/ Новости сайта / Тайны истории / Зубы первых индейцев рассказали о рыбе в их рационе
05.09.2020

Зубы первых индейцев рассказали о рыбе в их рационе

Оценка: 0.0    716 0 Тайны истории

Изотопный состав зубов и костей первых индейцев, которые жили на территории Аляски более 11,5 тыс. лет назад, показал, что они питались не только мясом мамонтов и бизонов, но и рыбой и другими морепродуктами. Их выводы опубликовал научный журнал Science Advances.

"Мы проанализировали доли изотопов в зубах и костях двух младенцев, которые жили на территории Аляски более 11,5 тыс. лет назад. Оказалось, что в диете их матерей доминировали "сухопутные" источники пищи, однако при этом они потребляли большие количества кеты и другой морской рыбы, что было особенно характерно для весны и лета. Подобные результаты ставят под сомнение теорию о том, что древние индейцы специализировались на охоте на крупных животных", – пишут исследователи.

Палеонтологи считают, что большая часть мегафауны Америки – мастодонты, пещерные медведи, гигантские ленивцы и саблезубые кошки – по всей территории Южной и Северной Америки исчезли практически одновременно, примерно 14-15 тыс. лет назад. Ученые пока не определились с единой точкой зрения на то, что стало причиной их вымирания.

В частности, многие исследователи, опираясь на историю расселения индейцев по Новому Свету, а также следы и обломки их копий и орудий труда в костях мастодонтов и другой мегафауны, полагают, что первоочередную роль в их исчезновении сыграл человек. В пользу этого говорит и то, что почти все крупные животные Америки в среднем исчезали менее чем через тысячу лет после того, как неподалеку от их ареала появлялись предки современных индейцев.

С другой стороны многие палеонтологи и палеоклиматологи предполагают, что вымирание мегафауны в первую очередь было связано с природными факторами, в том числе с так называемым дриасовым похолоданием и другими резкими изменениями климата, а также генетическим вырождением большинства животных ледниковой эпохи.

Диета древних индейцев

Группа химиков и антропологов под руководством, доцента Аляскинского университета (США) Джошуа Ройтера разработала остроумную методику, с помощью которой к проверке этих гипотез можно подойти с другой стороны – с точки зрения химии.

По форме зубов и челюстей, а также по изотопному составу эмали и других тканей можно многое узнать о диете млекопитающих и других многоклеточных живых существ в разные годы жизни. В частности, доли изотопов стронция и тяжелого кислорода-18 позволяют определить, где обитали человеке или животное, а соотношение атомов азота-15 и углерода-13 – то, чем он питался.

Руководствуясь этими идеями, Ройтер и его коллеги проанализировали изотопный состав эмали зубов, а также белков костей у двух младенцев, останки которых были найдены в 2013 году на берегу реки Танана на северо-западе Аляски. Они принадлежали к культуре древних берингийцев – группе индейцев, которые жили на территории Чукотки, Камчатки и так называемой Берингии – перешейка, соединявшего в эпоху оледенения Евразию и Северную Америку.

Измерив доли изотопов в костях и зубах, ученые исследовали, чем питались их матери на разных этапах развития плода. Оказалось, что в тканях тела младенцев было необычно много углерода-13. Это говорит о том, что их родители ели не только мясо бизонов, оленей или других крупных сухопутных животных, на что указывают большие количества азота-15, но и рыбой.

В среднем ее доля в рационе древних индейцев составляла около 30%, повышаясь летом и весной, когда кета и другие виды лососевых рыб во время нереста начинают подниматься по североамериканским рекам. Эти показатели, как отмечают исследователи, сопоставимы с тем, как много рыбы едят современные жители этого региона Аляски, индейцы-атабаски.

С другой стороны, эти выводы не сходятся с прогнозами многих антропологов-теоретиков, которые, опираясь на характер распространения индейцев по Берингии и Аляске, считают, что жизнь древних обитателей Нового Света всецело зависела от численности представителей крупных сухопутных животных и их доступности в тех регионах, которые они осваивали. Изотопный состав зубов младенцев говорит о том, что диета индейцев была гораздо более разнообразной, что ставит под сомнение эти идеи, заключают исследователи.