На дне Финского залива нашли корабль XVII века
Экспедиция финской некоммерческой организации Badewanne, занимающейся документированием затонувших кораблей Первой и Второй мировых войн в Финском заливе, обнаружила на дне деревянный парусник XVII века.
Он лежит на глубине около 85 метров. Корпус корабля не был поврежден. Видимо, корабль погиб, не наткнувшись на рифы, а перевернувшись во время шторма. Низкая температура и малая соленость вод Балтийского моря не позволяют выживать в нем корабельным червям — моллюскам, повреждающим древесину, так что затонувший корабль находится в хорошем состоянии. Наибольший урон ему нанес однажды рыболовный трал, который протащили от носа к корме корабля. В этот момент были снесены мачты, вырваны некоторые доски палубы и снесены деревянные скульптуры, украшавшие корму.
Флейт, иллюстрация XVII века. University of Toronto Wenceslaus Hollar Digital Collection
По характерной форме корпуса, специалисты сделали вывод, что это флейт — нидерландский торговый корабль, появившийся на рубеже XVI–XVII веков. Благодаря малой осадке, просторным трюмам и узкой палубе трехмачтовые флейты были быстрыми, вместительными, могли ходить как в открытом море, так и по внутренним водным путям, а инновационная система шкивов и талей для управления парусами позволяла справляться с кораблем силами небольшого экипажа. Флейты были дешевыми и эффективными кораблями Нидерландской Ост-Индской компании, доминировали на Балтике в XVI–XVIII веках.
Команда Badewanne продолжит изучение затонувшего корабля в сотрудничестве с Финским агентством по историческому наследию и морским археологом из Стокгольмского университета Никласом Эрикссоном (Niklas Eriksson). «Корабль демонстрирует многие характеристики флейта, но имеются также и некоторые уникальные особенности, в том числе конструкция кормы. Возможно, это ранний пример конструкции. Кораблекрушение, таким образом, дает уникальную возможность исследовать развитие типа корабля, который ходил по всему миру и стал инструментом, заложившим основу для ранней современной глобализации», — говорит Никлас Эрикссон.