найдено ни одного мумифицированного лица. Но у
близким к пазырыкцам народов такая традиция зафиксирована, в частности,
разрисовка лица двумя спиралевидными рисунками. Возникает слабая
ассоциация с сине-зеленой бирюзой Хатхор с Синайского полострова и
многочисленными шумерскими зелеными косметическими "тенями" в
коробочках, обнаруженными при раскопках в Уре и других городах Шумера.
В ушах Алтайской принцессы были самые простые золотые серьги (на фото
справа), хотя в некоторых погребениях встречаются серьги с подвесками в
виде стилизованных грифонов (на фото слева). Серьги носили все пазырыкцы
- и мужчины, и женщины.
В складках юбки найдено 5 маленьких бронзовых подвесок. Аппликацией из золотой фольги было украшено также меховое покрывало, укрывавшее все содержимое колоды мехом наружу.
В дереянную раму зеркала вставлена бронзовая пластина. Зеркало лежало у
левого бедра женщины в чехле из белого и крсного войлока. У ручки
зеркала лежала россыпь разноцветных бус (стекло, паста), среди которых
был один коренной зуб человека. Очевидно бусинами была расшита сумочка, в
которой лежало зеркало.
На
мизинцах рук женщины завязаны тонкие шерстяные веревочки. Такой обычай
сохранился у эхочинов - одной из групп ойратского населения западной
Монголии. Один конец черно-белой веревочки надевали на палец правой руки
умершего, другой - на палец левой руки кого-то из родных умершего.
Затем нить разрезали, чтобы душа умершего не оставалась вместе с живыми.
Основан этот обычай на символическом значении нити как нити жизни.
Нить, протянутая вверх связывала людей с небесными сферами и
символизировала жизнь. Разрыв нити символизировал смерть.