Новое исследование обнаружило корни современной России в ее прошлом «в стиле викингов»
Новое исследование, опубликованное в журнале "Russian History", раскрывает некоторые удивительные подробности экономического, политического и культурного развития средневековой и современной России.
Похоже, что русские версии викингов, знаменитых скандинавских завоевателей и мародеров, которые более 1000 лет назад оказали огромное влияние на развитие общества во всей Евразии, оказали огромное влияние на последующую историю России.
Даже сегодня, утверждает автор нового исследования, российское общество все еще ощущает влияние своего грабительского прошлого, которое закончилось гораздо позже, чем скандинавская эпоха, которую оно копировало.
На заре XII века эпоха викингов в европейской истории уже закончилась. По крайней мере, так утверждает традиционная история. На самом деле, опустошения скандинавских викингов и их культура грабежа и разбоя в стиле викингов были частью более широкой культурной тенденции. В Евразии грабежи, разбои и пиратство преобладали во многих областях в конце первого тысячелетия и далее, прежде чем возникли более централизованные королевства, подавлявшие такую деятельность.
В России правление царей и аристократических родов осуществлялось медленно. В некоторых частях страны оно вообще не было реализовано. Следовательно, восточнорусская версия грабительской культуры и экономики в стиле викингов продолжала контролировать местную политику в некоторых областях вплоть до позднего средневековья.
Даже после того, как скандинавские викинги погибли, русские грабители в стиле викингов сохраняли свою власть на протяжении веков, особенно в восточной части страны. Уже в конце XVII века русские банды и кланы военачальников по образцу викингов все еще плавали на своих кораблях вверх по рекам Сибири, получая доступ к отдаленным землям, где местное население оставалось уязвимым для их хищничества. Такие труднодоступные места позволяли налетчикам в стиле викингов создавать свои собственные небольшие вотчины, где они могли свободно применять свои подлые методы накопления богатства, не опасаясь разорения.
Даже в более густонаселенных районах России набеги продолжали совершаться спустя столетия после того, как они прекратились в других местах. Она продолжалась и на ранних этапах средневековой политической консолидации России, внося противоречивый элемент в развитие общества.
"Разница между княжеской властью и независимыми налетчиками не всегда была ясна", - пояснил профессор Юкка Корпела, автор новой статьи по истории России, в пресс-релизе Университета Восточной Финляндии (работодатель Корпелы). "Например, новгородская летопись говорит о великом князе Юрии Даниловиче в официальных выражениях, поэтому западная историография считает его одним из основателей Москвы. Тем не менее, в записи от 1325 года он также описывается как налетчик".
Но к 15 веку политическая ситуация явно изменилась. Аристократы в Москве начали утверждать свое абсолютное господство на политической сцене в западных и центральных областях России. Приняв в 1462 году титул Великого князя всея Руси (так тогда называлась Россия), Иван III, или Иван Великий, предпринял множество шагов, чтобы укрепить свое правление и подчинить себе весь народ.
Некоторые лидеры различных набегов викингов решили поддержать набирающий силу центральный режим, в то время как другие бросили вызов царству и продолжали свои набеги и грабежи до тех пор, пока могли. Наконец-то, казалось, верховная царская власть пришла в Россию, а значит, политическая жизнь навсегда изменится. Но Москве оказалось трудно управлять такой большой и громоздкой страной.
На востоке России среднеазиатские клановые общества сопротивлялись наступлению централизованной власти. В Поволжье, на Кавказе и в Каспийском регионе независимые военачальники продолжали вести одиночный образ жизни, совершая набеги и грабежи, как они это делали всегда, несмотря на решимость Москвы обуздать их. Богатства, которые эти военачальники приносили в местную экономику, обеспечивали им широкую поддержку на родине, и у центральных властей в конечном итоге не хватало ни сил, ни средств, чтобы заставить их подчиниться.
"Набеги частных военачальников были выгодны для местной экономики", - подтверждает профессор Корпела. Но он отмечает, что это сопротивление реформам имело более долгосрочные последствия. "Эта система интегрировалась в структуру восточных княжеских держав, потому что европейские суверенные королевства и их правовая структура не материализовались на Востоке", - продолжает он. "Это крайне важно осознать, чтобы понять современную Россию".
Другими словами, князья на востоке России были независимыми военачальниками, даже если они не считали себя королевской властью. В некоторых периферийных областях России набеги продолжались вплоть до XIX века, что показывает, насколько велика была власть военачальников в определенных районах страны.
В Скандинавии события начала второго тысячелетия привели к быстрому упадку культуры в стиле викингов. В это время в Дании, Норвегии и Швеции возникли новые королевства, а правители этих государств все больше стремились к интеграции в большой европейский христианский союз народов.
Христианство пришло в скандинавские земли с опозданием: с VIII по X век предпринимались лишь спорадические попытки христианизации региона. Но в конце концов процесс обращения набрал обороты. Между 1104 и 1164 годами королевства Дании, Норвегии и Швеции создали свои собственные отдельные архиепископства, подчиняющиеся непосредственно Папе Римскому, и это стало решающей вехой, которая официально подтвердила политический союз Скандинавии с остальным европейским христианским миром.
Эта культурная перемена резко изменила ожидания политических лидеров в крепостях викингов. Они больше не считали себя отдельными от европейского общества и культуры в целом. С их точки зрения, набеги викингов все больше становились анахронизмом, пережитком другого времени, когда грабеж и принудительная торговля приносили больше богатства, чем создание законных союзов. Эпоха викингов в Скандинавии неизбежно должна была закончиться в результате этих изменений в обществе, что и произошло в XII веке.
Временные рамки в России были совершенно иными. Силы, которые помогли покорить русскую версию налетчиков-викингов, начали активизироваться только в 15 веке, и их масштабы и влияние оказались ограниченными. Если профессор Корпела прав, то эта уникальная история существенно повлияла на историческую дугу России.
В 1917 году в России произошла самая грандиозная революция за последние 200 лет - большевистская революция, которая могла и не произойти, если бы правящая аристократия установила более прочную власть над всем народом в более ранний период. А после распада Советского Союза Россия вскоре превратилась в мегакоррумпированное общество, управляемое сверхбогатыми российскими олигархами, которые повинны в собственной версии грабежа и мародерства. Казалось бы, у этих людей много общего с военачальниками прошлого России, и, возможно, эта параллель - не просто совпадение.
Была бы эта история иной, если бы 800 или 900 лет назад на Руси полностью исчезло правление викингов? Невозможно сказать наверняка, но, тем не менее, тезис профессора Корпелы остается интригующим и провокационным.
Конечно нельзя исключать того, что данное научное исследование является политизированным, тем более, когда оно написано представителем Финляндии, которая славиться своей русофобией.