/ Новости сайта / Наука и Технологии / Квантовая механика является доказательством того, что жизнь - это всего лишь сон
14.02.2022

По мнению известного научного писателя Джона Хоргана, "радикальная квантовая гипотеза" порождает сомнения в объективной реальности:

Автор книги "Проблемы разума и тела" объясняет, что, хотя квантовая механика подтверждена бесчисленными экспериментами, она "бросает вызов здравому смыслу". В частности, она вызывает сомнения в том, что такое "факты".

В 1961 году физик Юджин Вигнер предложил мысленный эксперимент, похожий на более известную дилемму "кота Шредингера":

Вместо сказочного кота в коробке представьте, что друг Вигнера находится в лаборатории и наблюдает за радиоактивным образцом. Когда образец распадается, вспыхивает детектор.

Теперь представьте, что Вигнер находится за пределами лаборатории. Если друг Вигнера видит вспышку детектора, он знает, что образец распался. Но для Вигнера, стоящего вне лаборатории, образец, его друг и вся лаборатория витают в тумане возможных состояний. Вигнер и его друг, кажется, занимают две разные реальности.

В 2020 году физики провели версию мысленного эксперимента Вигнера и пришли к выводу, что его интуиция была верна. В статье для журнала Science под заголовком "Квантовый парадокс указывает на шаткие основы реальности" репортер физики Джордж Мюссер говорит, что эксперимент ставит под сомнение объективность. "Это может означать, что не существует такой вещи, как абсолютный факт, - пишет Мюссер, - который был бы верен как для меня, так и для вас".

Когда в 2020 году физики опробовали версию мысленного эксперимента Вигнера, они обнаружили, что его интуиция подтвердилась. Этот факт их обеспокоил.

Журналист Джордж Мюссер, автор книги "Spooky Action at a Distance" (2016), весьма категорично высказался о последствиях:

Теперь исследователи из Австралии и Тайваня предлагают, возможно, самую резкую демонстрацию того, что парадокс Вигнера реален. В исследовании, опубликованном на этой неделе в журнале Nature Physics, они превращают мысленный эксперимент в математическую теорему, которая подтверждает непримиримое противоречие, лежащее в основе сценария. Команда также проверяет теорему с помощью эксперимента, используя фотоны в качестве прокси для людей. В то время как Вигнер считал, что для разрешения парадокса необходимо, чтобы квантовая механика разрушилась для больших систем, таких как люди-наблюдатели, некоторые авторы нового исследования считают, что нечто столь же фундаментальное находится на тонком льду: объективность. Это может означать, что не существует такого понятия, как абсолютный факт, который был бы верен как для меня, так и для вас.

"Это немного обескураживает", - говорит соавтор Нора Тишлер из Университета Гриффита. "Результат измерения - это то, на чем основана наука. Если каким-то образом он не абсолютен, это трудно себе представить".

Запутанные фотоны показали "непримиримое несоответствие между друзьями и Вигнерами". Мюссер считает, что одно из четырех основных допущений в физике должно дать сбой:

Немногие физики считают, что виной тому может быть супердетерминизм. Некоторые считают локальность слабым местом, но ее провал был бы очевиден: действия одного наблюдателя влияли бы на результаты другого даже на больших расстояниях - более сильный вид нелокальности, чем тот, который часто рассматривают квантовые теоретики. Поэтому некоторые ставят под сомнение постулат о том, что наблюдатели могут объединить свои измерения эмпирически. "Может оказаться, что есть факты для одного наблюдателя и факты для другого; они не обязательно должны совпадать, - говорит соавтор исследования и физик из Гриффита Говард Уайзман. Это радикальный релятивизм, который до сих пор многих шокирует. "С классической точки зрения, то, что видит каждый, считается объективным, не зависящим от того, что видит кто-то другой", - говорит Олимпия Ломбарди, философ физики из Университета Буэнос-Айреса.

Хорган связывает парадокс с новым подходом к квантовой механике:

Новая интерпретация квантовой механики под названием QBism (произносится "кубизм", как и художественное направление) делает субъективный опыт основой знаний и самой реальности. Дэвид Мермин, выдающийся теоретик, говорит, что КБизм может рассеять "путаницу в фундаменте квантовой механики". Вы просто должны принять, что все знания начинаются с "индивидуального личного опыта".

Дэвид Мермин объяснил в Nature в 2014 году,

Квиетистов часто обвиняют в солипсизме: вере в то, что мир существует только в сознании отдельного агента. Это неверно. Хотя я не могу войти в ваш разум, чтобы испытать ваше личное восприятие, вы можете влиять на мое восприятие с помощью языка. Когда я разговариваю с вами или читаю ваши книги и статьи в Nature, я могу сделать вывод, что вы - такое же воспринимающее существо, как и я, и учесть особенности вашего опыта. Вот как мы можем прийти к общему пониманию нашего внешнего мира, несмотря на приватность нашего индивидуального опыта.

По сути, QBism (Квантовое байесианство или квантовый байесианизм, в англоязычной литературе сокращённо QBism или просто кьюбизм, — одна из интерпретаций квантовой механики, в центре которой ставятся действия и опыт агента.) делает наблюдателя частью наблюдаемой сцены. Это не означает, что все идет своим чередом. Это просто означает, что все знания приобретаются с определенной точки зрения. В этом случае не существует абстрактного знания о ситуации; есть только знание, воспринимаемое наблюдателем.

Одна вещь, которую QBism, безусловно, делает, это исключает возможность того, что разум - это просто иллюзия, как предполагают некоторые философы и неврологи. В таком случае не было бы никакого знания вообще. QBism делает наблюдателя реальным, делая его частью эксперимента.

Квантовая механика является доказательством того, что жизнь - это всего лишь сон?

Моя девушка часто рассказывает мне свои сны, а я, реже, рассказываю ей свои, которые обычно слишком странные, чтобы делиться ими. Мы пытаемся осмыслить наши сны, найти в них смысл. Что они говорят о наших страхах и желаниях?

Толкование снов - это несовершенное, крайне субъективное искусство, что, несомненно, признал бы Зигмунд Фрейд в редкие минуты своего смирения. Сны - это полностью личный опыт, пережитый от первого лица, не оставляющий следов за пределами неверной памяти сновидца.

И все же осмысление снов, как мне кажется в последнее время, не так уж сильно отличается от осмысления "реальности", какой бы она ни была. Да, мы все живем в одном мире. Мы можем сравнивать записи о том, что происходит, и делать выводы, что невозможно в снах.

И все же ваше восприятие мира уникально для вас. Как и его интерпретация, которая зависит от ваших прежних убеждений, желаний и отвращений, а также от того, что для вас важно. Неудивительно, что мы часто не соглашаемся с тем, что произошло и что это значит.

Наука дает нам наилучшую надежду на достижение консенсуса. Ученые накапливают и анализируют кусочки доказательств, такие как углекислый газ в древних ледяных жилах или кровь, взятая у госпитализированных пациентов. После долгих споров и сомнений ученые приходят к правдоподобной версии. Сжигание ископаемого топлива повышает содержание углекислого газа в атмосфере до опасного уровня. Новый смертельный коронавирус распространяется по всему миру.

Но субъективность трудно искоренить даже в физике - фундаменте, на котором зиждется наука.  Квантовая механика, математическая модель материи в очень малых масштабах, является самой строго проверенной теорией науки. Ее подтверждают бесчисленные эксперименты, а также компьютерные чипы, лазеры и другие технологии, использующие квантовые эффекты.

К сожалению, квантовая механика противоречит здравому смыслу. Уравнение Шредингера описывает поведение электрона множеством возможных способов. Только когда мы наблюдаем за электроном, он ведет себя одним определенным образом; наше наблюдение, похоже, определяет его поведение. Эта так называемая проблема измерения подрывает объективность, которая предполагает, что физическая реальность такова, какова она есть, независимо от того, как мы ее рассматриваем.

Интерпретация квантовой механики, называемая QBism (произносится как "кубизм", по аналогии с художественным движением), принимает субъективность, делая ее основой знаний и самой реальности. Согласно QBism, каждый из нас строит картину мира, набор убеждений о нем, основанных на нашем взаимодействии с ним. Мы постоянно, неявно, присваиваем вероятности нашим убеждениям. Большая реальность, в которой мы все живем, возникает в результате столкновения всех наших субъективных мини-реальностей.

Основная идея QBism, по словам научного писателя Аманды Гефтер, заключается в том, что идея "единой объективной реальности - это иллюзия". Можно сказать, мечта. Во всяком случае, таково мое понимание КБизма. Сторонники спорят об определениях, а физики и философы, любящие объективность, полностью отвергают КБизм. Все эти споры, как ни странно, подтверждают предпосылку КБизма о том, что абсолютной объективности не существует; есть только субъективные точки зрения от первого лица.

У физиков больше общего, чем многие хотели бы признать, с художниками, которые пытаются превратить хаос вещей в осмысленное повествование. Некоторые художники препятствуют нашему стремлению к смыслу. Поэма Т.С. Элиота "Пустая земля" - это антинарратив, мешок с образами, которые появляются и исчезают из пустоты. Поэма похожа на сон или кошмар. Ее смысл в том, что нет никакого смысла, никакого сюжета или плана, никакого главного повествования. Жизнь - это шутка, и шутка над вами, если вы верите в обратное.

Те из нас, кто отвергает этот нигилистический взгляд, могут быть прощены за то, что время от времени задаются вопросом, сможем ли мы когда-нибудь постичь существование. Может быть, объективно истинная картина реальности существует где-то там, в платоновском эфире, но мы, люди, с нашими обезьяньими мозгами, нагруженными предубеждениями, выведенными в нас естественным отбором, не можем ее понять.  Но даже если наши усилия тщетны, мы никогда не перестанем пытаться понять, что же на самом деле означает наша общечеловеческая реальность.

renmilk11 14.02.2022 22:43 [Материал]
Это не наш сон!
renmilk11 14.02.2022 22:36 [Материал]
[b" Вигнер и его друг, кажется, занимают две разные реальности.[/b]" И это кажется третьему, занимаюшемугу третью реальность... и так до меня крайнего.
И так далее. Ну и всё! Вот и доказательство реальности Бога, которая обобщает все реальности от частных. Общая картина
то не у Вагнера и его друга...и не у нас smile
maikl2m 14.02.2022 21:13 [Материал]
"А что скажет Наимудрейший? — Поистине, сон не есть не-сон, а не-сон не есть сон. Итак, не про сон сказать, что это сон, — всё равно что про сон сказать, что это не сон. Говоря коротко, про не-сон сон, или сон про не-сон. Хи!" (х/ф "Волшебная лампа Аладдина", СССР, 1966 г.) biggrin
kvantic 14.02.2022 19:30 [Материал]
Отлично! Этого и не хватало солипсизму.