В Северной Америке к 2029 году ожидается более 1 миллиона смертей от опиоидов
Новый анализ, проведенный исследователями из Стэнфордского университета и научного журнала The Lancet, показал, что большое количество американцев и канадцев по-прежнему ежегодно становятся зависимыми от рецептурных опиоидов.
По оценкам членов комиссии Стэнфорд-Лансет, без "срочного вмешательства" это углубляющееся бедствие может унести жизни до 1,2 миллиона человек к 2029 году.
Это более чем в два раза превышает число смертей от передозировки опиоидов, зарегистрированных в Северной Америке за последние два десятилетия.
"Для возникновения североамериканского опиоидного кризиса потребовалось не одно поколение ошибок", - пишут исследователи.
"Для его разрешения может потребоваться поколение более мудрой политики".
Пандемия COVID-19, похоже, добавила топлива в уже бушующий огонь. В первый год пандемии было зафиксировано рекордное количество случаев передозировки опиоидами.
Если к середине 2019 года число случаев передозировки в США уже росло, то в 2020 году оно резко возросло, в основном за счет увеличения на 38,4% числа смертей от синтетических опиоидов, таких как фентанил. Это произошло после небольшого снижения числа смертей от передозировки в период между 2017 и 2018 годами.
В Канаде скачок был еще более экстремальным: за один год число смертей увеличилось на 67 процентов и превысило 6200.
Эксперты говорят, что пандемия ограничила доступ к услугам по лечению наркологических расстройств и перегрузила системы здравоохранения, а также создала дополнительные стрессовые факторы, такие как безработица, горе и инвалидность - все это, вероятно, усугубило опиоидный кризис.
"Даже в эпоху COVID-19 опиоидный кризис выделяется как одна из самых разрушительных катастроф общественного здравоохранения 21 века в США и Канаде", - говорится в статье.
Комиссия Стэнфорд-Ланцет не только описывает все масштабы современного кризиса, но и рекомендует многочисленные решения.
Сами опиоиды не являются "хорошими" или "плохими", как и те, кто их принимает, отмечают авторы, но способы назначения этих лекарств могут быть очень опасными.
"Некоторым пациентам, испытывающим боль, возможно, помогло увеличение числа назначений опиоидов", - признает Комиссия, - "но общий эффект был катастрофическим".
В 1996 году компания Purdue Pharma начала агрессивный маркетинг опиоидного препарата длительного действия под названием Оксиконтин как "менее аддиктивной" формы обезболивания - для использования не только при раке, хирургических операциях или паллиативном лечении, но и при стоматологических процедурах и переломах костей.
Хотя форма опиоида, содержащаяся в Оксиконтине, не является самым сильным болеутоляющим средством, она оказалась одной из самых вызывающих привыкание.
По мере того, как по всей Северной Америке росло число рецептов, регулирующие органы практически ничего не делали для того, чтобы остановить распространение опасного препарата.
В 2012 году, на пике своего развития, врачи в Канаде и США выписывали достаточное количество рецептов на опиоиды, чтобы хватило на каждого взрослого жителя Северной Америки. С каждым новым рецептом возрастал риск привыкания и передозировки.
В 2014 году кризис разгорелся еще сильнее, поскольку производители запрещенных наркотиков начали предлагать людям, зависимым от рецептурных опиоидов, новые синтетические версии, такие как фентанил.
Большинство людей, умирающих сегодня от передозировки героина и фентанила, сначала получали опиоиды по рецепту. Чем больше таких рецептов выписывают врачи, тем больше денег они получают от производителей опиоидов.
Сначала от опиоидного кризиса больше всего пострадали белые жители сельской местности и коренное население, но сегодня передозировка опиоидов растет и среди чернокожих, латиноамериканцев и латиноамериканцев.
"Наш анализ четко показывает, как отсутствие эффективного регулирования и бесконтрольный мотив наживы породили опиоидную эпидемию", - говорит один из участников группы, эксперт в области общественного здравоохранения Говард Кох из Гарвардского университета.
"Для того чтобы обеспечить гарантии, позволяющие обуздать эпидемию опиоидной зависимости и предотвратить будущие эпидемии, связанные с другими наркотиками, вызывающими зависимость, мы должны положить конец чрезмерному влиянию фармацевтической и медицинской промышленности на правительство и ее нерегулируемому стимулированию использования опиоидов. Это включает в себя изоляцию медицинского сообщества от влияния фармацевтических компаний и закрытие постоянно вращающейся двери между регулирующими органами и промышленностью".
Помимо ограничения влияния производителей опиоидов на правительство и медицину, некоторые из рекомендаций, представленных в новом документе, включают создание учреждений и служб по лечению расстройств, связанных с употреблением психоактивных веществ, продвижение более безопасной практики назначения лекарств, расширение исследований хронической боли и альтернативных методов лечения, а также отмену наказаний за некоторые преступления, связанные с наркотиками, такие как простое хранение или употребление запрещенных опиоидов, а также употребление психоактивных веществ во время беременности.
"Правоохранительные органы не могут подавить опиоидный кризис с помощью грубой силы", - предупреждают авторы, - "а попытки сделать это разрушают многие жизни".
Авторы признают, что даже если все их рекомендации будут выполнены, этого будет недостаточно для полного искоренения опиоидного кризиса.
"Как это ни трагично", - говорят они, - "многие будущие смерти на данный момент неизбежны".
Но это не повод бездействовать. Если предпринять шаги сейчас, чиновники еще могут спасти множество жизней и значительно уменьшить страдания. Это этически необходимо, и не только для США или Канады.
Если в странах, где опиоиды производятся чаще всего, не будут приняты соответствующие нормативные акты, весь остальной мир может оказаться втянутым в аналогичный кризис.
Уже сейчас количество рецептов на опиоиды растет в Нидерландах, Исландии, Англии, Бразилии и Австралии. Только в Бразилии количество рецептов на опиоиды увеличилось на 465 процентов с 2009 по 2015 год.
Комиссия призывает страны с высоким уровнем дохода, где базируются производители опиоидов, распространить ограничения и юридические санкции на глобальные операции. Чтобы дать странам с ограниченными ресурсами альтернативу партнерству с коммерческими транснациональными корпорациями, Комиссия рекомендует Всемирной организации здравоохранения и странам-донорам предоставлять бесплатный генерический морфин для обезболивания больницам и хосписам в странах с низким уровнем дохода.
"Риск глобального распространения выше там, где COVID-19 разрушил системы здравоохранения, где потребности в обезболивании в условиях ограниченных ресурсов остаются неудовлетворенными, и где корпорации ищут новые рынки, но предоставлены сами себе", - говорится в сопроводительной редакционной статье.
"Чтобы справиться с болью, необходимо справиться и с жадностью".
Отчет был опубликован в журнале The Lancet.