На Марсе зафиксировали странную активность во время солнечных затмений
Луны Марса не похожи на земные. Орбита крупнейшего спутника Красной планеты — Фобоса — находится гораздо ближе к ее поверхности. Если Луне требуется 27 дней на оборот вокруг Земли, то Фобос делает три оборота вокруг Марса за один марсианский день (сол).
Поэтому солнечные затмения на Марсе происходят гораздо чаще, чем у нас. Правда Фобос из-за своих размеров никогда не закрывает Солнце полностью, и среднее марсианское затмение длится не дольше 30 секунд. Однако даже такого короткого промежутка времени хватило, чтобы аппарат InSight зафиксировал интересные явления на планете.
К удивлению ученых во время затмения Фобоса на аппарате активировался сейсмометр, который должен регистрировать тектоническую активность на Марсе. «Во время солнечного затмения на Земле аппаратура может зафиксировать изменения в температуре и порывы ветра, когда воздух охлаждается в определенном месте», — пояснил сейсмолог Саймон Стахлер из Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETH Zurich). При этом InSight не заметил никаких атмосферных изменений на Марсе во время перемещений Фобоса. Все показатели оставались на привычном уровне.
Только солнечные панели зафиксировали падение излучения, что неудивительно. Никто не ожидал, что сработают сейсмометр, а также магнитометр. «Мы не ожидали показаний от сейсмометра, это необычный сигнал, — отметил Стахлер. — Представьте монету, подложите под один ее край два атома серебра. Это отклонение, о котором мы говорим, — 10 в минус 8 степени».
Сигнал оказался слабым, но реальным, его нельзя назвать ложноположительным. Кроме того, он не имеет никакого сходства с предыдущей сейсмической активностью планеты, то есть его нельзя списать на гравитационное воздействие Фобоса.
Одной из наиболее вероятных причин срабатывания сейсмометра могло стать охлаждение поверхности Марса после затяжного прохода Фобоса, за которым последовал полутораминутный период нагрева земли до прежней температуры. Это подтверждается данными инфракрасного радиометра. Серия экспериментов с искусственными источниками тепла показала, что сейсмометры почти мгновенно реагируют на изменение температуры.