/ Новости сайта / Космос / Ученые составили атмосферную карту экзопланеты
03.02.2022

Ученые составили атмосферную карту экзопланеты

Исследователи создали трехмерную карту атмосферы экзопланеты, находящейся на расстоянии 322 световых лет от Земли. Полученная трехмерная карта клубящихся газов, окружающих экзопланету, похожую на Юпитер, является не только первым астрономическим достижением, но и должна помочь в поиске экзопланет, похожих на Землю, способных поддерживать внеземную жизнь.

С тех пор как в 1995 году астрономы обнаружили первый такой инопланетный мир, было выявлено около 5 000 экзопланет. Большинство этих инопланетных миров - газовые гиганты, такие как Юпитер или Сатурн, что делает их значительно менее вероятными для поддержания жизни, как мы ее знаем. Однако понимание того, как развиваются эти планеты, по-прежнему жизненно важно и может помочь в поисках новых землеподобных миров.

Теперь исследовательская группа из Лундского университета в Швеции нацелилась на планету размером с Юпитер за пределами нашей Солнечной системы, чтобы проверить, смогут ли они успешно измерить атмосферу экзопланеты, в результате чего была составлена первая в истории 3D-карта атмосферы экзопланеты.

Экзопланета WASP-189b, выбранная для изучения исследовательской группой Лундского университета, отличается от Земли примерно так же, как и тысячи ранее открытых экзопланет. Например, она находится очень близко к своей звезде-хозяину, поэтому ее планетарный год эквивалентен всего 2,7 земным дням. Такая близость звезды также делает дневную температуру планеты палящей - 3 200 градусов Цельсия, что слишком экстремально даже для самых экстремальных типов известной жизни.

"Мы использовали спектрограф высокого разрешения для сбора света звезды-хозяина в то время, когда свет также проходил мимо газовой оболочки экзопланеты", - объясняет в пресс-релизе Бибиана Принот, докторант астрономического факультета Лундского университета, возглавлявшая исследование. "После извлечения соответствующих частей спектра мы смогли связать по крайней мере девять вариантов известных веществ с атмосферой WASP-189b".

В частности, Принот и ее команда обнаружили в атмосфере железо, титан, хром, ванадий, магний, марганец и труднообнаруживаемый оксид титана. Затем эти различные элементы были нанесены на карту, что показало, что "WASP-189b имеет слоистую атмосферу, в которой важную роль играют трехмерная химия, тепловые эффекты и динамика в виде ветров".

"В прошлом анализ атмосфер экзопланет этого типа был возможен только с помощью одномерных моделей", - сказал Принот. "В нашем исследовании мы прокладываем путь к использованию спектрографов высокого разрешения для достижения гораздо более глубокого понимания атмосфер экзопланет".

Опубликовав свою работу в журнале Nature Astronomy, исследователи из Лунда признают, что эта конкретная планета, скорее всего, не является домом для внеземной жизни, но также отмечают, что возможность охарактеризовать, количественно оценить и даже составить карту атмосферы экзопланеты даст тем, кто ищет жизнь за пределами Земли, столь необходимый инструмент в арсенале охотников за жизнью.

"Меня часто спрашивают, считаю ли я, что мои исследования имеют отношение к поиску жизни в других частях Вселенной", - говорит Принот. "Мой ответ всегда положительный. Этот тип исследования - первый шаг в этом поиске".