Вход / Регистрация
19.12.2024, 10:20
Женщина с невероятно узким полем зрения
Несмотря на то, что ее глаза совершенно здоровы, Агнес не может видеть несколько предметов сразу. Когда она смотрит на какой-либо объект, все остальное оказывается вне поля зрения. Это необычное расстройство помогло ученым узнать больше о том, как мы воспринимаем мир вокруг нас.
Посмотрите вокруг. Что вы видите? Детей, играющих за окном, ваш офис или вагон метро, полный людей?
Чтобы создать эти сложные визуальные образы, мозг должен обработать каждый отдельный объект - нос вашего друга, ухо коллеги, дверь, стул, ботинок, - а затем объединить их в связную картину.
Но это дано не всем. В мире есть люди, чей мозг не способен собрать кусочки головоломки воедино. В конкретный момент времени он может обработать только один объект или его часть.
Это заболевание называется симультанная агнозия. Люди, страдающие им, в буквальном смысле не видят леса за деревьями.
Один необычный случай симультанной агнозии позволил ученым сделать уникальные открытия об этом заболевании, а также лучше понять, как наше сознательное и бессознательное работают вместе, создавая нашу реальность.
Классический случай
Все началось с Агнес (имя героини изменено). После непродолжительной болезни Агнес нужно было пройти осмотр у невролога.
Результаты были обычными, за исключением одного - у Агнес возникли трудности с описанием того, что было изображено на картинках, которые показывал ей ее лечащий врач Джоэль Шенкер из Университета Миссури в городе Колумбия (США).
На одной из картинок был изображен мальчик, ворующий со стола печенье, пока его мама моет посуду. Агнес описывала занавески и окно, но не могла сказать, что еще есть на картинке.
Через некоторое время она вновь взглянула на нее и сказала, что видит мальчика, ворующего печенье, но не смогла описать остальные предметы - занавески, окно и маму мальчика.
В каком-то смысле это был классический случай симультанной агнозии: Агнес могла видеть отдельные предметы, но не могла распознать их группы и составить общую картину.
Однако в отличие от большинства людей, страдающих этим заболеванием (которому часто сопутствуют болезнь Альцгеймера) и другими видами деменции, у Агнес не было обнаружено серьезных нарушений деятельности мозга.
Это означало, что ученые получили уникальный шанс понять механизм возникновения этой болезни.
Невидимый мир
Шенкер был потрясен результатами работы с Агнес. "Когда мы показывали ей картинку с кражей печенья, она говорила, что видит множество линий, но среди них может разглядеть только тарелку", - говорит он.
"Теоретически, если бы мы показали ей эту картинку несколько раз, она, скорее всего, смогла бы описать все предметы по отдельности, однако ей не удалось бы сложить их в единое целое. Она никогда не видела полную картину".
Особо удивительным был тот факт, что Агнес жила одна и не испытывала никаких трудностей в быту.
"Она даже интересовалась, зачем ей ходить к врачу, - говорит Шенкер. - Она не натыкалась на стены, могла найти на кухне горошек, морковь и курицу и приготовить себе полноценный обед. Мы не могли понять, как ей это удается".
По словам Шенкера, этому могло быть только одно логическое объяснение. Мозг Агнес, вероятнее всего, бессознательно обрабатывал информацию об окружающей среде, к которой ее сознание не имело доступа.
Шенкер решил проверить эту теорию при помощи собственной модификации теста Струпа. В классическом варианте этот тест проводят так: испытуемому показывают карточку с названиями цветов - например, красный, синий и зеленый.
Каждое слово напечатано красным, синим или зеленым шрифтом. Если цвет соответствует значению слова, участники называют его быстрее, чем в противном случае.
В варианте теста, придуманном Шенкером, использовалась лишь первая буква слова, обозначающего цвет. Буквы "К", "С" и "З" были напечатаны красным, синим или зеленым шрифтом.
Как и в случае с классическим вариантом теста, участники называли цвет шрифта быстрее, когда буква совпадала с названием цвета, чем в случае их несоответствия.
Затем Шенкер собрал большие заглавные буквы из букв маленького размера. Например, большая буква "З" состояла из маленьких букв "б".
От букв зависело то, как быстро испытуемый сможет назвать цвет шрифта. Так, если и маленькие, и большие буквы совпадали с цветом шрифта (большая буква "З", состоящая из маленьких "з" зеленого цвета, например), участники называли цвет быстрее.
А если обе буквы или одна из них не соответствовали цвету, на ответ требовалось больше времени.
Когда Шенкер и его коллега Мэтью Робертс, также из Университета Миссури, показали эти буквы Агнес, она сказала, что видит только маленькие буквы.
"Мы показали ей большую букву "З", состоящую из маленьких букв "б". Она видела только эти маленькие буквы", - говорит Шенкер.
"Даже когда мы попросили ее провести пальцем по контуру буквы "З", она не смогла ее разглядеть. Все, что она видела - это маленькие буквы "б".
А потом случилось нечто очень странное. Когда Агнес называла цвет шрифта, на скорость ее ответа влияло наличие большой буквы, причем так же сильно, как и на ответы других участников.
Так, например, если ей показывали большую букву "К", состоящую из маленьких букв "б" красного цвета, она называла цвет шрифта быстрее, чем в случае с буквой "З", составленной из тех же красных букв "б".
Это указывало на то, что какая-то часть ее мозга получала информацию об этой большой букве, даже если сознательно она ее не воспринимала.
Сознательное и бессознательное
Бессознательная обработка большого объема поступающей извне информации дает нашему сознанию возможность сосредоточиться на самом важном.
Сами того не осознавая, мы рассчитываем на эту способность нашего мозга. Шенкер объясняет это на примере "эффекта вечеринки".
"Представьте, что во время вечеринки вы разговариваете с Джорджем, а вокруг очень много людей, отовсюду доносится звон бокалов. В углу комнаты стоят Салли и Дэвид, и я спрашиваю вас: "О чем они говорили?".
Скорее всего, вы не сможете ничего мне рассказать об их разговоре. Но если Салли назовет ваше имя, вы его услышите.
Если бы я спросил вас: "Кто назвал ваше имя?", вы, вероятно, ответили бы, что это был мужской или женский голос, или даже назвали бы имя этого человека и несколько слов, произнесенных до того, как было сказано ваше имя".
Как это возможно? Вы смогли бы сделать это только в том случае, если бы ваш мозг обрабатывал все потоки информации в этой комнате.
И только когда появилась необходимость сосредоточиться на одном конкретном потоке - после того, как назвали ваше имя, - эта информация попала в ваше сознание.
"Мозг учитывает множество данных, которые позже могут вам понадобиться", - говорит Шенкер.
Его тесты показали, что мозг Агнес все же был способен группировать объекты и мог использовать эту информацию, хотя она этого не осознавала.
"Тот факт, что она не испытывала проблем в своей повседневной жизни, говорит о том, какое огромное количество сведений мозг в состоянии обрабатывать бессознательно, и мы просто не отдаем себе в этом отчет, - говорит Шенкер. - Я никогда не встречал лучшего доказательства этой теории".
Пожар! Пожар!
Кирстен Далримпл работает в Университете Миннесоты в Миннеаполисе, где занимается изучением проблем восприятия. По ее словам, существует множество других необычных примеров того, как мозг бессознательно обрабатывает информацию.
В качестве примера можно рассмотреть такой феномен как слепозрение. Это способность слепого человека обходить препятствия и называть демонстрируемые ему предметы с большей точностью, чем если бы он делал это просто наугад.
Это происходит потому, что слепота в данном случае связана не с поражением глаз, а с обработкой визуальной информации в мозгу.
Несмотря на то, что человек не знает, что перед ним находится, его здоровые глаза способны передавать информацию в бессознательное, где она обрабатывается и используется для управления его действиями.
Еще одним отличным примером является одностороннее пространственное игнорирование. Это неврологический синдром, при котором человек с поражением мозга способен видеть только то, что находится слева или справа.
К примеру, если человеку, неспособному воспринимать информацию, поступающую слева, показать картинку с домом, левая часть которого горит, он скажет: "Я вижу дом".
Если показать ему ту же картинку, но при этом пожар будет в правой части дома, он скажет: "Я вижу горящий дом".
Тем не менее если этому же человеку показать изображение дома без огня, и изображение такого же дома, левая часть которого горит, а затем спросить, в каком доме он предпочел бы жить, он выберет дом без огня.
Это означает, что на бессознательном уровне он воспринял информацию об огне, хотя сознательно оценить ее не мог.
В отличие от людей с синдромом одностороннего пространственного игнорирования, люди с симультанной агнозией могут воспринимать информацию, поступающую с обеих сторон, но их внимание сосредоточивается лишь на небольшой ее части.
Далримпл называет это "окном внимания". То, каким будет ваше окно внимания в определенный момент, зависит от обстоятельств.
Так, например, если вы идете по людной улице, ваше окно внимания будет широким, и вы будете наблюдать множество предметов одновременно. Но если вдруг вы увидите у своих ног белку, оно сузится, так как вы сосредоточитесь на одном объекте.
Узкое поле зрения часто возникает, когда мы сильно концентрируемся на чем-то одном
В этот момент все остальное, что есть на улице, уйдет на задний план, станет не более чем фоном.
Этот прием обычно используется при выполнении трюков с исчезновением предметов - фокусник отвлекает внимание зрителей от общей картины щелчком пальцев или взмахом палочки, чтобы убрать предмет, находящийся за пределами их окна внимания.
Ученым пока не удалось выяснить, какие области мозга контролируют окна внимания, однако, по-видимому, для этого процесса необходима эффективная связь между теменной и затылочной долями.
Эти области мозга отвечают за восприятие предметов и движений, а также за понимание пространственных отношений.
Одна пациентка Далримпл страдала от симультанной агнозии из-за поражения этих участков мозга. По мере выздоровления окно внимания у нее расширялось, а симптомы симультанной агнозии становились менее выраженными.
Трудно сказать наверняка, страдала ли Агнес от этого заболевания всю свою жизнь или оно появилось у нее уже в зрелом возрасте.
Шенкер говорит, что сканирование ее мозга практически ничего не показало, кроме незначительной атрофии в теменной доле. Это могло свидетельствовать о начале развития болезни Альцгеймера - и послужить одной из причин возникновения симультанной агнозии.
К сожалению, никто не знает, чем окончилась ее история. Побывав у врача несколько раз, она не пришла больше на прием.
"Мне кажется, что у меня все в порядке, - сказала она. - Не понимаю, зачем устраивать такой шум по этому поводу!"
Посмотрите вокруг. Что вы видите? Детей, играющих за окном, ваш офис или вагон метро, полный людей?
Чтобы создать эти сложные визуальные образы, мозг должен обработать каждый отдельный объект - нос вашего друга, ухо коллеги, дверь, стул, ботинок, - а затем объединить их в связную картину.
Но это дано не всем. В мире есть люди, чей мозг не способен собрать кусочки головоломки воедино. В конкретный момент времени он может обработать только один объект или его часть.
Это заболевание называется симультанная агнозия. Люди, страдающие им, в буквальном смысле не видят леса за деревьями.
Один необычный случай симультанной агнозии позволил ученым сделать уникальные открытия об этом заболевании, а также лучше понять, как наше сознательное и бессознательное работают вместе, создавая нашу реальность.
Классический случай
Все началось с Агнес (имя героини изменено). После непродолжительной болезни Агнес нужно было пройти осмотр у невролога.
Результаты были обычными, за исключением одного - у Агнес возникли трудности с описанием того, что было изображено на картинках, которые показывал ей ее лечащий врач Джоэль Шенкер из Университета Миссури в городе Колумбия (США).
На одной из картинок был изображен мальчик, ворующий со стола печенье, пока его мама моет посуду. Агнес описывала занавески и окно, но не могла сказать, что еще есть на картинке.
Через некоторое время она вновь взглянула на нее и сказала, что видит мальчика, ворующего печенье, но не смогла описать остальные предметы - занавески, окно и маму мальчика.
В каком-то смысле это был классический случай симультанной агнозии: Агнес могла видеть отдельные предметы, но не могла распознать их группы и составить общую картину.
Однако в отличие от большинства людей, страдающих этим заболеванием (которому часто сопутствуют болезнь Альцгеймера) и другими видами деменции, у Агнес не было обнаружено серьезных нарушений деятельности мозга.
Это означало, что ученые получили уникальный шанс понять механизм возникновения этой болезни.
Невидимый мир
Шенкер был потрясен результатами работы с Агнес. "Когда мы показывали ей картинку с кражей печенья, она говорила, что видит множество линий, но среди них может разглядеть только тарелку", - говорит он.
"Теоретически, если бы мы показали ей эту картинку несколько раз, она, скорее всего, смогла бы описать все предметы по отдельности, однако ей не удалось бы сложить их в единое целое. Она никогда не видела полную картину".
Особо удивительным был тот факт, что Агнес жила одна и не испытывала никаких трудностей в быту.
"Она даже интересовалась, зачем ей ходить к врачу, - говорит Шенкер. - Она не натыкалась на стены, могла найти на кухне горошек, морковь и курицу и приготовить себе полноценный обед. Мы не могли понять, как ей это удается".
По словам Шенкера, этому могло быть только одно логическое объяснение. Мозг Агнес, вероятнее всего, бессознательно обрабатывал информацию об окружающей среде, к которой ее сознание не имело доступа.
Шенкер решил проверить эту теорию при помощи собственной модификации теста Струпа. В классическом варианте этот тест проводят так: испытуемому показывают карточку с названиями цветов - например, красный, синий и зеленый.
Каждое слово напечатано красным, синим или зеленым шрифтом. Если цвет соответствует значению слова, участники называют его быстрее, чем в противном случае.
В варианте теста, придуманном Шенкером, использовалась лишь первая буква слова, обозначающего цвет. Буквы "К", "С" и "З" были напечатаны красным, синим или зеленым шрифтом.
Как и в случае с классическим вариантом теста, участники называли цвет шрифта быстрее, когда буква совпадала с названием цвета, чем в случае их несоответствия.
Затем Шенкер собрал большие заглавные буквы из букв маленького размера. Например, большая буква "З" состояла из маленьких букв "б".
От букв зависело то, как быстро испытуемый сможет назвать цвет шрифта. Так, если и маленькие, и большие буквы совпадали с цветом шрифта (большая буква "З", состоящая из маленьких "з" зеленого цвета, например), участники называли цвет быстрее.
А если обе буквы или одна из них не соответствовали цвету, на ответ требовалось больше времени.
Когда Шенкер и его коллега Мэтью Робертс, также из Университета Миссури, показали эти буквы Агнес, она сказала, что видит только маленькие буквы.
"Мы показали ей большую букву "З", состоящую из маленьких букв "б". Она видела только эти маленькие буквы", - говорит Шенкер.
"Даже когда мы попросили ее провести пальцем по контуру буквы "З", она не смогла ее разглядеть. Все, что она видела - это маленькие буквы "б".
А потом случилось нечто очень странное. Когда Агнес называла цвет шрифта, на скорость ее ответа влияло наличие большой буквы, причем так же сильно, как и на ответы других участников.
Так, например, если ей показывали большую букву "К", состоящую из маленьких букв "б" красного цвета, она называла цвет шрифта быстрее, чем в случае с буквой "З", составленной из тех же красных букв "б".
Это указывало на то, что какая-то часть ее мозга получала информацию об этой большой букве, даже если сознательно она ее не воспринимала.
Сознательное и бессознательное
Бессознательная обработка большого объема поступающей извне информации дает нашему сознанию возможность сосредоточиться на самом важном.
Сами того не осознавая, мы рассчитываем на эту способность нашего мозга. Шенкер объясняет это на примере "эффекта вечеринки".
"Представьте, что во время вечеринки вы разговариваете с Джорджем, а вокруг очень много людей, отовсюду доносится звон бокалов. В углу комнаты стоят Салли и Дэвид, и я спрашиваю вас: "О чем они говорили?".
Скорее всего, вы не сможете ничего мне рассказать об их разговоре. Но если Салли назовет ваше имя, вы его услышите.
Если бы я спросил вас: "Кто назвал ваше имя?", вы, вероятно, ответили бы, что это был мужской или женский голос, или даже назвали бы имя этого человека и несколько слов, произнесенных до того, как было сказано ваше имя".
Как это возможно? Вы смогли бы сделать это только в том случае, если бы ваш мозг обрабатывал все потоки информации в этой комнате.
И только когда появилась необходимость сосредоточиться на одном конкретном потоке - после того, как назвали ваше имя, - эта информация попала в ваше сознание.
"Мозг учитывает множество данных, которые позже могут вам понадобиться", - говорит Шенкер.
Его тесты показали, что мозг Агнес все же был способен группировать объекты и мог использовать эту информацию, хотя она этого не осознавала.
"Тот факт, что она не испытывала проблем в своей повседневной жизни, говорит о том, какое огромное количество сведений мозг в состоянии обрабатывать бессознательно, и мы просто не отдаем себе в этом отчет, - говорит Шенкер. - Я никогда не встречал лучшего доказательства этой теории".
Пожар! Пожар!
Кирстен Далримпл работает в Университете Миннесоты в Миннеаполисе, где занимается изучением проблем восприятия. По ее словам, существует множество других необычных примеров того, как мозг бессознательно обрабатывает информацию.
В качестве примера можно рассмотреть такой феномен как слепозрение. Это способность слепого человека обходить препятствия и называть демонстрируемые ему предметы с большей точностью, чем если бы он делал это просто наугад.
Это происходит потому, что слепота в данном случае связана не с поражением глаз, а с обработкой визуальной информации в мозгу.
Несмотря на то, что человек не знает, что перед ним находится, его здоровые глаза способны передавать информацию в бессознательное, где она обрабатывается и используется для управления его действиями.
Еще одним отличным примером является одностороннее пространственное игнорирование. Это неврологический синдром, при котором человек с поражением мозга способен видеть только то, что находится слева или справа.
К примеру, если человеку, неспособному воспринимать информацию, поступающую слева, показать картинку с домом, левая часть которого горит, он скажет: "Я вижу дом".
Если показать ему ту же картинку, но при этом пожар будет в правой части дома, он скажет: "Я вижу горящий дом".
Тем не менее если этому же человеку показать изображение дома без огня, и изображение такого же дома, левая часть которого горит, а затем спросить, в каком доме он предпочел бы жить, он выберет дом без огня.
Это означает, что на бессознательном уровне он воспринял информацию об огне, хотя сознательно оценить ее не мог.
В отличие от людей с синдромом одностороннего пространственного игнорирования, люди с симультанной агнозией могут воспринимать информацию, поступающую с обеих сторон, но их внимание сосредоточивается лишь на небольшой ее части.
Далримпл называет это "окном внимания". То, каким будет ваше окно внимания в определенный момент, зависит от обстоятельств.
Так, например, если вы идете по людной улице, ваше окно внимания будет широким, и вы будете наблюдать множество предметов одновременно. Но если вдруг вы увидите у своих ног белку, оно сузится, так как вы сосредоточитесь на одном объекте.
Узкое поле зрения часто возникает, когда мы сильно концентрируемся на чем-то одном
В этот момент все остальное, что есть на улице, уйдет на задний план, станет не более чем фоном.
Этот прием обычно используется при выполнении трюков с исчезновением предметов - фокусник отвлекает внимание зрителей от общей картины щелчком пальцев или взмахом палочки, чтобы убрать предмет, находящийся за пределами их окна внимания.
Ученым пока не удалось выяснить, какие области мозга контролируют окна внимания, однако, по-видимому, для этого процесса необходима эффективная связь между теменной и затылочной долями.
Эти области мозга отвечают за восприятие предметов и движений, а также за понимание пространственных отношений.
Одна пациентка Далримпл страдала от симультанной агнозии из-за поражения этих участков мозга. По мере выздоровления окно внимания у нее расширялось, а симптомы симультанной агнозии становились менее выраженными.
Трудно сказать наверняка, страдала ли Агнес от этого заболевания всю свою жизнь или оно появилось у нее уже в зрелом возрасте.
Шенкер говорит, что сканирование ее мозга практически ничего не показало, кроме незначительной атрофии в теменной доле. Это могло свидетельствовать о начале развития болезни Альцгеймера - и послужить одной из причин возникновения симультанной агнозии.
К сожалению, никто не знает, чем окончилась ее история. Побывав у врача несколько раз, она не пришла больше на прием.
"Мне кажется, что у меня все в порядке, - сказала она. - Не понимаю, зачем устраивать такой шум по этому поводу!"