/ Новости сайта / Космос / В зоне обитаемости белого карлика заподозрили существование планетарных тел
12.02.2022

В зоне обитаемости белого карлика заподозрили существование планетарных тел

Ученые нашли в созвездии Чаши необычный белый карлик, который окружен несколькими планетарными телами. Исследователи предполагают, что на их поверхности может существовать жидкая вода, то есть потенциально там может развиться жизнь земного типа. Описание исследования опубликовал научный журнал Monthly Notices of the Royal Astronomical Society.

"Необычная периодичность орбит этих объектов указывает, что в окрестностях этой мертвой звезды может скрываться еще более крупная планета. Ее присутствие стабилизирует орбиты тех тел, которые мы открыли", – рассказал один из авторов исследования, профессор Университетского колледжа Лондона Джей Фарихи.

Ранее ученые сомневались, что в окрестностях белых карликов могут возникать и существовать полноценные планеты. Но за последние годы астрономы обнаружили множество свидетельств того, что белые карлики периодически разрушают и поглощают небесные тела, похожие по составу на каменистые планеты. Поэтому ученые активно ищут подобные планеты в окрестностях "мертвых" звезд.

В ходе новой работы Фарихи и его коллеги открыли первый пример того, что подобные небесные тела могут находиться в окрестностях белых карликов внутри зоны обитаемости. Так астрономы называют область в окрестностях светила, в пределах которой вода на небесных телах может существовать в жидком виде. Это критически важно для зарождения и существования аналогов земной жизни.

Жизнь рядом с белым карликом?

Согласно данным, которые анализировали Фарихи и его коллеги, в окрестностях недавно открытого белого карлика WD 1054-226, который расположен в созвездии Чаши в 117 световых годах от Земли, может находиться несколько планет с подобными условиями. Сперва эта звезда привлекла внимание ученых тем, что в ее верхних слоях были тяжелые элементы, которые могут указывать, что белый карлик недавно поглотил обломки планет, комет или астероидов.

Исследователи попытались обнаружить на орбите этой звезды следы других малых небесных тел. Первые же наблюдения за WD 1054-226 с помощью оптического телескопа NTT, установленного в высокогорной чилийской обсерватории Ла-Силья, неожиданно указали, что вокруг этого объекта могут находиться три кольцеобразные структуры, внутри каждой из которых присутствовали небольшие планетарные тела, сопоставимые по размерам с Луной или другими спутниками Солнечной системы.

Эти структуры и небесные тела были расположены на относительно небольшом расстоянии от белого карлика, благодаря чему температура на их поверхности составляла около 50 °С. То есть эти тела находятся внутри зоны обитаемости.

Ученые предполагают, что рядом с ними может скрываться еще более крупная планета, которую увидеть пока невозможно из-за низкой чувствительности и разрешающей способности телескопов. Как надеются Фарихи и его коллеги, эту теорию в ближайшее время проверит недавно запущенный орбитальный телескоп James Webb, который скоро начнет научную работу.