Технологические особенности асфальтирования автомобильных дорог
Современная дорожно-транспортная инфраструктура предполагает строительство мощных автомагистралей, которые будут выдерживать значительные нагрузки и интенсивность движения автомашин. Поэтому асфальтирование дорог важное и ответственное мероприятия, не терпящее просчетов и дилетантов. Оно основано на нескольких процессах, которые проводятся поэтапно.
АБ покрытие применяется в разных сферах – для дорог малого и крупного значения (федеральные трассы, автобаны), тротуаров, площадок, складских помещений, аэродромов и т. д. Но каждое полотно должно состоять из следующих структур:
- Основание. Является несущей частью дорожной одежды, которая должна правильно распределять нагрузки, передавая их на грунт. Состоит из песчано-щебеночной подушки, которая плотно утрамбовывается.
- Асфальтовое (верхнее) полотно. Определяет основную эксплуатационно-транспортную характеристику покрытия. Основная задача – воспринимать воздействие нагрузок от автомобилей и факторов атмосферы.
Полотно должно соответствовать международным стандартам и следующим нормам:
- высокий уровень прочности и надежности;
- устойчивость к смещению и образованию трещин;
- выдержка любых температурных перепадов;
- способность отторгать повышенную влажность;
- ровность поверхности;
- отличная сцепляемость;
- антигололедные свойства.
Особенности проведения работ
Подготовительные процессы:
- Планировка территории. Основная задача – оценить свойства грунта, рельефность местности, геодезию и условия климата. Это необходимо для точного расчета компонентов дорожной одежды (чтобы в будущем не произошла деформация). Немаловажно определить степень доступности подачи специализированной техники.
- Расчистка территории от зарослей (деревья, кустарники, пни) и мусора.
- Рытье котлована бульдозерами, экскаваторами минимум на 10 см, максимум на 35. Созданная яма выравнивается, утрамбовывается. Обязательно учитывается угол наклона.
- Обустройство подушки. Нижний слой заполняется речным песком послойно, утрамбовываясь. При этом важно подливать определенное количество воды для упрочнения конструкции.
- Поверх песка укладывается геотекстильная ткань, которая выполняет функции дренажной системы (устранения влажности).
- Мощение слоя щебенки. Гравий насыпают в несколько слоев. Если используется 3 уровня, то это называется расклинцовка. Она применяется для строительства мощных автомагистралей. Представляет собой поочередное засыпание строительного материала разных фракций. Снизу кладут крупные зерна (от 40-ка до 70-ти мм). Дальше засыпают средние фракции (от 20-ти до 40-ка мм). В последнюю очередь укладывают мелкозернистый гравий (5-20 мм), благодаря чему исключаются пустоты. Каждый слой подвергается утрамбовке посредством вибрационного катка.
- Разравнивание поверхности осуществляется автогрейдером. Специалисты проверяют уровень уклона, благодаря чему асфальтовое полотно будет максимально ровным и без дефектов.
- Для увеличения долговечности песчано-щебеночное основание заливается жидким битумом.
Этапы проведения работ:
- на основание размещается асфальтная смесь;
- поверхность выравнивается;
- полотно укатывается катком.
Методы:
- Горячий способ. Используется раскаленная до 120-ти градусов масса, состоящая из нескольких компонентов. Их засыпают в специальный резервуар асфальтоукладчика, тщательно перемешивают, доводят до максимальной температуры и выливают на основу дороги. Необходимо нанести минимум 2 слоя для обеспечения прочности. Далее осуществляется вибропрессовка и укатка покрытия (после каждого слоя). В местах стыков с вертикальными строениями (здания, бордюры) разравнивание и утрамбовка производятся при помощи ручных приспособлений. Наибольшее время просыхания смеси достигает сутки, минимальное – 6 часов. Горячая масса имеет неоспоримое преимущество – возможность монтажа конструкции при любых температурных условиях, вплоть до морозов.
- Холодный метод. Применяется специальная асфальтная крошка, которая должна иметь температуру +5 градусов. Её рассыпают по поверхности основания, выравнивают и утрамбовывают, после чего укатывают катком. В малодоступных местах используется вибрационная плита. Продолжительность высыхания: от 2-х до 6-ти часов. Главное достоинство способа – не задействуется тяжелая спецтехника.
Чтобы достичь высоких качественных показателей, необходимо строго соблюдать все технологические операции во время укладки. Поэтому заниматься устройство АБ покрытий должны специализированные структуры.