/ Новости сайта / Космос / В центре галактики, возможно, нет темной материи
15.03.2018

В центре галактики, возможно, нет темной материи

Загадочный излишек гамма-излучения в центре галактики может объясняться не радиацией темной материи, а менее экзотическими причинами — например, суммарным излучением тысяч умирающих звезд, считают авторы нового исследования.

Центр Млечного пути (галактический балдж) излучает в гамма-диапазоне гораздо интенсивнее, чем должен согласно расчетам, основанным на распределении звезд. это расхождение заметили десять лет назад после запуска космической гамма-обсерватории «Ферми» и долго объясняли присутствием в центре галактики темной материи, распад которой под действием излучения внегалактических источников порождает кванты высокоэнергетического гамма-излучения.

Существование темной материи не доказано, однако астрофизики пользуются этим понятием, чтобы объяснять гравитационные аномалии и излучение, источник которого неизвестен. Предполагается, что темную материю невозможно зарегистрировать существующими методами, однако она так же, как и обычная материя, состоит из частиц, имеющих массу, при распаде которой выделяется энергия в форме электромагнитного излучения.

В последние годы звучит все больше аргументов против предположения о том, что гамма-излучение балджа связано с темной материей. Летом прошлого года группа астрономов под руководством Альфредо Урбано (Alfredo Urbano) из Национального института ядерной физики в Триесте обнаружили компактный внутригалактический источник гамма-излучения неизвестной природы недалеко от сверхмассивной черной дыры Sgr A*, которая находится в центре Млечного Пути.

Новое исследование, опубликованное в журнале Nature Astronomy, также указывает на внутригалактический источник гамма-излучения. На этот раз ученые при помощи все той же обсерватории «Ферми» получили распределение гамма-излучения в окрестностях галактического центра и заметили, что оно коррелирует с распределением звезд, а не распределено равномерно по всему балджу, как можно было бы предполагать, если бы источником служила темная материя. На карту излучения ученые нанесли не сферическую область равномерного свечения, а два пересекающихся отрезка.

Астрономы даже делают осторожное предположение о природе источника — возможно, это тысячи миллисекундных пульсаров (нейтронных звезд, вращающихся с периодом в тысячные доли секунды). Нейтронная звезда остается на месте взорвавшейся массивной звезды, поэтому их часто называют «умирающими звездами». Возможно, что излишек гамма-излучени балджа — это суммарная энергия «звездного кладбища» в центре галактики.

Andrej_77 21.03.2018 14:53 [Материал]